Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Чуксин Игорь Владимирович
Юшина Анастасия Олеговна

Формирование культуры здоровья – это сложный процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Условия формирования культуры здоровья человека определяются принципами системности и сообразности здоровьесозидающей социокультурной среды,  и включающие:

- объективные условия (непрерывное образование в области культуры здоровья, медико-оздоровительные условия охраны здоровья, педагогическая деятельность по сохранению и укреплению здоровья молодежи);

- субъективные условия (личностная самоорганизация молодежи  в области здорового образа жизни, межсубъектное взаимодействие на основе принципов здорового образа жизни, мотивации ЗОЖ).

С целью изучения педагогических условий формирования культуры здоровья молодежи, нами было проведено социологическое исследование в городе Тамбове. 

Объектом исследования стала молодежь в возрасте от 17 до 30 лет.

Объем выборочной совокупности составил 100 человек. Опрос проводился на базе ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» в городе Тамбове.

При ответе на 1 вопрос: Если бы перед Вами стоял выбор, как провести свободное время, что Вы бы предпочли,мнения респондентов распределились следующим образом:

 

28%  представителей молодого поколения выбрали вариант ответа «спать», это говорит о сильной физической и психологической загруженности, а, следовательно, и усталости респондентов. Сейчас многие молодые люди ведут активную социальную деятельность, работают, учатся и т.д., тем самым ухудшая свое здоровье, что бы восстановиться им требуется определенная смена привычного вида деятельности т.е. отдых.  Тем временем 26% респондентов предпочитают провести свое свободное время в интернете или же с друзьями. В любом случае это говорит о недостатке общения молодого поколения со сверстниками. И лишь только 20% опрошенных с удовольствием посетили бы мероприятия туристической направленности.

На 2 вопрос: какой вид туристической деятельности вам наиболее интересен, мнения распределились так:

26% респондентов предпочли бы спортивно-оздоровительный туризм, что показывает нам о востебованности и заинтересованности молодежи в формировании культуры здоровья туристической деятельностью. 17% выбрали экскурсионный туризм, что обусловлено тягой к путешествиям, приобщению к мировой культуре, получению новых ощущений. 16% выбрали анимационный туризм, данный сведения говорят о повышении уровня организации анимационных туристических программ в учреждениях культурно-досуговой сферы. 14% выбрали шопинг туры. 11% выбрали экстремальный туризм, это обусловлено тем, что в наши дни, когда все доступно и имеется в избытке, молодое поколение «пресытилось» и ищет новые ощущения.  9% выбрали семейный туризм, и только 7% выбрали туризм сельский.

В целом во всех современных направлениях туристической деятельности прослеживается относительно стабильная динамика. Это говорит о хорошей, планомерной работе специалистов социально-культурной сферы по удовлетворению потребностей населения в каком-либо виде туристического досуга.

При ответе на  вопрос: Имеете ли Вы опыт участия в каких-либо мероприятиях оздоровительного туризма, мнения опрошенных респондентов распределились следующим образом:

 

На основе ответов респондентов, мы делаем вывод, что современная молодежь стремится принимать активное участие в мероприятиях по оздоровительному туризму (16%). Есть респонденты, которые несколько раз участвовали в подобных мероприятиях (33%). Варианты ответа «слышал о таких мероприятиях от знакомых и СМИ» выбрало 30% опрашиваемых. Но 21% респондентов «не знакомо с указанными мероприятиями» и если будет происходить диссонанс между ожиданиями и реальностью, желание принимать участие в мероприятиях среди молодого поколения значительно упадет.

При ответе на  вопрос: Могут ли досуговые мероприятия (участие в качестве зрителя) формировать позитивное отношение к культуре здоровья молодежи, мнения респондентов распределились следующим образом:

 

Подводя итог, можно отметить, что досуговые мероприятия (участие в качестве зрителя) могут формировать положительное отношение к культуре здоровья молодежи  (40%), характерные качества (30%) и навыки общения у молодежи (21%). И 10% респондентов, считает, что невозможно приобрести никаких навыков. Что объясняет возможное ошибочное мнение о том, что при участи в качестве зрителя не приобретаются навыки, но проведение культурно-досуговых мероприятий послужит профилактикой многих проблем молодежи.

Поэтому необходима организация семинаров, тренингов, конференций, мастер-классов, соревнований, неформальных встреч по спортивному туризму, с целью развития личностных качеств и навыков у молодежи.

Таким образом, в ходе социологического исследования, направленного на изучение социально-культурных условий формирования культуры здоровья молодежи средствами туризма, были решены следующие задачи:

  • Обобщен опыт участия респондентов по формированию  культуры здоровья средствами туризма;
  • Выявлена актуальность проблем по формированию культуры здоровья молодежи средствами туризма;
  • Рассмотрены перспективные направления по формированию культуры здоровья молодежи средствами туризма;
  • Конкретизированы мнения респондентов относительно формирования культуры здоровья молодежи средствами туризма/
Разделы