Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

Долженова Марина Игоревна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Ярыгина Ирина Сергеевна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Студентка 4 курса кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства.

В настоящее время формированию ценностных ориентаций младших школьников уделяется не достаточное внимание. В современном обществе складывается не здоровое отношение к ценностным приоритетам. Задача семьи и педагогов помочь детям сформировать их ценностные ориентации. 

Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека, той уникальной формой осознания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного «Я», которое характеризует мировоззрение личности, её способность действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую активность. [1, С. 45].

Формирование ценностных ориентаций происходит в младшем школьном возрасте. В этом возрасте ребенок начинает понимать и осваивать нравственные категории, проявляет интерес к различным видам деятельности. 

Формирование ценностных ориентаций школьников имеет три важнейших аспекта:

— формирование многосторонней ценностной ориентации, отвечающей современному этапу общественно-экономического развития общества;

— формирование у школьников опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов;

— формирование у школьников социально ценных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видах деятельности, осуществляемых школой.[3].

Проблемой формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста, занимались такие ученые как Г.А. Аргунова, Н.А. Асташова, С.Г. Гладнева, Э.В. Зауторова, С.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Т.А. Серебрякова, И.И. Шатилова,В.Я.Ядов и другие.

С первых лет жизни индивид усваивает и создает себе ценностные ориентации, которые складываются в его жизненный опыт и которые он проецирует на свое будущее. В.Я. Ядов полагает, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, сформировавшаяся в ходе знакомства человека с окружающей его действительностью.[2,С.50] Это ознакомление у детей младшего школьного возраста может происходить в процессе правильно подобранного досуга.

 «Досуг» с точки зрения А.В. Каменец - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д. [4].

Досуговая деятельность помогает детям в формировании социальных и эстетических чувств. Выражать свои эмоции, чувства, отношение  происходящему в личной и общественной жизни ребенку позволяет художественная коллективная  деятельность.

Досуговая деятельность детей младшего школьного возраста может проходить в учреждениях дополнительного образования, где с детьми работают высококвалифицированные специалисты, что немало важно для формирования ценностных ориентаций.

Именно учреждения дополнительного образования предоставляют возможность ребенку для свободного общения, самовыражения себя в процессе творчества, способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, помогают в формировании ценностных ориентаций. В совместной деятельности реализуется взаимодействие детей.

 Педагоги дополнительного образования в ходе организации досуга учат ребенка общаться с партнером, радоваться достижениям других детей, оказывать необходимую помощь. Ребенку проще сформировать свой характер, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность.

Для организации досуга детей в учреждениях дополнительного образования, разрабатываются специальные программы, которые постепенно формируют у ребенка ценностные ориентации.

Досуговая программа может содержать в себе проведение праздников, различных детских конкурсов. Дети всегда выступают активными участниками таких программ. Педагоги дополнительного образования предоставляют возможность раскрытию организаторских способностей, что немало важно для развития самосознания.

Ценностные ориентации во многом зависят от характера деятельности, в которую включен ребенок. От того, какова будет степень развитости ценностных ориентаций, буде зависеть уровень развития личности.

Список использованной литературы

  1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издат. Центр «Академия», 2005. - 320 с.
  2. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л.: Наука, 1979. — 217 с.
  3. http://www.referatbank.ru/referat/preview/20553/kontrolnaya-cennye-orientacii-mladshih-shkolnikov.html
  4. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1999. - 283 с.
Разделы