Сведения об образовательной организации

РОЛЬ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

РОЛЬ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ 

И.В. Колесов
Центр «Спортивный и Инвент-менеджмент» Государственного университета управления
kolesov@m-verim.ru

Проблема социального воспитания учащейся молодежи и включение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли является результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили важные социально-воспитательные проблемы: адаптации во всех сферах жизни, активизации ответственной социальной позиции, готовности молодежи к преобразованию общественных процессов. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения, обновления теоретических взглядов и практических действий по его социальному воспитанию.

Вступление ребенка в пубертатный период сопровождается качественными изменениями во всех сферах его жизнедеятельности. Изменяется социальная позиция, возникает как центральное новообразование личности чувство взрослости. Это приводит к тому, что происходит переориентация с одних норм и ценностей на другие. Осознание существенных сдвигов в своем физическом развитии влечет за собой потребность в пересмотре собственной личности, к попыткам активного самоопределения. Возникнув, чувство взрослости начинает активно детерминировать деятельность и поведение. К сожалению, нередки негативные проявления этого чувства в подростковой среде - девиантное поведение (сквернословие, аддикции, агрессивность, ранние сексуальные контакты и т.п.) как один из способов демонстрации взрослости. В этом возрасте ярко выражено стремление разобраться в фактах, событиях, взаимоотношениях, проявить себя, заявить о себе как личности. Благоприятным условием для этого является тот факт, что ведущей для подростка становится общественно полезная деятельность, на базе которой строится общение с другими людьми и прежде всего со сверстниками (Д.И. Фельдштейн). Основной смысл общественно-полезной деятельности состоит в том, что она позволяет подростку смоделировать реальную практику общественных отношений, отвечает его потребности войти в активную жизнь общества.

Однако, как показывает практика, современная общеобразовательная школа не всегда может предоставить подростку возможность участия в разнообразных видах общественно-полезной деятельности, зачастую ограничиваясь деятельностью учебно-познавательной. Социальное воспитание детей не является сегодня приоритетной задачей школы. Из всех функций образовательной школы в силу объективных причин наибольшее отставание, растерянность и апатия проявляются в сфере воспитательной деятельности, социального воспитания. В этих условиях трудно переоценить роль клубной деятельности в социальном воспитании подростков.

Клуб – форма организованного досуга, объединяющая людей, имеющая потенциал беспрепятственного творческого развития, вовлечения в различные виды деятельности имеющих единую цель.

Направления и содержание клубной деятельности обеспечивают подросткам духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое и физическое развитие, удовлетворяют их творческие и образовательные потребности. Характерным признаком клубной деятельности является отсутствие внешнего давления. Это деятельность, приносящая только удовольствие.

Клубы различаются по ширине воздействия (разносторонние и односторонние), по приоритетному роду деятельности (обучение, творчество, оздоровление и т.п.), по статусу (официальные и неофициальные), по  возрастной категории (ровесники либо участники разного возраста), по хронологическому признаку (неизменяемые и непостоянные).

Деятельность клубов по своему характеру является коллективной. Коллективной  деятельность может считаться в том случае, когда происходит осознание единой цели всеми ее участниками, которая требует объединения усилий всего коллектива. В процессе деятельности между членами клуба образуются взаимоотношения, свойственные коллективу. Контроль в коллективной деятельности осуществляется самими членами коллектива.

Целью, а, следовательно, и конечным итогом клубной деятельности является овладение знаниями, умениями и навыками поведения, общения, современными культурными ценностями.

Содержание клубной деятельности обеспечивает подросткам духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое и физическое развитие, удовлетворяет их творческие и образовательные потребности. Характерным признаком клубной деятельности является отсутствие внешнего давления. Это деятельность, приносящая только удовольствие.

Содержание клубной деятельности можно разделить на несколько секторов.

Первый сектор направлен на развитие и укрепление двигательной деятельности подростка, активизацию его физической активности, способствующей укреплению здоровья, развитию выносливости.

Второй сектор клубной деятельности стимулирует познавательную активность подростков, способствует усвоению общечеловеческих ценностей культуры, истории, литературы.

Третий сектор развивает духовные силы, направленные на улучшение творческой работоспособности. К основному наполнению данного сектора можно отнести исследования в области науки, занятия в области культуры и искусства, развитие технологий досугово-спортивной деятельности. Вовлечение подростков в этот сектор клубной деятельности адаптирует их жизни в обществе и способствует развитию творческого потенциала.

Четвертый сектор  удовлетворяет желания подростков к взаимодействию. Развивает умение находить общий язык как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Способствует усвоению навыков группового общения, а также адекватному реагированию на различные общественные явления.

Пятый сектор отражает содержание клубной деятельности, которое и развивает у подростка организаторские способности, формирует умения независимо от других организовать и наполнить свое свободное время и помогать своим сверстникам в организации их досуга.

Клубная деятельность основывается на следующих  принципах:

? принцип цикличности, основывающийся на постоянной аналитической работе по выдвижению перспективных идей развития подросткового клуба и клубной деятельности;

? принцип межклубного взаимодействия, в основе которого лежит сотрудничество с другими клубами той же направленности;

? принцип профессионализма, определяющий необходимый профессиональный уровень педагогических работников, осуществляющих клубную деятельность;

? принцип позитивной самореализации подростков;

? принцип ориентации не только на свои потребности, но и позицию и состояние других людей, уважения к себе и к окружающим;

? принцип открытости и доступности. Клуб является пространством, куда можно прийти самому и привести своих знакомых и т.д.:

? принцип свободного общения и участия без принуждения;

принцип безопасности. Открытость, искренность, эмоционально доброжелательная атмосфера, в которой без опасения быть оцененным, непонятым и непринятым идет обмен опытом,  мнениями и позициями.

Подростковый клуб выполняет ряд функций: адаптационную, досуговую, коммуникативную, профилактическую, коррекционную, реабилитационную, образовательную, рекреативно-оздоровительную.

Создание системы социально ориентированной досуговой деятельности, в процессе которой формируется социальная идентичность личности, определяет роль клуба в социальном воспитании подростков.

Разделы