Сведения об образовательной организации

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Ю.С. Иванова
Тамбовский государственный университет имени Державина 

Согласно статья 7 Конституции Российской Федерации:

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1]. В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполной семьи: брачно-семейные отношения между мужчиной и женщиной, установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств, членов семьи [3]. Национальный стандарт Российской Федерации о «Социальном обслуживании населения. Социальные услуги семье», устанавливает состав, объем и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следующих групп:

- малообеспеченным семьям;

- неполным семьям;

- семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации, семьям беженцев и вынужденных переселенцев;

- многодетным семьям;

- семьям с неблагоприятным психологическим климатом и т.д. [2].

Для улучшения положения семей в России необходимо усиление государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. Государственная помощь семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают важнейшими направлениями семейной политики, которая призвана решать следующие задачи:

- обеспечивать социальную безопасность института семьи на основе опытной проверки принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях;

- создавать необходимые условия для стабилизации семейно-брачных отношений, успешной реализации семьей репродуктивной, жизнеохранительной, экономической, социально-культурной, воспитательной и других ее функций, формировать в обществе высокий престиж семейных ценностей и семейного образа жизни и др. [4,с.357].  

Защита семьи, в том числе и неполной семьи, и прав детей, в нашей стране осуществляется в соответствии с нормами гражданского, семейного, административного, жилищного, уголовного и других отраслей права.

Законодательство предусматривает ряд льгот и пособий для неполной семьи (матерей-одиночек).

По данным Фонда социального страхования, государственное пособие для неработающей матери на каждого ребенка до достижения им 16 лет составляет 1873     рубля не зависимо от статуса. Для работающих матерей пособие составляет 40% от среднего заработка [8].

В каждом субъекте Российской Федерации могут быть приняты дополнительные льготы для неполной семьи. Например, в Москве действует Комплексная программа мер социальной защиты населения, в том числе неполных семей, для которых предусмотрены отдельные пособия. Ежемесячная компенсационная выплата на детей из неполной семьи, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума составляет 500 рублей; выше прожиточного минимума 170 рублей. Плюс к этому неполной семье независимо от среднедушевого дохода положена еще и ежемесячная компенсационная выплата на питание детей до 3 лет в размере 500 рублей. Это также касается многодетных и студенческих семей, семей с детьми-инвалидами, военнослужащих по призыву, а также случаев нахождения родителя в розыске за неуплату алиментов [8].

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, для неполных семей предусмотрен ряд «трудовых» льгот.

Во-первых, при стационарном лечении, пособие по уходу за ребенком назначается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа лица, осуществляющего уход за ребенком. При амбулаторном лечении – за первые 10 календарных    дней             одиноким матерям в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, а, начиная с одиннадцатого дня пособие, исчисляется в размере 50% заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа. Пособие по уходу за больным ребенком дошкольного возраста выдается матери за весь период лечения, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет – за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Во-вторых, Трудовой кодекс предусматривает некоторые гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Неполных семей не касается сокращение численности штата работников, увольнение по несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации или в результате смены собственника имущества организации, принятие необоснованного решения руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации, прекращения допуска к государственной тайне.

В-третьих, при ликвидации предприятия одиноким матерям, равно как и беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет предоставляются гарантии в виде обязательного трудоустройства, которое ложится на плечи ее нынешнего работодателя.   

В-четвертых, по заявлению матери-одиночки ей должен быть предоставлен ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы в удобное время продолжительностью до 14 календарных дней. Такой отпуск может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно – полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается. Но это только в том случае, если в коллективном договоре закреплена гарантия ежегодного дополнительного отпуска без сохранения зарплаты [6].

Неполная семья также имеет право на ежемесячное пособие на ребенка в более крупном размере, чем другие, не зависимо от уровня материальной обеспеченности семьи, условий ее жизни:

• выплачивается дополнительная сумма до исполнения 1,5 лет ребенку;

• каждая неполная семья имеет законное право на получение от государства ежегодной дополнительной материальной помощи в размере, примерно 300 рублей;

• мать-одиночка не может быть уволена с работы по инициативе администрации по достижении ребенком 14 лет, кроме случаев ликвидации организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных работников осуществляется работодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта);

• матерям-одиночкам устанавливается 100% оплата больничного листа по уходу за ребенком до 14 лет на более длительный срок, чем остальным женщинам;

• неполная семья имеет право на ежегодный отпуск без сохранения содержания, присоединенный к основному отпуску или отдельный от него сроком до 14 дней в удобное для них время;

• запрещается отказывать в приеме на работу и снижать заработную плату работникам по мотивам, связанным с наличием детей. При отказе в приеме на работу одинокой матери, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суде;

• в случае нуждаемости неполная семья имеет право на первоочередное получение жилья          ;

• одинокая мать имеет право на беспрепятственное устройство несовершеннолетнего ребенка в детское учреждение на полное государственное обеспечение;

• ребенок-школьник одинокой матери может рассчитывать на бесплатное питание в школьной столовой – решение об этом принимает директор школы. То же касается и бесплатных учебников;      

• в территориальных управлениях в порядке очередности выдаются бесплатные (или с частичными доплатами) путевки в санатории и оздоровительные лагеря не реже одного раза в два года;

• предусмотрены льготы и при покупке некоторых лекарств, перечень которых должен быть в каждой детской поликлинике. На некоторые лекарства, в основном дорогостоящие, предоставляется скидка 50 %;

• дети из неполных семей также имеют право пользоваться массажным кабинетом, если он имеется в поликлинике. Если обычная семья может рассчитывать на 50 % оплату, то детям из семей, имеющих социальные паспорта, эти услуги оказываются бесплатно и др. [7].

В каждом субъекте Российской Федерации действуют свои дополнительные выплаты неполным семьям.

В Тамбовской области ежемесячное пособие неполной семье составляет: в размере 235 рублей матери на ребенка до достижении им возраста 16 лет (на учащегося образовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума в целом по Тамбовской области за соответствующий период в расчете на душу населения [5,с.21].

Малообеспеченная семья – семья, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума в целом по Тамбовской области за соответствующий период в расчете на душу населения. Ежемесячное пособие таким семьям составляет: в размере 160 рублей, на детей одиноких матерей, на детей военнослужащих по призыву и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов – 235 рублей, в остальных семьях – 110 рублей в месяц одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) [5,с.10].

Таким образом, анализ законов и подзаконных актов Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в России создана солидная законодательная база для укрепления семьи и реализации прав и законных интересов неполной семьи, в тоже время предполагающая дальнейшее её развитие и совершенствование.

Литература 

  1. Конституция Р.Ф., глава 1 Основы конституционного строя, статья 7. от 12.12.1993.
  2. Национальная стратегия РФ ГОСТ Р 52885-2007.
  3. Семейный кодекс Р.Ф., глава 1 Семейное законодательство. от 8.12.1995.
  4. Социально гуманитарные знания. 2012. №4. С.357.
  5. Социальная поддержка семей с детьми в Тамбовской области. Тамбов 2007.
  6. Трудовой кодекс Р.Ф., глава 10 Общие положения. Принят ГД ФС РФ от 21.12.2001.
  7. URL:http://kidslife.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=433:2012-01-18-12-00-49&catid=61&Itemid=547 (дата обращения 11.03.2014).
  8. URL:http://materinstvo.ru/ module=articles&id=2938 (дата обращения 7.03.20014).
Разделы