КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Образцова Виктория Юрьевна
Мамедов Роман Сабирович
Тараканова Инна Юрьевна
Понятие «творческий потенциал» тесным образом связано с такими понятиями как «творчество», «творческая деятельность», «творческая самореализация».
В основе творческой деятельности лежат творческие способности.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд выделяет основные особенности творческого мышления:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [1, 17].
Рассматривая проблемы творчества и развития художественно-творческих способностей, исследования в области педагогики и психологии позволило установить, что в развитии способностей, в том числе и художественно-творческих, важным считается деятельностный подход. Исходя из этого, можно сказать, что творчество свойственно любой человеческой деятельности, а потребность в творчестве и способность к нему являются продуктом деятельности и необходимым условием её существования.
Творческий потенциал личности – это система личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.
Процессы творчества и самореализации личности неразрывно связаны друг с другом и являются необходимым условием взаимного возникновения Выделяют следующие компоненты творческой самореализации:
• мотивационный (способность к выбору и постановке цели),
• интеллектуально-коммуникативный (интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические и коммуникативно-творческие способности),
• содержательно-операционный (способности к творческой преобразовательной деятельности и эстетические качества личности),
• рефлексивный (способности личности к самоуправлению и самоанализу в творческой деятельности).
Творческую самореализацию мы рассматриваем как целенаправленную активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно значимой творческой деятельности.
В настоящее время особенно популярны конкурсные культурно-досуговые программы. В феерические культурно-досуговые программы превращается все конкурсы «Мисс учебного заведения», гала-концерты различных фестивалей («Студенческая весна» и т.д.).
Конкурсные культурно-досуговые программы выполняют сразу несколько важнейших функций в организации культурного досуга молодежи. Во-первых, конкурсные культурно-досуговые программы представляют собой яркое красочное зрелище, что, безусловно, привлекает огромное число зрителей; во-вторых, конкурсные программы способствуют творческому развитию участников; в-третьих, конкурсные программы способствуют формированию эстетических, нравственных, социальных ценностей.
Конкурсные культурно-досуговые программы являются дополнительным стимулом к развитию творческих способностей, повышению уровня личного мастерства их участников. Это связано с тем, что конкурсные культурно-досуговые программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельности; это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства; это может быть, деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства и литературы. То есть все, что человек делает головой, руками, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.
Мы провели исследование среди студентов ряда Тамбовских высших учебных заведений и попросили ответить на вопрос: «Какие виды развлекательных программ вы предпочитаете?» Нами были предложены различные формы культурно-досуговых программ: конкурсные и игровые культурно-досуговые программы, танцевальные культурно-досуговые программы, игры КВН, праздники. Ответы наших респондентов разделились. Итоги опроса мы видим в Диаграмме 1.
Диаграмма 1
Данный опрос показал, что наиболее предпочтительными развлекательными формами досуга для молодежи являются конкурсные культурно-досуговые программы – 25% и танцевальные культурно-досуговые программы – 25%. Привлекательность конкурсных программ состоит в том, что в них присутствует дух соревновательности, элемент новизны, занимательности, публичности. В яркой и занимательной форме подростки познают окружающий мир, расширяют свой кругозор, развивают память, мышление, сообразительность, словом, весь интеллект.
Таким образом, мы можем говорить о том, что конкурсные культурно-досуговые программы наряду с развлекательной функцией способны выполнять и другие социально-педагогические задачи, а именно:
- формирования культурных ценностей;
- реализация творческого потенциала личности;
- создание условия активной социализации личности;
- формирования адекватной самооценки
- и другое.
Результаты ответа «Каковы мотивы участия в культурно-досуговых программах?» отражены в таблице 1.
Таблица 1
Мотивы участия студентов в шоу-конкурсах «Мистер студент» и «Мисс студентка» |
|||
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
1 |
Является ли победа в конкурсе основным стимулом? |
30% |
70% |
2 |
Является ли конкурсная шоу-программа для вас формой развлечения? |
90% |
10% |
3 |
Является ли конкурсная шоу-программа дополнительным стимулом к творческой активности? |
100% |
0% |
4 |
Вас интересует результаты конкурса? |
90% |
10% |
5 |
Способствует ли участие в конкурсной шоу-программе раскрытию ваших лучших качеств? |
90% |
10% |
6 |
Стремитесь ли вы к самоутверждению в процессе участия в конкурсной шоу-программе? |
80% |
20% |
7 |
Способствует ли участие в конкурсной программе развитию волевых качеств, избавлению от различных психологических комплексов? |
70% |
30% |
8 |
Доставляет ли вам удовольствие участие в конкурсной шоу-программе? |
100% |
0% |
9 |
Хотели бы вы сами разработать концепцию собственной конкурсной культурно-досуговые программы? |
70% |
30% |
10 |
Будите ли вы и дальше принимать участие в конкурсных шоу-программах? |
80% |
20% |
Ответы респондентов показали, что практически все участники считают конкурсную программу развлекательным видом досуга. Однако, как считают наши респонденты, конкурсная программа способствует также раскрытию лучших качеств участников конкурса. И самым важным, на наш взгляд является то, что по мнению наших респондентов, конкурсные культурно-досуговые программы стимулируют творческую активность участников: это отметили все 100% наших опрошенных, а 70% даже изъявили желания разработать собственную концепцию конкурсной культурно-досуговые программы. Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что сама структура и функции конкурсных культурно-досуговых программ позволяют реализовать их творческий и социально-педагогический потенциал.
Рассматривая творческую самореализацию личности в соответствии с процессом организации культурно-досуговых программ, по нашему мнению, основными признаками такой личности являются способность к постановке целей, планированию деятельности, конструктивный характер отношений со сверстниками, проявление активности, самостоятельности, творчества в деятельности, адекватный характер оценивания себя и результатов деятельности.
______________________