Сведения об образовательной организации

РОЛЬ ГУЛЯНИЙ И ПРАЗДНИКОВ В ВОЗРОЖДЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ТАМБОВЩИНЫ

РОЛЬ ГУЛЯНИЙ И ПРАЗДНИКОВ В ВОЗРОЖДЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ТАМБОВЩИНЫ

                                                                                                    Е.И.Григорьева

М.В.Картавых

Современные тенденции развития общества несут в себе немалые изменения.  На данном этапе становления жизни социума можно наблюдать бесконечное множество изменений в разных направлениях и сферах жизнедеятельности. Век технологий, век инноваций насыщен информацией. В виду постоянного совершенствования, информация видоизменяется, это ведет к появлению нового, более совершенного. И это вполне нормально, это естественно. Данный факт осведомляет нас о том, что общество активно развивается, прогрессирует. Однако, есть и константы в социуме. То, что постоянно или мало изменяемо обществом осознанно, то, что передается от поколения к поколению.  Это культурные традиции народа.

Традиции являются тем, что наиболее полно отражает внутренний мир и духовный облик народа. Являясь живой памятью нации, населения, народа, они в себе воплощают пройденный ими путь, великую историю народности, позволяя ощутить связь времени и поколений. Яркое отражение жизнедеятельности можно увидеть в обрядах социума, празднествах и семейных обычаях, которые передаются из поколения в поколение, из семьи в семью: от матери к дочери, от отца к сыну. Однако, в виду течения времени, многие традиции имели момент исчезновения, многие утратили первоначальное свое значение, а некоторые видоизменились социумом и существуют по настоящее время.

Тамбовский край известен множеством имен, сыгравших в той или иной мере значительную роль в становлении культурных традиций и способствовавших развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества. Множество документов хранятся в музеях и архивах Тамбовщины, связанных с его экономикой, культурой и бытом горожан. Глубокий след в культуре этого региона оставили: С.Ф. Голицын, Г.Р. Державин, Э.Д. Нарышкин, Е.Д. Поленова, В. Поленов, В.А. Агапкин, П.Н. Богдашев, Ю. Голицын, М.Н. Мордасова, С.Н. Клепикова, М.Ф. Якунчикова и многие другие.

Культурные традиции Тамбовщины весьма широки. Праздничные традиции уходят корнями далеко в прошлое. Самые архаичные праздники по своему происхождению – это никак иначе, как календарно-земледельческие. Однако, в виду факта, что заселение земель Тамбовского края крестьянами в наиболее массовом масштабе происходить лишь в XVIII веке, праздники и гуляния отражали лишь те традиции, которые имели возможность сохраниться к началу XVIII века, а также были привнесены переселенцами, мигрантами из различных регионов страны.

В разных регионах нашей страны праздничная культура свой окрас. Индивидуальные особенности проведения досуга естественны для социума, проживающего на одной территории. Тамбовщина – провинциальный край. Празднества и гуляния здесь тесно связанные с сельским хозяйством. В отдаленных селах и деревнях Тамбовского края они продолжают жить до сих пор.

Одним из ярких и насыщенных праздников был праздник Святок. По селам и дети, и взрослые ходили славить Христа на Рождество. Данный традиционный праздник также сохранил и народное название – это «Овсень. В этот праздник ряженый народ проходил по селу с добрыми пожелания здоровья, богатства и благополучия хозяевам. Чаще всего на Тамбовщине колядовала молодежь из семей бедных, так как зажиточные крестьяне своим детям не разрешали ходить с колядой и «кликать овсень» в виду того, что уже в XIX веке данная традиция рассматривалась как собирание милостыни. Войдя в дом, колядующие пели «Овсень», плясали под гармонь или балалайку, выражая песнями пожелания достатка и урожая.

Среди праздников также следует отметить День Сорока мучеников или Сороки (традиционное проведение его приходится на 22 марта). Сороки – праздник встречи весны. Повсеместно на территории губернии в этот день пекли обрядовое печенье – «жаворонки». В честь этого праздника существовала широко распространенная традиция, обычай: дети, подростки и женщины ходили «закликать» или «кликать» жаворонков. Печенье делали из ржаной муки, а замешивали на воде, так как праздник приходился на время Великого поста. Обрядовым печеньем «зазывали птиц и животных, которые должны были прилететь, прийти и принести весну. «Жаворонков» оставляли на воткнутых в снег палках или развешивали на деревья.  В некоторых селах и деревнях Шацкого уезда печенья-жаворонки крошились на снег.

Множество обрядов и обычаев было связано с праздником Благовещения. Также почиталось Вербное воскресение. На этот праздники крестьяне, помогавшие по своей воле церковным служителям, привозили веточки вербы. Освещенные накануне пучки веток вербы, после службы раздавались народу с проговариванием «Верба хлест, бей до слёз, третий здоровье!», или еще другой вариант: «Чтобы сто лет жить и не хворать!». Принесенную из церкви вербу нужно было положить за икону, сохранив ее до первого выгона скота.

Также с большим почтением крестьяне Тамбовского края относились к яркой и насыщенной Пасхальной обрядности и традициям православным. Многие традиции передаются в воспитательных целях и преподаются в Воскресных школах наши дни.

Периодизация празднеств, бесспорно, связана с сезонами года. Таким образом, зима и весна были наиболее насыщенны праздничной обрядностью, так как загруженность крестьян полевыми работами была наименьшей. А в период летний и осенний праздников было сравнительно меньше и они уже не были особенно яркими и особенно массовыми.

Окончание полевых работ также несло традиционные праздники. Среди них в Тамбовской губернии был наиболее почитаемым праздник Михайлов день – это фактическое окончание полевых работ. В некоторых селениях данный праздник был престольным. Как правило, в Михайлов день игралось большое количество свадеб на земле Тамбовской.

Обратим внимание, что о традициях последнее время в средствах массовой информации и других социальных каналов информации, говорят довольно много. Здесь следует отметить активное появление программ в сфере культуры, связанных с возрождением традиций, проведение стилизованных мероприятий, которые отражают быт и празднества русского народа и его богатой культуры. Таким образом, рассмотрев роль праздников и гуляний в возрождении культурных традиций, пришли к выводу, что их роль, несомненно, велика. 

Литература

  1. Долженкова, М.И. Тамбовская художественная культура: учебное пособие / М.И. Долженкова, Ю.А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб.гос.тех.ун-та, 2006. – 216с.
  2. Народные традиции в художественной культуре Тамбовского края: Практико-ориентированная монография / Великанова Е.В., Григрьева Е.И., Долженкова М.И.. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2014. – 186с.
  3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М.: МГУК, 1998. – 248.
Разделы