ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЕЗДНОГО ИНТЕНСИВА КАК ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩЕЙ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ
М.П. Белоус
Алтайский государственный университет
m.ranetka@mail.ru
На сегодняшний день повышение материального состояния населения является одной из приоритетных задач любого государства, стремящегося к развитию. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая население социальной защитой.
Определяющее значение в поддержке малообеспеченных категорий населения имеет государственная экономическая и социальная политика.
В нашем исследовании мы рассматриваем одну из малообеспеченных категорий - малоимущие семьи с детьми.
Одним из направлений оказания социальной помощи малоимущим семьям с детьми, является, на наш взгляд, не только оказание материальной и финансовой поддержки, но и формирование, укрепление системы нравственных, культурных и семейных ориентиров данной категории семей. Это направление реализуется нами в рамках социально значимого проекта «Социокультурный экспресс «Семья +», который поддержан грантом Президентом Российской Федерации от 29.03.2013 №115-рп.
Цель проекта - оказание индивидуальной комплексной (правовой, психологической, педагогической, социальной) поддержки детям из малоимущих семей посредством привлечения социокультурных ресурсов и реализации технологий молодежного добровольчества.
Задачи:
На первом этапе реализации проекта были набраны волонтёры (14 студентов факультета социологии АлтГУ), которые прошли обучающий тренинг, содержание которого было направлено на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком и семьей, находящихся в трудной жизненной ситуации и сплочение волонтёрской команды.
На втором этапе проекта нами проведено исследование среди добровольцев, направленное на изучение их мотивов участия в проекте. Понимание сущности и специфики добровольческой деятельности невозможно без анализа основных побуждающих мотивов участия в ней людей, а прежде всего молодежи. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни, предоставляемых человеку обществом – одна из насущных потребностей современного человека. Любой доброволец обладает мотиваций к доброму делу, которое он совершает. Именно поэтому нами был проведён опрос, результаты которого позволяют утверждать о сформированности у студентов внутренней положительной мотивации для участия в проекте «Социокультурный экспресс «Семья+». Ниже представленные некоторые комментарии из мотивационных эссе волонтёров:
? «Узнав об этом проекте, я сразу же решила участвовать, во-первых, это безусловно опыт, помочь детишкам и их родителям, научить чему-то полезному и самому научится, во-вторых, это конечно же новые друзья, общение, я думаю, общительные люди меня поймут.»;
? «Когда я узнал о проекте “Семья +” , мне сразу захотелось стать участником данного проекта. Я понял, что я сам смогу рассказывать детям о семейных ценностях, о том, что им всегда есть с кем посоветоваться, что они не одни в этом мире»;
? «…Вообще, очень понравился еще так же тот факт, что работа предстоит именно с детьми. Дети несут радость в нашу жизнь, очень хочется отплачивать им тем же…»;
? «…Во-первых, я люблю детишек, и работать с ними, помогать им, проводить много времени с ним – это очень занимательно и интересно. Во-вторых, это, конечно, же и саморазвитие меня как личности, я узнаю много чего полезного из работы с детьми, ведь моя будущая профессия и связана с работой с различными категориями населения, в том числе и с детьми…»;
? «…У меня будет большая возможность помочь людям, которые нуждаются в этой помощи. Также хочется реализовать себя и сделать что-то полезное и значимое для детей, что подарит им улыбки и радость, а мою жизнь сделает наполненной и яркой…»;
? «Социокультурный проект экспресс «Семья+» дает нам уникальный шанс подготовить себя к семейной жизни, усвоить ее основные моменты, поработать с детьми, находящимися в социально опасном положении…»;
? «…потому что очень сильно люблю детей. К тому же, мне очень нравится проводить всевозможные мероприятия с детьми - от них заряжаешься огромным позитивом и энергией!».
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что волонтёры глубоко замотивированы в проекте и профессионально подготовлены для его реализации. Волонтёр выступает важным звеном в реализации проекта, поэтому очень важна мотивация студентов-волонтёров для работы в любом социальном проекте. Именно одна из технологий как молодёжное добровольчество, позволит рационально и продуктивно реализовать следующие этапы проекта.
Третий этап проекта - реализация тренингов культурного самоопределения и мастер-классов «Культура семейного досуга» для малоимущих семей с детьми. Данные занятия направлены на принятие и позиционирование духовно-нравственных ценностей в целом и семейных, в частности. Задачей реализации данных тренингов является актуализация семейного опыта участников проекта, переосмысления взаимодействия в системе «родитель-ребёнок». Первая тренинговая часть направлена на решение задач таких, как: гармонизация родительско-детских отношений, утверждение духовных ценностей, трансляцию семейных традиций и сплочение семьи. Вторая часть - творческая - мастер-класс «Культура семейного досуга» (декупаж и мыло варение), позволяет развить творческие навыки ребёнка, креативно и интересно проводить семейный досуг, укрепляет семейные отношения в целом, а главное, технология «декупаж», может стать просто общим семейным хобби.
Для оценки удовлетворённости участием в данных мероприятиях и получения обратной связи, нами был разработан опросник для родителей и детей. Опрос проводился на всех плотных территориях проекта.
1. Результаты опроса в городе Бийске:
Технологии апробирована на 11 семьях. Родители на вопрос «Добровольно или принудительно Вы стали участником мероприятий?», 100% ответили, что добровольно. Затем, мы решили оценить эмоционально состояние родителей, принимающих участие в тренинге и мастер-классе: «Какие эмоции больше всего Вы испытали во время участия в занятиях?» - ответ «положительные эмоции» дало 100% опрошенных. «Было ли Вам удобно и комфортно участвовать в занятиях ?» на данный вопрос дали положительный ответ 100% опрошенных родителей.
Нам было интересно выяснить, какие знания и навыки на наших занятиях приорбрели родители. На вопрос «Приобрели ли Вы какие-то новые и полезные знания, навыки?» 84% - дали ответ «да», 8.3% - выбрали вариант «другое» - «мне понравились развлекательные игры для детей, организация мероприятии. Всё прошло на высоком уровне» и 8.3% ответили, что «Я узнал(а) для себя, что-то новое только в занятии по декупажу». Для того, чтобы понять, удалось ли нам наладить детско-родительские отношения и сплотить ещё крепче семьи, мы с просили у респондентов: «Можете ли Вы сказать, что после данного мероприятия Ваша семья стала сплоченнее?», абсолютно все ответили «да».
Затем родителям и детям было предложено оценить эффективность и полезность, проведённой нами программы по 5-ти бальной системе, где 5 - максимальная оценка, а 1 - минимальная. Результаты представлены нами в таблице 1.
Таблица 1
Эффективность и полезность тренинга культурного самоопределения в оценках родителей и детей (в % к числу опрошенных)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0 |
0 |
0 |
8.4% |
91% |
Детям из малоимущих семей было предложено просто оценить свою удовлетворённость, участия в проекте: по мнению 7,7% удовлетворённость участия в проекте оценена как «нормально», а 82,3% абсолютно в восторге от участия в проекте и полностью удовлетворены.
2. Результаты опроса в городе Барнауле:
Технологии апробирована на 8 семьях ( 8 родителей и 11 детей). Участниками проекта добровольно стали все опрошенные родители (100%), во время участия в социокультурной программе испытывали положительные эмоции 87,5% респондентов, а 12,5% респондент «испытывал смущение во время занятий», испытывали комфорт во время участия и тренингах и в занятии по декупажу 87,5% родителей, а один респондент чувствовал себя дискомфортно на протяжении всей программы социокультурного экспресса. Новые знания для себя и своей семьи приобрели 87,5% опрошенных родителей, а 12,5% родитель никаких новых знаний и умений для себя и своей семьи не приобрёл. По мнению всех 100% респондентов, их семья стала сплочённее. Оценили полезность и эффективность тренингового занятия по максимальной шкале все 100% родителей, такую же оценку получило и творческое занятие по декупажу, в целом, вся реализация программы получила максимальную оценку у всех 100% респондентов. А вот их дети свою удовлетворённость оценили по самой высокой шкале. 100% опрошенным дети, понравилось участвовать в, проведённых нами занятиях (некоторые комментарии, написанные на карточке опроса: «мне всё понравилось, приходите в понедельник»; «каждый день бы вы приходили».)
3. Результаты опроса в городе Рубцовске:
Технологии апробирована на 11 семьях. 100% опрошенных приняли участие в проекте добровольно, положительные эмоции испытывали 100% выбрала ответ «другое» и прокомментировала это так : «Я испытала удивление, для меня было неожиданно принять участие в таком интересном мероприятие. Я не ожидала такого», новые знания во время участия приобрели для себя 72,8% родителей (комментарий: «Тренинговое занятие, дало мне понять, что традиции играют важную роль в нашей жизни. Мне надо задуматься о традициях нашей семьи», а вот 27,2% опрошенных родителей приобрели новые знания только во время творческого занятия (декупаж). Абсолютно все респонденты (100%) испытывали комфорт на протяжении тренинговой работы и творческого занятия, для всех родителей несовершеннолетних после участия в проекте их семья стала сплочённее. Полезность и эффективность тренингового занятия оценили по максимальной шкале все родители (100%), такую же оценку получило и творческое занятие по декупажу.
Несовершеннолетние, принимающие участие программе, оценили свою удовлетворённость в проекте как «Всё мне понравилось» 91,7% подросткоа, а вот 8,3% респондент оценил на «нормальном уровне» удовлетворённость.
В рамках четвертого этапа реализации проекта проведён один интенсив выходного дня для малоимущих семей с детьми - «Театральный экспресс» (г.Новосибирск). Участники – дети из малоимущих семей и их родители - клиенты социально-реабилитационного центра «Солнышко» г. Барнаула, участвующие на первой ступени реализации проекта на пилотной территории в тренинге и мастер-классе. Программа включила в себя два спектакля в г. Новосибирске: в театре музыкальной комедии «Карлсон, который живёт на крыше» и в планетарии «Обратная сторона Вселенной». Первый спектакль позволяет детям вспомнить прочитанное и провести сравнение или, наоборот, стимулирует к прочтению книги, а родителям – переосмыслить своё отношение к интересам ребёнка. Второй спектакль – познавательный – показывает интеграцию науки, развивает интерес у детей, раскрывая и показывая этапы развития Вселенной, открытия в астрономии и физике, демонстрирует внедрение современных технологий в культурно-просветительскую деятельность.
4. Результаты опроса интенсивна выходного дня (г. Новосибимрск):
Нами был разработан опросник для получения обратной связи, состоящий из 10 вопросов. В первых двух вопросах родителям и их детям было предложено оценить организацию выезда и работу волонтёров по 5-ти бальной системе, результаты представлены ниже в таблице 2.
Таблица 2
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
организация выезда |
родители |
0 |
0 |
0 |
0 |
100% |
дети |
0 |
0 |
0 |
18,2% |
81,8% |
|
работа волонтёров |
родители |
0 |
0 |
0 |
0 |
100% |
дети |
0 |
0 |
0 |
11,1% |
88,89% |
На вопрос «Какие эмоции Вы испытывали в процессе выезда?» дали ответ, что положительные 100% респондентов и родителей, и детей.
88,89% родителей считают, что приобрели полезные знания во время поездки в Новосибирск, 11,11% затрудняется ответить. 86,4% приобрели тоже для себя новые знания ( «узнал много о космосе»; «узнал много о звёздах»; «узнал, что нужно всегда говорить правду»), а 13,6% – затрудняются ответить. Чувствовали себя комфортно во время всего досуга 100% респондентов-родителей ,а 95,2% несовершеннолетних чувствовали себя тоже комфортно, 3,6% испытыватл дискомфорт на протяжении всего выезда. Все респонденты и дети, и родители (100%) считают, что родительско-детские отношения между ними стали дружнее и сплочённее. Также 100% опрошенных родителей отметили, что будут стараться проводить семейный досуг, примерно как наш выезд в Новосибирск (ходить вместе в театр, в кино и т.д.). 100% опрошенных детей ответили, что тоже хотели бы также проводить время. Девятый вопрос заключался в оценки эффективности и удовлетворённости досугового выезда по 5-ти бальной системе (табл.3)
Таблица 3
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Спектакль в театре |
родители |
|
|
|
|
100% |
дети |
|
|
|
4,8% |
95,2% |
|
Представление в планетарии |
родители |
|
|
|
|
100% |
дети |
4,8% |
|
4,8% |
|
90,4% |
|
Обед |
родители |
|
|
|
|
100% |
дети |
|
4,8% |
19,2% |
|
76% |
|
В дороге (организация поездки в автобусе |
родители |
|
|
|
|
100% |
дети |
|
|
|
4,8% |
95,2% |
И последним вопросом для участников выезда, был вопрос об оценки полезности мероприятия в целом (табл.4). Распределение ответов респондентов выглядит следующим образом: дети: - «4» , «5» ; родители -«5».
Таблица 4
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
дети |
|
|
|
4,8% |
95,2% |
родители |
|
|
|
|
100% |
Оценка в сфере поддержки малоимущих семей с детьми на данном этапе осуществляется через анкетирование детей и родителей. Можно сделать вывод, что у детей и родителей повышается внутренняя мотивация к социально-культурному досугу творческой направленности, уровень культуры общения между собой, укреплены семейные традиции, налажена благоприятная социально-психологическая обстановка в семье, создана тёплая атмосфера работы между волонтерами и семьями. В целом, удовлетворённость участников, проведённых нами мероприятий на всех территориях, достаточно высока, что может говорить об одном из критериев эффективности проекта «Семья+», который основан на таких технологиях работы с малоимущими семьями как добровольчество, тренинг культурного самоопределения, мастер-класс «Культура семейного досуга» и интенсив выходного дня.