Сведения об образовательной организации

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО  ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Образцова Виктория Юрьевна
Мамедов Роман Сабирович
Тараканова Инна Юрьевна

    Понятие «творческий потенциал» тесным образом связано с такими понятиями как «творчество», «творческая деятельность», «творческая самореализация».

В основе творческой деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд выделяет основные особенности творческого мышления:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [1, 17].

Рассматривая проблемы творчества и развития художественно-творческих способностей, исследования в области педагогики и психологии позволило установить, что в развитии способностей, в том числе и художественно-творческих, важным считается деятельностный подход. Исходя из этого, можно сказать, что творчество свойственно любой человеческой деятельности, а потребность в творчестве и способность к нему являются продуктом деятельности и необходимым условием её существования.

Творческий потенциал личности – это система личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

Процессы творчества и самореализации личности неразрывно связаны друг с другом и являются необходимым условием взаимного возникновения Выделяют следующие компоненты творческой самореализации:

• мотивационный (способность к выбору и постановке цели),

• интеллектуально-коммуникативный (интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические и коммуникативно-творческие способности),

• содержательно-операционный (способности к творческой преобразовательной деятельности и эстетические качества личности),

• рефлексивный (способности личности к самоуправлению и самоанализу в творческой деятельности).

Творческую самореализацию мы рассматриваем как целенаправленную активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно значимой творческой деятельности.

В настоящее время особенно популярны конкурсные культурно-досуговые программы. В феерические культурно-досуговые программы превращается все конкурсы «Мисс учебного заведения», гала-концерты различных фестивалей («Студенческая весна» и т.д.). 

Конкурсные культурно-досуговые программы выполняют сразу несколько важнейших функций в организации культурного досуга молодежи. Во-первых, конкурсные культурно-досуговые программы представляют собой яркое красочное зрелище, что, безусловно, привлекает огромное число зрителей; во-вторых, конкурсные программы способствуют творческому развитию участников; в-третьих, конкурсные программы способствуют формированию эстетических, нравственных, социальных ценностей.

Конкурсные культурно-досуговые программы являются дополнительным стимулом к развитию творческих способностей, повышению уровня личного мастерства их участников. Это связано с тем, что конкурсные культурно-досуговые программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть профессиональная или близ­кая к профессиональной деятельности; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искус­ства; это может быть, деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства и литературы. То есть все, что человек делает головой, руками, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.

Мы провели исследование среди студентов ряда Тамбовских высших учебных заведений и попросили ответить на вопрос: «Какие виды развлекательных программ вы предпочитаете?» Нами были предложены различные формы культурно-досуговых программ: конкурсные и игровые культурно-досуговые программы, танцевальные культурно-досуговые программы, игры КВН, праздники. Ответы наших респондентов разделились. Итоги опроса мы видим в Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Данный опрос показал, что наиболее предпочтительными развлекательными формами досуга для молодежи являются конкурсные культурно-досуговые программы – 25% и танцевальные культурно-досуговые программы – 25%. Привлекательность конкурсных программ состоит в том, что в них присутствует дух соревновательности, элемент новизны, занимательности, публичности. В яркой и занимательной форме подростки познают окружающий мир, расширяют свой кругозор, развивают память, мышление, сообразительность, словом, весь интеллект.

Таким образом, мы можем говорить о том, что конкурсные культурно-досуговые программы наряду с развлекательной функцией способны выполнять и другие социально-педагогические задачи, а именно:

- формирования культурных ценностей;

- реализация творческого потенциала личности;

- создание условия активной социализации личности;

- формирования адекватной самооценки

- и другое.

Результаты ответа «Каковы мотивы участия в культурно-досуговых программах?» отражены в таблице 1.

Таблица 1

Мотивы участия студентов в шоу-конкурсах

«Мистер студент» и «Мисс студентка»

Вопрос

Да

Нет

1

Является ли победа в конкурсе основным стимулом?

30%

70%

2

Является ли конкурсная шоу-программа для вас формой развлечения?

90%

 10%

3

 Является ли конкурсная шоу-программа дополнительным стимулом к творческой активности?

100%

0%

4

 Вас интересует результаты конкурса?

90%

10%

5

Способствует ли участие в конкурсной шоу-программе раскрытию ваших лучших качеств?

90%

10%

6

Стремитесь ли вы к самоутверждению в процессе  участия в конкурсной шоу-программе?

80%

20%

7

 Способствует ли участие в конкурсной программе развитию волевых качеств, избавлению от различных психологических комплексов?

70%

30%

8

 Доставляет ли вам удовольствие участие в конкурсной шоу-программе?

100%

0%

9

Хотели бы вы сами разработать концепцию собственной конкурсной культурно-досуговые программы?

70%

30%

10

 Будите ли вы и дальше принимать участие в конкурсных шоу-программах?

80%

20%

Ответы респондентов показали, что практически все участники считают конкурсную программу развлекательным видом досуга. Однако, как считают наши респонденты, конкурсная программа способствует также раскрытию лучших качеств участников конкурса. И самым важным, на наш взгляд является то, что по мнению наших респондентов, конкурсные культурно-досуговые программы стимулируют творческую активность участников: это отметили все 100% наших опрошенных, а 70% даже изъявили желания разработать собственную концепцию конкурсной культурно-досуговые программы. Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что сама структура и функции конкурсных культурно-досуговых программ позволяют реализовать их творческий и социально-педагогический потенциал.

Рассматривая творческую самореализацию личности в соответствии с процессом организации культурно-досуговых программ, по нашему мнению, основными признаками такой личности являются способность к постановке целей, планированию деятельности, конструктивный характер отношений со сверстниками, проявление активности, самостоятельности, творчества в деятельности, адекватный характер оценивания себя и результатов деятельности.

______________________

  1. Дж. Гилфорд
Разделы