Сведения об образовательной организации

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

М.С. Сафронова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

На современном этапе развития российского общества становление молодежи происходит в сложных условиях ломки сложившихся ценностей и формирования новых отношений.  Как отмечают современные исследователи проблем молодежи В.И. Чупров и Ю.А. Зубок: «… она развивается в условиях риска, в условиях неопределенности» [1, с.173]. Вследствие чего у молодых людей наблюдается пессимизм, растерянность, неверие в будущее и нежелание что-либо менять в настоящем. Особенно эти настроения проявляются у сельской молодежи, которая зачастую не имеет возможностей для самореализации, проявления  лидерских, творческих качеств, в связи с отсутствием центрального звена социализации  –  значимой  социально – полезной деятельности.  Снижение уровня социальной активности молодёжи  порождает деградацию личности, и негативно сказывается на развитии общества в целом. Кроме того, снижение социальной активность молодежи  - это реальная угроза демократии, поскольку последующие поколения все меньше будут включаться в соответствующие общественные практики.

Вместе с тем, молодежь является социально-демографической группой, в большей степени, чем другие, нацеленной на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей. Ее можно рассматривать, содной стороны, как наиболее адаптирующуюся, а с другой - инициативную и инновационную часть социума, способную обеспечить реализацию ключевых направлений развития российского общества. Исходя из этого, считаем проблему повышения социальной активности молодежи, в том числе сельской,   как показателя включенности в современное общество особенно актуальной.

Проблема  социальной  активности молодых людей является достаточно неоднозначной, как и само содержание понятия социальной активности.

Исследованиям социальной активности молодежи посвящены работы ряда учёных: Е.С. Соколовой, Д.В. Кротова, А.В. Кострикина, С.П.Иваненкова, В.З. Когана и других.

По мнению С.П. Иваненкова и А.В. Кострикина, социальная активность может рассматриваться как повышенное по сравнению с принятым в обществе или той или иной социальной группе участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо, таких как участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в молодежные сообщества[2, с.84].

Природа и сущность феномена социальной активности, ее структура и общие закономерности  развития раскрываются в  работах  К.А.  Абульхановой-Славской,  Е.А.  Ануфриева,  А.Н. Леонтьева,  А.В.  Мудрика,  Т.Н.  Мальковской,  В.А.  Петровского,  С.Л. Рубинштейна и др.

П.Д. Павленок рассматривает социальную активность как  сознательную, целенаправленную деятельность человека, социальной группы, общности, ориентированная на преобразование объективных социальных условий, формирование социальных качеств личности [6, с.204].

Среди  перечисленных  определений  отмечаются  общие  тенденции: активность  есть  качество  личности  как  субъекта  деятельности,  а социальность  подчеркивает  ее  направленность  на  деятельность  и  ее общественную значимость [3, с.323].

В нашем исследовании мы опираемся на определение, данное А.В. Ивановым, согласно которому,  социальная  активность -  сложное  интегрированное качество  личности,  проявляющееся  в  инициативной,  направленной, социально  значимой  деятельности  и  готовности  действовать  в  интересах других людей [3, с.325].

Важным для повышения уровня социальной активности молодого человека является применение  технологии развития социальной активности.

Технология повышения социальной активности молодежи - это социально-педагогическая технология, которая, в свою очередь является технологией социальной работы.

Р.В. Овчарова  определяет социально-педагогические технологии как совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности [7, с.34].

Технологию повышения социальной активности  молодежи как разновидность социально-педагогической технологии, мы понимаем, как совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия на молодежь, как социальную группу, и реализации заранее намеченных планов (проектов, программ) и получение общественно значимого результата.

Следует  отметить,  что  в  настоящее  время  не  существует единой  и  отработанной  методики  применения  социальных  технологий повышения социальной активности молодежи. Несмотря  на  все  разнообразие,  практически  всегда  процесс  по формированию  и  развитию  социальной  активности  учащихся  состоит  из основных этапов: разработка «видения», определение стратегических целей, оценка  ресурсов  и  способностей,  сценарное  планирование,  управление изменением и построение перспектив [8,с.44].

Рассмотрим этапы технологии повышения социальной активности молодежи, как разновидности социально-педагогических технологий (по И.Г.Зайнышеву):
      Предварительный этап.  На нём осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы низкого уровня социальной активности молодежи, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение.
      Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.
      Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.
      Процедурно-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.

Контрольно-аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалиста, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков[7, с.128].

К методам технологического процесса повышения социальной активности молодежи, как социально-педагогической технологии можно отнести следующие (по Никитиной и Глуховой).

- Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример);

- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение,  педагогическое требование,  поручение, воспитывающие ситуации);

-Методы стимулирования и коррекции (поощрение, наказание, соревнование)[5, с.66].

Кострикин А.В. выделяет следующие формы технологического процесса повышения социальной активности молодежи:

- тренинг / обучение;

- конкурсы;

- стажировки;

- молодежные обмены;

- создание креативной среды [4, с.10].

Государство применяет различные меры для того, чтобы социальная активность молодёжи повышалась. Разрабатываются программы, проводятся конкурсы, тренинги, фестивали. На локальных уровнях реализуются различные проекты. Таковым является  социальный проект по повышению социальной активности сельской молодежи «Активист», реализуемый в Рассказовском филиале МБОУ Платоновской СОШ, рассчитанный  на молодёжь 14 - 18 лет.

Главной его целью является повышение социальной активности молодых людей в сельской местности.    

Задачи:

  1. Создание креативной среды для процесса повышения социальной активности сельской молодёжи;
  2. Развитие коммуникативных способностей сельской молодёжи;
  3. Формирование  чувств патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;
  4. Создание на базе образовательного учреждения школьного радиоузла

На подготовительном этапе нами была проведена входная диагностика, результаты которой позволили определить уровень социальной активности учащейся молодёжи МБОУ Платоновской СОШ. Анкетирование «Выявление уровня социальной активности старшеклассников», составленное Сафроновой М.С., показало, что учащаяся молодёжь имеет средний уровень активности.

Кроме того, в процессе входной диагностики применялся опросник  К. Бруннера «Каков ваш творческий потенциал», результат которого показали, что у ребят вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют творить, но у них есть проблемы, тормозящие процесс творчества. Во всяком случае, имеющийся творческий позволит им себя проявить, если они сами этого пожелают.  

На основном этапе состоялось планирование и проведение цикла мероприятий, направленных на повышение социальной активности сельской молодежи.

Центральным мероприятием проекта стало создание школьного радиоузла
под названием «Школьное Эхо», цель которого заключалась в том, чтобы привлечь молодежь к происходящим в школе событиям, способствовать активизации   жизненной позиции учеников. Кроме того, был налажен еженедельный выпуск с новостями, событиями, произошедшими в школьной жизни на этой неделе. Ученики сами занимаются составлением буклета (подбор информации, представление ее с использованием компьютерных технологий) и его распространением.

Совместно с учащимися старших классов нами была создана группа на сайте "ВКонтакте", зайдя на которую можно так же увидеть школьные новости, фотоотчёты событий, план развлекательных мероприятий.

С целью развития коммуникативных способностей школьной молодежи нами был проведен тренинг на тему «Ему слово, а он – десять». Ребята познакомились с азами речевого этикета и словами из молодёжного сленга и их значением.

Спортивное соревнование «А на войне, как на войне» направлено на  формирование чувств патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности.

Поход «Арженский перевал» подразумевал прогулку старшеклассников к месту памятника русского лётчика, разбившегося в годы Великой Отечественной войны.

Одной из запланированных форм реализации моего проекта был КВН. И мне удалось задействовать молодёжь не только в стенах школы, но и поучаствовать в областном КВН, который состоялся 1 апреля в Доме культуры  по ул. Набережной г. Тамбов. Темой мероприятия являлся лозунг «Молодёжь за спорт» (связь с олимпиадой). Ребята достойно показали себя, активно играли, шутили, артистично выступали  на областной  сцене, где в результате заняли призовое место.

Также ребятам удалось поучаствовать в такой форме повышения социальной активности  как молодежный обмен. В стенах Института Зарубежной филологии ТГУ им. Г.Р. Державина проходил праздник «Франкофонии» - праздник  французского языка, где собрались преподаватели французского языка,  ребята из разных школ, студенты. Ребята приняли участие в концертной программе на французском языке, а после концерта общались с представителями других национальностей, задавали вопросы о жизни, культуре, учебе, досуге, проявляя искреннюю заинтересованность.

 На заключительном  этапе была проведена выходная диагностика, которая показала, что у 73% респондентов  уровень социальной активности значительно повысился, у 20% - средний, у 7 – остался неизменным. 

Также на заключительном этапе проекта была проведена рефлексия нашей деятельности по повышению социальной активности сельской молодежи, внесены поправки и дополнения, а также намечен план дальнейшей работы.

Литература

  1. Зубок, Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров., М. : Acfdemia, 2008г.
  2. Иваненков С.П., Кострикин А.В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // СПб., 2009г.,№3., С. 82-100.
  3. Иванов  А.В.  Методика  формирования  социальной  активности  учащегося:  Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, М., 2013.
  4. Кострикин А.В. Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи // Второй международный психолого-социальный Конгресс: Материалы. 14-15 мая 2009 года, СПб.: СПбГИПСР, 2010г., С. 10-13.
  5. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога.  М., "Гуманитарный издательский центр Владос", 2005 г.
  6. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2008г.
  7.  Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш.    учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева, М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2002г.
  8. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций.  М.: «А-Приор», 2009г.
Разделы