Сведения об образовательной организации

АНИМАЛОТЕРАПИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

АНИМАЛОТЕРАПИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

А.В. Гамаюнова
Алтайский Государственный Университет
gamayunova.a@mail.ru

Почувствовав себя «хозяином природы», человек,  тем не менее,  не забыл свое почитание животных, по крайней мере, на уровне подсознания, и никогда не разорвет с ними отношения. А передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлений об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, она базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии и этологии. Из глубины веков берет свои истоки анималотерапия — созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).  Что же такое анималотерапия? Разделим слово на две части: «animal» — в переводе с латыни означает животное; и «терапия» — процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение каких-либо симптомов. Значит анималотерапия это научный метод лечения и профилактики использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Как отмечает в своих работах Н. Л. Кряжева, животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции, а иногда, к сожалению, «служат объектом вымещения негативных эмоций и агрессии»

Все мы не раз читали, что: «…проблема анималотерапии мало изучена, и исследований в нашей стране недостаточно…поэтому стоит…». Согласитесь — довольно скучно и заурядно? Да, проблема стоит, детей с различными отклонениями предостаточно, но! Мы все знаем, что животные благотворно влияют на человека, исследования ведутся, методика применяется, и вообще процесс не стоит на месте. И особенно актуально на сегодняшний день организовать такую терапию для умственно отсталых детей. Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в силу своих заболеваний, а дети, находящиеся в закрытом учреждении, испытывают специфические проблемы.

  1. Ограничение социальных контактов. Проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т. д.
  2. Недоразвитие навыков продуктивного общения. Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную.
  3. Твердый режим дня. Общение детей со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а, наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к «пошаговому» выполнению чужих указаний.
  4. Феномен «мы». В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим детдомовцам.
  5. Нереализованная потребность в любви. Следствие этого нехватка тактильного ощущения, проблемы нравственного развития. Проявляются они чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.
  6. Деформированная компенсация недостающей любви. У детей нарушено самосознание, поэтому полоролевая идентификация затруднена. Многие дети называют персонал, а порой и друг друга, «мама», не зависимо от пола.
  7. Адаптация к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию. [2]

Эти проблемы очень актуальны в современных детских домах, но анималотерапия может помочь в преодолении и сглаживании психологической ситуации данных проблем. Но для начала посмотрим, какие функции несет в себе анималотерапия.

Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

С. Д. Деребо и В. А. Ясвин выделили следующие функции анималотерапии:

  1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс и агрессию, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.
  2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
  3. Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации. Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации.
  4. Функция удовлетворения потребности в компетентности.
  5. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.
  6. Функция самореализации. Как показали исследования психологов А.Маслоу, А. В. Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности. Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность. Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например, устраивает аквариум, он выступает в роли творца, «вершителя судеб», определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т. п. Ребенок создает «свой мир», мир, в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире».
  7. Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними — это функция партнеров общения. [2]

Таким образом, анималотерапия затрагивает многие аспекты воспитания детей в детских домах. Но отсюда напрашивается вопрос: «Посредством чего анималотерапия оказывает влияние на эти функции?»

  1. Улучшаются коммуникативные функции за счет того, что во время занятий, ребенок общаются и действуют совместно с педагогом и животным.
  2. Повышается уровень самостоятельности, так как ребенок учится ухаживать за животным, играть с ним, воспитывать и управлять. Тем самым он, обучая животное, обучается сам контролировать этот процесс.
  3. Улучшения физического, психологического и эмоционального состояния. При работе и играх с животным ребенок испытывает радость, он успокаивается, т. к. рядом есть «друг» которому он может доверять. А подвижные игры тренируют физически. Дети на время занятия отвлекаются на животное и забывают про неприятности, проблемы и разочарования.
  4. За счет совместной деятельности, занятия способствуют интеграции детей в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.
  5. Посредством занятий происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что данная категория людей может под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет опорой в будущей самостоятельной жизни и послужит средством их интеграции в жизнь общества.
  6. Тренировка навыка общения, снятие негативного фона ребенка. Дети инстинктивно тянутся к животным. Они легко общаются с ними и создают тесные дружеские отношения. Исследования британских ученых доказали, что 90 % детей 7- 8 лет ставят своих животных на одно из первых 10 мест в иерархии значимых отношений, а многие — и на первые 5 мест.
  7. Тактильное общение. Большинство животных приятны на ощупь. Дети любят обнимать и гладить их, и это тоже имеет терапевтическую ценность. Это снижает уровень стресса, дает детям возможность выразить свои чувства. Взамен животные ничего не спрашивают и не критикуют.
  8. Животные способствуют развитию. Присутствие животных приносит пользу детям. Обладать животным — значит брать на себя ответственность, которая, если человек относится к животному серьезно, позволяет испытывать чувство гордости и значимости. Но помните о возможностях ребенка. Вы не можете ожидать от трехлетнего человечка, что он будет менять кошачий туалет, но вполне можете попросить его налить киске воды.
  9. Высокий уровень развития социальных навыков и эмпатии (способности к сопереживанию). Животные выполняют роль доверенных лиц, близких друзей, обеспечивают эмоциональную поддержку и являются ценными компаньонами. Животные — это связь с другим миром. Дети наблюдают за их реакциями, привычками, способами выражения удовольствия, любопытства и злости. Когда у кошки появляются котята, ребенок становится свидетелем основных событий в жизни любого существа; это прекрасная возможность поговорить с ним о жизни, рождении новой жизни и половом развитии.
  10. Животные способствуют взаимоотношению в группе, классе, коллективе. Они объединяют детей увлекательными прогулками, обсуждением ухода за питомцем или просто забавными выходками.

Как можно увидеть из описанных выше примеров, взаимодействие с животными и животным миром действительно может выполнять такие важные функции, как например самореализация, реабилитация и общение. Причем, как правило, от ребёнка не требуется никаких дополнительных знаний о животном — его задача, просто наблюдать (если имеются в виду аквариумные рыбки), слушать (канарейки и попугаи), гладить (кошка) или активно взаимодействовать (собака, лошадь, дельфины). Предпочтение отдается «социализированным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, — всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе. При выборе животного необходимо изучить его индивидуально-психологические особенности, привычки в «быту» и на природе, выяснить условия воспитания, посмотреть, как животное знакомится, общается, не агрессивно ли. Важно знать и состояние его здоровья. Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения обозначается как «естественная  анималотерапия». Процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем называется «направленной анималотерапией».

Психолог  в своей работе применяет и направленную анималотерапию: это различные методики и инструментарий, комбинирование элементов арттерапии, игротерапии, сказкотерапии, детского аутотреннинга, телесно-ориентированные техники. Символ животного в виде слайда на стене, образ в воображении ребенка, рисунок-якорь на теле, подвижная игра, мягкая игрушка, сказка и, наконец, реальное животное — вот те методические инструменты, которые расширяют эмоциональный опыт ребенка, активизируют психологические ресурсы, обновляют способы поведения и учат помогать самому себе. Таким образом, направленной анималотерапией должен заниматься специалист, способный глубоко изучить психологические особенности человека, разобраться в глубинных причинах его внутренней проблемы и владеющий широким методическим инструментарием в плане психокоррекции. Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, дома у которых есть животные, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышлениявниманияречи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей, «лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений». (Мак-Фарленд Д). [1]

Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, - качество, необходимое для успешного общения. В исследовании 3.Л. Рыжковой была выявлена интересная особенность: оказывается, дети, имеющие кошку (и девочки и мальчики), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью, закрытостью. Те, у кого дома есть собаки, аккуратны, собранны, дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству, они зависимы от чужого мнения, открыты к взаимодействию. (Оценка качеств личности производилась по проективной методике «Дерево».) Можно предположить, что каждое животное, его манеры поведения и психологические особенности являются фактором формирования определенных черт личности у детей. Экспериментально-психологические данные в сочетании с историческими сведениями об адаптивных особенностях собаки и кошки позволяют использовать их и их символы в различных коррекционных программах. Стремление иметь домашних животных естественно и особенно проявляется у младших и единственных детей, которыми все управляют, а они — никем. Рыбки, птички в домашних условиях — это элемент интерьера, «с ними нельзя вступить в телесный контакт» (К.Лоренц). [1]                              

Кошки и собаки выполняют в семье разные функции. Кошки чаще всего компенсируют потребность в телесном контакте; собаки  — живое эмоциональное общение, реализующее потребность в контроле. Подвижные, гиперактивные дети избыток своей энергии лучше реализуют через взаимодействие с собакой. Однако, и нерешительным, замкнутым детям собака может помочь реализовать потребность в установлении контактов. Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Животные не говорят, а издают звуки. Это их своеобразная речь, и опытные хозяева способны различать в этих сигналах всевозможные формы обращения и выражения желаний и чувств. Ребенок четко улавливает настроение животного, так как оно всем видом: позой, движениями, взглядом – его показывает. Такие наблюдения за поведением животного дают ребенку опыт присоединения, расширяют «репертуар» эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы.  Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображению. В многолетней практической работе с психологическими проблемами детей Н.Л.Кряжевой  неоднократно приходилось предлагать родителям использовать домашних животных в целях организации естественного процесса анималотерапии.

Также стоит добавить, что анималотерапия это не панацея от всех болезней. А чтобы добиться высоких результатов нужно подходить к вопросу комплексно, задействую как можно больше специалистов. Существуют и противопоказания, хотя их перечень незначителен и касается, в основном, острого периода течения любого заболевания.Итак, домашние животные, давние жизненные спутники человека, формируют его эмоциональный мир, способствуют обогащению поведенческих реакций, развивают интеллект и обогащают его личность. В заключении хотелось бы употребить слова педагога И. Цвелева: «Животные - самые близкие и преданные друзья человека. Они чувствительнее и преданнее людей. Они готовы быть с нами до конца...»

Литература

1. Груздева Е. Анималотерапия [Электронный ресурс] // Нанопсихология – самая аккуратная психология : научно-популярный журнал. – 2014.URL: http://nanopsychology.ru/index.php/component/content/article/45/125

2. Цветкова М. В. Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах [Текст] / М. В. Цветкова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 623-625.

Разделы