Сведения об образовательной организации

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Л.Ю.Соболева

В современных условиях на формирование ценностных ориентаций у молодёжи влияют средства массовой информации. В особенности электронные телевиденье и интернет играют огромную роль в формировании личности. Они формируют культуру, ценности, и даже образ жизни молодёжи. Телевидение является стимулом для действий, оно пропагандирует определенные ценности культуры, которые формируют у людей соответствующие установки.

Большое внимание уделяется информационным процессам и технологиям. Сегодня «информация» - один из основных способов отражения внешнего мира с помощью различных сигналов и знаков. Не зря говорят: «Кто владеет информацией – тот владеет миром».[1]

Информационно-просветительные технологии как инструмент воздействия на рассматриваемый объект все чаще используются в повседневной практике. Немаловажное значение они приобретают в сфере досуга, становится возможным проследить последствия данного воздействия на субъект культуры.

Актуальность  темы данной статьи объясняется тем, что в современных условиях в центре внимания современной педагогики, социологии, психологии, философии и культурологии  оказывается проблема формирования ценностных ориентаций  и жизненных идеалов современной молодёжи.

Данная тема активно развивается в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Ценностные ориентации молодёжи стали изучаться ещё с 60-х годов ХХ в. Примером этого могут послужить труды А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова. О понятиях ценностных ориентаций их возникновении и формировании сознательного осмысления человеком своего пребывания в обществе писали: В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Ю.А. Брил, Л.С. Выготский, И.Г. Гердер, Л.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, З. Фрейд, К. Г. Юнг и многие другие.

Однако при всей значимости результатов педагогических исследований и наличии передового педагогического опыта, проблема использования информативно-просветительных технологий социально-культурной деятельности в формировании ценностных ориентаций молодежи не получила необходимого освещения

Ценностные ориентации - сложный социальный феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Традиционные ценностные ориентации формировались на основе межличностного общения людей, их контакта с людьми на работе и дома в путешествиях, однако сейчас для поиска и получения информации можно не выходить из дома. Практически у всех есть интернет, в котором новости обновляются практически каждую минуту, кроме того информацию поставляют телевидение и радио, масса газет, журналов. Вместе с тем приходится констатировать, что под воздействием СМИ наблюдается пренебрежение базовыми информационными потребностями молодежи в угоду развитию низменных  интересов, которые не способствуют становлению социально активной, гуманистически ориентированной, образованной личности.

«Всякое телевидение — образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит».[2] СМИ оказывают огромное влияние на молодежь, во многом формируя их жизненную позицию, образ жизни и культуру. Ведь информация, поступающая из телевизора и газет, не всегда оказывается правдивой или безвредной. На молодёжь, через телевидение, радио, интернет, прессу и других средств массовой информации,  в огромных количествах показывают жестокость, насилие, порнографию, скандалы и сплетни. Пропагандируется решение проблем с помощью грубой силы, стремление к достижению материального богатства и не честного заработка, без приложения нужных усилий. Благодаря многим фильмам, современными героями   часто становятся циничные и жестокие персонажи. В  результате под влиянием некоторых современных передач у молодёжи формируются неправильные ценностные установки. Молодёжь любит проводить досуг в клубах, с желанием расслабиться, много алкоголя и курения становиться приоритетом современного веселья.

К сожалению криминальная и примитивная культура берет верх. Сегодня остро необходимо менять отношения к проблеме влияние телевидения на молодёжь со стороны общества и государства. Иначе в ближайшем будущем вместо образованных сограждан нас, возможно, будут окружать люди активно использующие примитивные штампы из рекламных роликов, обладающих ценностями и моделями поведения, почерпнутыми из криминализированной культуры. Можно также прогнозировать увеличение числа людей с асоциальным поведением, многие уже испытали влияние "телевоспитания". Такое поведение современности чревато опасными последствиями для всего общества в целом. Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно.

По результатам проведенного автором среди студентов ТГУ им. Державина социологического исследования, выявлено, что респонденты не только признали факт негативного влияния средств массовой информации, (таких как телевидение, интернет, печатные издания), но и в некоторой степени поддаются ему, зачастую даже не осознавая последствий.

Многие хотят быть образованными, однако не все хотят смотреть канал «Культура» после тяжёлого трудового дня, когда хочется просто «отключить» мозг? Ток-шоу, сочетающее в себе развлекательные, информационные и аналитические элементы - выход из положения. Зрители, воспринимая очередное «Ток-шоу»  могут черпать для себя важную информацию, быть в курсе социальных процессов и одновременно получать удовольствие от просмотра. Заражаясь эмоциями ток-шоу, зритель отвлекается от собственных проблем.

Следовательно, для оптимизации формирования ценностных ориентаций молодёжи Тамбова и Тамбовской молодёжи нужно создавать ток-шоу, привлекая к  участию и просмотру таких программ молодёжь. С целью повышения нравственности и развития критического мышления по отношению к негативным идеалам.  Необходимо использовать в ток-шоу методические рекомендации по проведению досугового времени молодёжи; создавать Интернет-форумы, видео-блоги,  проводить вебинары и онлайн-конференции, пропагандирующие этические нормы  ценности морали, и культуры поведения молодёжи.

Средствам массовой информации необходимо воспитывать у молодежи научное мировоззрение, активную жизненную позицию, заботиться о привитии им моральных, общественных и гражданских норм и ценностей. Личность, обогащенная подобным нравственным иммунитетом, гораздо сильнее противостоит любым негативным влияниям извне и может самостоятельно анализировать предложенную информацию. Дело в том, что от уровня образованности и индивидуальной нравственной ответственности молодого поколения во многом зависит социально-экономическое благополучие и развитие всей страны.

Таким образом, проблема формирования ценностных ориентаций у молодого поколения популярна, о чем говорит достаточное количество работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен.

На наш взгляд при изучении проблемы влияния СМИ на молодежь должны рассматриваться способы минимизации влияния негативной информации. Иначе у подрастающего поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Необходимо  ограничить  демонстрацию фильмов с элементами насилия и эротики, ввести цензуру на публикацию подобных порно-материалов в журналах, газетах и на телевидении.

Литература

  1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психол. Журн. - 1994. - Т. 5. - №5. - С. 63-70.
  2. Петченко, Т.С. Роль средства массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи: автореф. дис….кан. пед. наук: 13.00.01 / Т.С. Петченко; Ставр. гос. ун-т. - Ставрополь, 2007. - 21 с.
  3. Шерковин, Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы / Ю.А. Шерковин // Психол. журн. - 1992. Т. 3. - №5. - С. 135-145.
  4. Мельник, Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПБ.; 1996. -196 с.
  5. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tsennostnykh-orientatsii-studencheskoi-molodezhi-sredstvami-muzykalnogo-kraeved

[1]http://freelanco.ru/mcompetence/miod/187-whoowninfo

[2]http://psyfactor.org/lib/starova.htm

Разделы