АНИМАЛОТЕРАПИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
А.В. Гамаюнова
Алтайский Государственный Университет
gamayunova.a@mail.ru
Почувствовав себя «хозяином природы», человек, тем не менее, не забыл свое почитание животных, по крайней мере, на уровне подсознания, и никогда не разорвет с ними отношения. А передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлений об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, она базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии и этологии. Из глубины веков берет свои истоки анималотерапия — созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). Что же такое анималотерапия? Разделим слово на две части: «animal» — в переводе с латыни означает животное; и «терапия» — процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение каких-либо симптомов. Значит анималотерапия это научный метод лечения и профилактики использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Как отмечает в своих работах Н. Л. Кряжева, животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции, а иногда, к сожалению, «служат объектом вымещения негативных эмоций и агрессии»
Все мы не раз читали, что: «…проблема анималотерапии мало изучена, и исследований в нашей стране недостаточно…поэтому стоит…». Согласитесь — довольно скучно и заурядно? Да, проблема стоит, детей с различными отклонениями предостаточно, но! Мы все знаем, что животные благотворно влияют на человека, исследования ведутся, методика применяется, и вообще процесс не стоит на месте. И особенно актуально на сегодняшний день организовать такую терапию для умственно отсталых детей. Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в силу своих заболеваний, а дети, находящиеся в закрытом учреждении, испытывают специфические проблемы.
Эти проблемы очень актуальны в современных детских домах, но анималотерапия может помочь в преодолении и сглаживании психологической ситуации данных проблем. Но для начала посмотрим, какие функции несет в себе анималотерапия.
Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.
С. Д. Деребо и В. А. Ясвин выделили следующие функции анималотерапии:
Таким образом, анималотерапия затрагивает многие аспекты воспитания детей в детских домах. Но отсюда напрашивается вопрос: «Посредством чего анималотерапия оказывает влияние на эти функции?»
Как можно увидеть из описанных выше примеров, взаимодействие с животными и животным миром действительно может выполнять такие важные функции, как например самореализация, реабилитация и общение. Причем, как правило, от ребёнка не требуется никаких дополнительных знаний о животном — его задача, просто наблюдать (если имеются в виду аквариумные рыбки), слушать (канарейки и попугаи), гладить (кошка) или активно взаимодействовать (собака, лошадь, дельфины). Предпочтение отдается «социализированным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, — всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе. При выборе животного необходимо изучить его индивидуально-психологические особенности, привычки в «быту» и на природе, выяснить условия воспитания, посмотреть, как животное знакомится, общается, не агрессивно ли. Важно знать и состояние его здоровья. Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения обозначается как «естественная анималотерапия». Процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем называется «направленной анималотерапией».
Психолог в своей работе применяет и направленную анималотерапию: это различные методики и инструментарий, комбинирование элементов арттерапии, игротерапии, сказкотерапии, детского аутотреннинга, телесно-ориентированные техники. Символ животного в виде слайда на стене, образ в воображении ребенка, рисунок-якорь на теле, подвижная игра, мягкая игрушка, сказка и, наконец, реальное животное — вот те методические инструменты, которые расширяют эмоциональный опыт ребенка, активизируют психологические ресурсы, обновляют способы поведения и учат помогать самому себе. Таким образом, направленной анималотерапией должен заниматься специалист, способный глубоко изучить психологические особенности человека, разобраться в глубинных причинах его внутренней проблемы и владеющий широким методическим инструментарием в плане психокоррекции. Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, дома у которых есть животные, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей, «лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений». (Мак-Фарленд Д). [1]
Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, - качество, необходимое для успешного общения. В исследовании 3.Л. Рыжковой была выявлена интересная особенность: оказывается, дети, имеющие кошку (и девочки и мальчики), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью, закрытостью. Те, у кого дома есть собаки, аккуратны, собранны, дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству, они зависимы от чужого мнения, открыты к взаимодействию. (Оценка качеств личности производилась по проективной методике «Дерево».) Можно предположить, что каждое животное, его манеры поведения и психологические особенности являются фактором формирования определенных черт личности у детей. Экспериментально-психологические данные в сочетании с историческими сведениями об адаптивных особенностях собаки и кошки позволяют использовать их и их символы в различных коррекционных программах. Стремление иметь домашних животных естественно и особенно проявляется у младших и единственных детей, которыми все управляют, а они — никем. Рыбки, птички в домашних условиях — это элемент интерьера, «с ними нельзя вступить в телесный контакт» (К.Лоренц). [1]
Кошки и собаки выполняют в семье разные функции. Кошки чаще всего компенсируют потребность в телесном контакте; собаки — живое эмоциональное общение, реализующее потребность в контроле. Подвижные, гиперактивные дети избыток своей энергии лучше реализуют через взаимодействие с собакой. Однако, и нерешительным, замкнутым детям собака может помочь реализовать потребность в установлении контактов. Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Животные не говорят, а издают звуки. Это их своеобразная речь, и опытные хозяева способны различать в этих сигналах всевозможные формы обращения и выражения желаний и чувств. Ребенок четко улавливает настроение животного, так как оно всем видом: позой, движениями, взглядом – его показывает. Такие наблюдения за поведением животного дают ребенку опыт присоединения, расширяют «репертуар» эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы. Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображению. В многолетней практической работе с психологическими проблемами детей Н.Л.Кряжевой неоднократно приходилось предлагать родителям использовать домашних животных в целях организации естественного процесса анималотерапии.
Также стоит добавить, что анималотерапия это не панацея от всех болезней. А чтобы добиться высоких результатов нужно подходить к вопросу комплексно, задействую как можно больше специалистов. Существуют и противопоказания, хотя их перечень незначителен и касается, в основном, острого периода течения любого заболевания.Итак, домашние животные, давние жизненные спутники человека, формируют его эмоциональный мир, способствуют обогащению поведенческих реакций, развивают интеллект и обогащают его личность. В заключении хотелось бы употребить слова педагога И. Цвелева: «Животные - самые близкие и преданные друзья человека. Они чувствительнее и преданнее людей. Они готовы быть с нами до конца...»
Литература
1. Груздева Е. Анималотерапия [Электронный ресурс] // Нанопсихология – самая аккуратная психология : научно-популярный журнал. – 2014.URL: http://nanopsychology.ru/index.php/component/content/article/45/125
2. Цветкова М. В. Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах [Текст] / М. В. Цветкова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 623-625.