Сведения об образовательной организации

ТРАДИЦИИ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ТРАДИЦИИ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

А.П.Герасимов

События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. При этом отмечается резкое снижение позитивного воспитательного воздействия на сознание населения со стороны российской культуры, военно-вооруженных сил, искусства и образования как важнейших инструментов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социально-культурным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной, а также искажение понимания сущности и значения в обществе института государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления (федеральном, региональном и местном) острейшей проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства (2).

Система патриотического воспитания молодого поколения должна предусматривать формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, через внедрение социально-культурных технологий; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами органами местного самоуправления, общественными движениями и организациями, через культурно-досуговые мероприятия; деятельность средств массовой информации, через информационно-просветительные технологии, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Проводя контент-анализ различных информационных источников, четко прослеживается противоречие между необходимостью социальной защиты, создания социально-культурных условий и дальнейшего развития военно-музыкального образования как важнейшего фактора гармонического развития подрастающего поколения и недостаточным изучением и использованием в современных условиях опыта формирования музыкальной культуры в регионально-национальной системе образования.

Проблематика социально-культурных условий развития военно-музыкального образования на основе культурных традиций нашла отражение в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. В данных документах отраженны интересующие нас направления связанные с исторической преемственностью поколений, воспитание исторической памяти, сохранением, трансляцией и развитием национальных культур народов России. Рассмотрены вопросы и по уровню разностороннего и своевременного интеллектуального развития молодого поколения, культивированию навыков творческой реализации. Затрагиваются темы обновления содержания образования, прежде всего гуманитарного, в том числе художественного, музыкального, направленного на гармоническое, эстетическое воспитание молодого поколения.

Гармонически развитый человек был идеалом гуманистов. По их мнению, такой человек может быть сформирован только в системе образования, основанной на принципе гармонии духа и тела, где большое место отводится военно-музыкальному воспитанию. Считалось, что оно способствует эстетическому развитию детей, приучает их к упорядоченности в движениях, мыслях, в проявлении эмоций и деятельности.

Воспитание в Древней Руси осуществлялось на основе народных традиций и обычаев. Большое значение придавалось формированию таких качеств, как трудолюбие, долг, честь, патриотизм, доброта, справедливость, умение коллективно трудиться, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. Все это имело не меньшую силу, чем родовое право и религиозные факторы.

К средствам воспитания относились также сказки, предания, легенды, мифы, колыбельные песни. Народно-педагогическая мысль была также связана с аграрно-календарными обрядами, устным народным творчеством, пастушьими и обрядовыми песнями, сопровождавшимися порой игрой на музыкальных инструментах. Центрами образования были монастыри и княжеские дворы, где проходили занятия и по хоровому пению. Наряду с мастерами грамоты, были мастера пения, которые обучали детей.

Отмена крепостного права, по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку», внесла коренные изменения в ход развития прогрессивных идей в образовании и просвещении. Эти идеи связаны с именами таких выдающихся деятелей, как В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, П.Ф. Лесгафт, И.М. Сеченов, С.М. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, H.A. Римский-Корсаков, С.И. Танеев, Е.И. Линова, Б.Л. Яворский и др.

Идеалы и установки современной культуры выступают как сплав достигнутого человечеством в предыдущие века. При этом важным является то, как это достигнутое используется для дальнейшего развития в той или иной области деятельности. Это полностью касается и вопросов музыкального образования подрастающего поколения, которое нуждается в постоянном совершенствовании, обогащении многовековым музыкально-педагогическим опытом народов.

В своем историческом, культурном развитии русский народ прошел ряд этапов. Эти этапы освящены в работах Г.А. Алексеева, Н.И. Егорова, В.Д. Димитриева, В.П. Иванова, А.В. Изоркина, Ю.А. Илюхина, И.Е. Ильина, Г.И. Комиссарова, А.Д. Краснова, Н.Г Краснова, С.Р. Малютина, Г.Б. Матвеева, А.К. Салмина, А.А. Тимофеева, А.П. Хузангая. и др. Истории развития музыкальной культуры, музыкального образования посвящены работы С.М. Михайлова, Н.В. Никольского, И.Я. Яковлева, Ф.П. Павлова, М.Г. Кондратьева. Определенный интерес представляют высказывания русских и зарубежных писателей, поэтов, музыковедов, историков, краеведов об отношении к музыке, песенному творчеству, исполнительской деятельности.

Исследованию проблем формирования гражданственности и патриотизма посвящены работы А.С. Бык, О.И. Волжиной, Г.Ш. Игнатовой, Л.В. Кузнецовой. Социально педагогические и психолого-педагогические аспекты данной проблемы представлены в диссертациях А.С. Гаязова, В.А. Громова, Е.В. Известновой, В.И. Кожокаря, Т.А. Шингирея. Комплексное изучение проблемы военного воспитания предпринято Г.Н. Филоновым. Проблематика ценностного отношения к культурным традициям анализируется в исследованиях Э.А. Баллера, Б.С. Братуся, Л.П. Разбегаевой, А. Д. Шестакова. Концепции музыкального воспитания и образования на основе региональных традиций рассматриваются в работах Л.Н. Бирюковой, В.А. Василенко, М.С. Жирова, З.Н. Ивановой, О.Н. Прокопец, Е.Г. Трудковой и др.

Проблематика развития музыкальной культуры провинции нашла отражение в работах В.А. Вольфович, В.А. Коллар, Е.Д. Петряева, П.В. Сизова, Л.А. Тарасовой, Г.С. Щурова. Многоплановые аспекты формирования ценностного отношения к эстетическому и культурно-историческому наследию исследуются в диссертациях Л.А. Безбородовой, В.В. Васильевой, Е.В. Великановой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Н. Малюкова, О.Л. Моревой, Т.В. Чумаловой и Е.Ф. Яшенко.

Теория и практика социально-культурного воспитания, а так же его инновационные технологии нашли отражение в работах Т.Г. Киселёвой, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.К. Баклановой, В.С. Садовской, О.Ю. Мацукевич.

Вопросы духовно-нравственного совершенствования подрастающего поколения средствами искусства и региональной культуры рассматриваются в исследованиях А.Р. Батыршиной, И.В. Бурцевой, З.Н. Ивановой, Т.А. Крючковой, А.С. Метелягина, Г.С. Тараскиной, Л.Н. Темниковой. Социально-педагогические особенности музыкального образования на основе традиций национальной культуры отражены в научных трудах Н.Б. Будеевой, А. Ермоловой, П. Карпушина, Л.А. Рапацкой, Д.В. Рытова, Э.Г. Скворцова.

Однако это богатое наследие сегодня изучается недостаточно как в теоретическом, так и в практическом плане. Это приводит к снижению интереса к военно-музыкальному образованию учащейся молодежи, деформации музыкальной культуры, ее искажению, пропаганде низкопробной исполнительской деятельности. В рыночных условиях профессиональная музыкальная деятельность становится не престижной. В связи с этим имеет место угроза потери целого поколения профессиональных музыкантов, заботливо выращенных в XIX - XX веках в нашей стране.

Основным институтом, организующим и обеспечивающим функционирование всей системы патриотического воспитания, должно являться государство и государственные образовательные учреждения. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных, культурных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики, которые должны найти отражение в выступлениях первых лиц государства, очередной редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и соответствующем законодательном акте федерального уровня. При этом одним из основных направлением деятельности данной системы должно являться создание подсистемы патриотического воспитания молодежи, в образовательных учреждениях, социально-культурных институтах, а также обеспечения на этой основе консолидации общества, поддержания социально-культурной стабильности, упрочения дружбы между нациями и народами Российской Федерации.

В принятом первого апреля 1992 г. Президиумом Верховного Совета Российской Федерации постановлении «О приоритетах военной политики Российской Федерации» подчеркивается необходимость изменений в таких направлениях как: духовном, образовательном, статусном, структурном содержание военных подразделений.

В наше время большое значение имеет повышение престижа Вооруженных сил Российской Федерации. В деле воспитания высокого морального духа армии важную роль играют возрождение государственных и воинских традиций, разработка и внедрение новых воинских ритуалов, повышение уровня культуры и образованности, почитание истории, неотъемлемой частью которых является военная духовая музыка.

Перед военными музыкантами стоят сложные задачи развития традиционных жанров и поиска новых форм военной музыки. Без знания социально-культурных технологий, не возможно осуществлять общественно-церемониальные, информационно-просветительные, культурно - творческие функции.

За время существования Московского военно-музыкального училища его окончили более четырех тысяч человек, большинство из которых стали зрелыми и опытными педагогами и воспитателями, талантливыми музыкантами и дирижерами. Среди них народные артисты России, заслуженные деятели искусств, заслуженные артисты Российской Федерации.

Московское военно-музыкальное училище - неоднократный Лауреат Всероссийских телевизионных конкурсов солдатской песни «Виктория», «Когда поют солдаты».

За большой вклад в пропаганду военно-патриотической музыки среди молодежи Московскому военно-музыкальному училищу в 1985 году была присуждена премия Московского комсомола. А в 1987 году, за большую работу по эстетическому воспитанию молодежи, училищу присуждается премия Ленинского комсомола.

В настоящее время коллектив Московского военно-музыкального училища проводит плодотворную концертную и военно-патриотическую работу. Суворовцы всегда долгожданные гости в воинских частях, концертных площадках Москвы и Московской области, на различных народных и государственных торжествах. Оркестры училища постоянно выступают с концертными программами в Германии, Швейцарии, Италии, Франции, Англии и других странах. Выпускники училища успешно руководят военными оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации. Многих можно увидеть в ведущих музыкальных коллективах страны, таких как оркестр Государственного академического Большого театра России, Национальный симфонический оркестр, симфонический оркестр Московской филармонии и других. Большинство выпускников училища продолжают свое обучение в военном институте (военных дирижеров) Военного университета и становятся впоследствии военными дирижерами.

Очень важно, чтобы происходила интеграция социально-культурных технологий в военно-музыкальном образовании, воплощались новые формы культурно-творческой деятельности в выступлениях оркестров. Разрабатывались программы обучение в военно-музыкальных училищах по общим и специальным дисциплинам основываясь на дифференцированных подходах, учитывался творческий потенциал, была неразрывная связь с окружающей действительностью.

Литература

1. Лебедев, А.В., Тюрина, Н.А. О некоторых направлениях решения проблемы патриотического воспитания молодежи в современных условиях // Librero.ru

2. Расстрыгин, В.В. Социально-культурный потенциал духового музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи: дисс. канд. пед. наук. - Тамбов, 2006. - 260 с.

Разделы