Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

С.А.Кролик

В последнее время возрастает значимость свободного времени как пространства саморазвития молодежи. В подростково-молодежной среде появляются новые, зачастую неожиданные формы проведения досуга, не всегда воспринимающиеся адекватно.

Общеобразовательные, культурно-досуговые учреждения, детские и молодежные общественные объединения, призванные обеспечивать условия социального воспитания, переживают серьезный кризис. Речь идет о кризисе идеалов, ценностей, целей воспитания, о проблемах поиска современных методов и форм социально-педагогической поддержки подрастающего поколения. А сокращение инфраструктуры социокультурной сферы, недостаточное количество современных методик организации подростково-молодежного досуга способствует формированию молодежных субкультур с асоциальной и противоправной ориентацией.

Термин «музыкальная культура», являясь сложным искусствоведческим, культурологическим и социальным понятием, имеет много интерпретаций.

В научной литературе раскрываются понятия музыкальной культуры общества и отдельной личности. В определении музыкальной культуры общества ученые подчеркивают связь музыки и ее социального функционирования. Анализируя социальное поле музыкальной культуры, - по мнению Р.А.Тельчарова, следует подчеркнуть единство социального и культурного в музыкальной жизни, их взаимопроникновение, выделить принадлежность музыкальной культуры обществу, ее социальный характер, невозможность функционирования и развития музыкально-культурных систем вне социальных механизмов [2]:

Музыкальная культура общества - явление социальное по своему содержанию, структуре, способам и формам функционирования.

Учитывая, что функционирование музыкального искусства в обществе происходит в ходе создания, распространения и освоения музыкально-культурных ценностей, приобщение к этому процессу является существенным в определении музыкальной культуры личности, которая характеризуется тем, в какой мере человек освоил эти ценности.

Вместе с тем, музыкальная культура личности определяется не только сформированностью теоретических знаний, но и мировоззрением, определяющим гуманистическое сознание индивида, показателем которого служит музыкально-эстетический идеал.

Для изучения понятия музыкальной культуры личности необходимо дифференцировать составляющие ее качества. Следующие показатели музыкальной культуры личности сформулированы Р.А.Тельчаровой [1]:

- участие в создании музыкально-прекрасного, музыкально-творческая деятельность во всем многообразии форм музыкального поведения;

- система музыкально-оценочных представлений, формирующихся на основе опыта музыкального восприятия и творчества и проявляющаяся в музыкально-эстетических оценках, взглядах, убеждениях;

- объем, качество, системность художественно-эстетических и музыкальных знаний практического и теоретического характера как основы формирования эстетического отношения к явлениям музыкального искусства;

- влияние развитых форм музыкального сознания и деятельности на другие виды материальной и духовной деятельности, степень стимуляции внемузыкальных сфер жизнедеятельности человека.

Перечисленные показатели в системе качеств музыкальной культуры личности позволяют определить уровень ее музыкально-культурного развития, учитывая наличие не только музыкально-культурной образованности, но и усвоенного музыкально-культурного потенциала.

Реальный процесс музыкального развития подростков происходит на уровне музыкального воспитания и образования. Музыкальное образование потеряло музыкально-эстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какому-либо виду исполнительской деятельности, а в современных экономических условиях стало уделом немногих. Сложившаяся кризисная ситуация в массовом музыкальном воспитании привела к потере поколений слушателей, что отразилось на музыкальной жизни общества. Несмотря на то, что по объему охвата населения музыкальное искусство за счет радио, телевидения носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры - концерты, филармонии посещаются недостаточно интенсивно.

А общение с серьезной музыкой рассчитано именно на непосредственное ее восприятие. В результате богатство классической и современной академической традиции, фольклорная культура оказываются недоступными для понимания современного массового слушателя [2]. Между тем, определяющим критерием состояния музыкальной культуры общества служит отношение слушателей к музыке классических жанров.

В создавшихся условиях остро стоит вопрос о формировании и развитии музыкальной культуры подрастающих поколений с акцентизацией направленности на активное формирование личности, воспитание музыкально-эстетических ориентаций. Массовое музыкальное воспитание должно быть направлено не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала.

В последние четверть века популярным феноменом массового молодежного сознания стала рок-музыка, возникшая в 50-х годах XX века. Исследователи подчеркивают социокультурную сущность рок-музыки, выражающей реакцию молодежи на такое состояние общества и его культуры, которое по тем или иным причинам ее не устраивает.

Рок-музыка представляет собой жанровую форму, отражающую новый стиль музыкального мышления. Рок органически связан с использованием современных технических средств - звукоусилителей, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, средствами массовой коммуникации. В русле популярной музыки именно рок развивался как подростковое ис­кусство: его потребители и, как правило, исполнители принадлежат к этой возрастной среде.

Исследование музыкальной культуры подростков невозможно без учета психологических особенностей, влияющих на их музыкальные вкусы, запросы, предпочтения. Подростковый возраст характеризуется сложными процессами перехода от детства к новому типу отношений в обществе. В результате перестройки организма происходит изменение в самосознании, типах отношений со взрослыми и сверстниками, в познавательной активности. Главным психическим новообразованием подросткового возраста ученые считают самосознание. Осознание подростками своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности обуславливают с одной стороны - потребность в признании со стороны взрослых, с другой - смену ориентации со взрослых на сверстников. Оба эти качества важны для понимания музыкальных ориентации подростков. Нередко возникают различные формы протеста и неподчинения подростка, отражающиеся во взглядах на искусство, в том числе - музыкальное. Конфликтные взаимоотношения провоцируют сознательное неприятие требований, взглядов, оценок взрослых, противопоставление им диаметрально противоположных норм и ценностей.

Сложный период психического развития в подростковом возрасте характеризуется неустойчивостью личностных черт.

Во-первых, у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда большое количество увлечений подростка и их непостоянство, в том числе, в музыке. А недостаточный объем знаний наряда с конкретностью мышления, его несамостоятельностью может способствовать выбору музыкальных ориентиров не лучшего качества.

Во-вторых, для подростков характерны искренность, непримиримость в оценке, стремление к справедливости с одной стороны, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни и искусства в силу ограниченности социального опыта - с другой. Данные черты обуславливают необъективность решений, противоречивость мнений, суждений. В музыкальных увлечениях это проявляется не только в формировании неадекватных оценок, но и в принятии со­ответствующей мировоззренческой платформы, что приводит, зачастую, к негативным проявлениям в поведении (например, панки, металлисты).

В-третьих, главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственных ценностей и норм, смысла жизни, своего места в ней. Наряду с этим для подростков характерна чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость. Поэтому в нравственных поисках подросток болезненно реагирует на прямолинейные или назидательные поучения взрослых, категорически отвергает готовые решения. Стремление к самостоятельному открытию истины приводит к принятию идеалов, в том числе музыкально-эстетических, отвергаемых взрослыми, но культивируемых в среде сверстников.

В-четвертых, в этом возрасте ребенку хочется проявить себя как личность, самоутверждаться. Вместе с тем, ограниченный социальный опыт не позволяет этого сделать. Поэтому возрастает особая значимость броских аксессуаров внешнего вида. Это и пренебрежение к внешнему виду, характерное для хиппи; покрашенные в разные цвета волосы и прически причудливой формы у панков; железные украшения металлистов. Пристрастие к символике определяет принятие соответствующего музыкального стиля.

Исключительно важной чертой личности, формирующейся в подростковом возрасте, является самооценка. Размышления о собственной личности способствуют усложнению содержания самооценки, включению в нее нравственных проявлений, отношений с окружающими, собственных возможностей. Возрастает значение самоуважения, состоящего в отношении к себе как к личности. Уровень самооценки, в свою очередь, влияет на познавательную активность подростков. Низкая самооценка в каком-либо виде дея­тельности определяет пониженный уровень притязаний в ней. Практика работы показывает, что часто так происходит в общении под­ростков с музыкой классических жанров.

Кроме того, специфической чертой подросткового периода является преобладание творчески-экспериментальной активности. Подростки склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций, и с трудом приспосабливаются к деятельности однообразной, специализированной. Данная черта определяет предпочтение подростками популярной музыки, которая сочетает элементы театра, хореографии, светоэффекты. Зрелищность исполнения, возможность принимать участие в музыкальном действе (станцевать, хлопать, подпевать) привлекают подростков. Вместе с тем, классическая музыка, требующая строгих условий восприятия, оказывается недоступной для понимания.

Таким образом, музыка представляет также интерес как социальный феномен, как элемент образа жизни.

Литература

1.   Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы.  М.: Просвещение, 1991.

2. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975.

Разделы