Сведения об образовательной организации

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ДОСУГА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ДОСУГА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Щаников М.В. 

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в своей сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие проект.

Технология социокультурного проектирования предполагает определенную мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение по отношению к объекту проектной деятельности, которое может осуществляться в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение. Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции проектировщика, имеет важные последствия — как с точки зрения успешности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:

Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы «поверх»  целей на сохранение и стабилизацию ситуации.

Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, «искусственно» преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния «чужой» культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.

Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. 

Начало третьего тысячелетия характеризуется интенсивным развитием мирового рынка индустрии развлечений. Бизнес, основанный на организации и проведении развлечений, приносит огромные прибыли и аккумулирует миллиарды долларов. Тенденциозный характер процессов развития мирового рынка развлечений присущ и отечественной сфере развлечений. Однако развитие развлекательного рынка России сопряжено с определенными проблемами как экономического, так и социального плана. Данная работа нацелена на выявление основных тенденций развития и проблем становления отечественной индустрии развлечений.

Развлечения - одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Необходимость в развлечении появляется сразу после удовлетворения первичных потребностей. Удовлетворенность качеством и доступностью развлечений является для человека индикатором его социального положения, а для общества - показателем развития экономики страны в целом и ее социальной сферы. Практика создания специальных условий для организации процессов развлечений привела к появлению достаточно мощной индустрии, которая в ее современном виде сложилась к концу XX в.

Развлечения - относительно новое для России направление культурной деятельности. В советский период истории досуговая деятельность входила компонентой в отрасль культурно-просветительной деятельности. Основной формой были клубная и парковая деятельность. Начавшийся с конца 1990-х годов подъем российской экономики привел к росту доходов и появлению у населения свободных средств и, как следствие, к росту потребности в рода развлечениях. В результате возникла и стала интенсивно развиваться новая отрасль - индустрия развлечений.

I. Глобализация и укрупнение объектов индустрии развлечений. Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время развлекательная индустрия представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.

II. Интеграция развлечений и других направлений деятельности. Отечественный рынок развлечений продолжает расти не только путем освоения новых сугубо развлекательных форм, но и путем проникновения развлекательного компонента в другие направления деятельности, ранее не связанные с развлечениями.

Индустрия развлечений - явление многопрофильное и охватывает многие направления деятельности - частичное присутствие развлекательного компонента наблюдается во многих сферах, что усложняет выделение предметной области исследования в четкую группу.

Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время культурно-развлекательная деятельность представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.

В целом, можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети культурно-развлекательных комплексов в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно.

Тяжелейшим  проявлением  кризиса  современного  российского  общества стало   увеличение  числа  детей-сирот   и   детей,   оставшихся  без  попечения родителей.

Дети,   воспитывающиеся    в    условиях    учреждений общественного воспитания,    испытавшие    дефицит    родительского  тепла, отличаются     отставанием     в     интеллектуальной     (ограниченный кругозор, недостаточное развитие некоторых форм мышления: образного,  логического  и т.д.)    и    эмоциональной    (отсутствие    избирательности  и постоянства    в эмоциональных привязанностях; трудности в общении с окружающими детьми, которые   выражаются    в    редком   проявлении сочувствия,   сопереживания, повышенной  агрессивности,   потребительском отношении   к  жизни)  сферах.

Необходимо отметить, что    подростки,    лишившиеся  родительского   попечения,   имеют   ряд специфических  особенностей:  как  правило,   не   осознают  и   не   принимают себя как личность; у   них формируются   неадекватные  социальные ожидания,  чаще всего они ориентируются  на  внешнее  окружение,   на   приспособление,   на признание     в     своей     среде      через     физическую    силу,     агрессию, асоциальные    формы    поведения    (ложь,    кражи,    насилие). На основе этих проблем и был разработан проект «Мечтай вместе с нами», для того чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя настоящим полноценным человеком, со всеми его привычками и определенной жизненной позицией к миру. Проект позволит на основе игр развлекательного характера помочь каждому ребенку и подростку определиться какую профессию ему стоит овладеть и что ему вообще интересно в этом мире. Благодаря этому проекту, в каждом ребенке раскрывается любовь, милосердие, уважение, как к себе, так и к окружающему миру, уходит отверженность, печаль и страх перед взрослой жизнью.

Таким образом,  полученные в процессе работы результаты и сформулированные выводы, позволяют говорить об эффективности предложенной системы работы по программе, ориентированной на подготовку детей-сирот к самореализации, самоактуализации, успешной социализации в обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Виноградова, Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Диссертация. М., 1992.
  2.  Григорьева Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: Учеб.пособие - Тамбов: Першина, 2004. 511 с.
  3. 3.  Долженкова М.И. Социально-культурное проектирование: Тематический план, программа курса и методические рекомендации для студентов специальности «Социально-культурная деятельность». – Тамбов: ТГУ.
  4. 4. Луков В.А. Социальное проектирование: Учебное пособие. – М.: Социум, 2000. – 224 с.16. Медведев В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного процесса. — Л.: Наука, 1987.  289 с. 
  5. 5. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2000. – 496 с.
Разделы