Сведения об образовательной организации

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ

Н.Н. Сирота
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

На современном этапе развития общества, возрастает роль формирования у молодежи именно социального здоровья, так как за социально-значимой, активной и здоровой молодежью будущее нашей страны: стабильность политической и экономической системы, развитие духовности и нравственности, национальное достояние.

Именно поэтому, важно отходить от стандартных методов по формированию социального здоровья, ведь время диктует новые требования и подходы к  решению проблем. Появляются и внедряются инновационные методы и в сфере социальной работы.

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [1].

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять  в  любом другом регионе,  но для  его   внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться  на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений [5].

Инновационные социальные технологии направлены на качественные изменения в различных  сферах деятельности, на формирование социальных систем и отношений; при их разработке технологу-исследователю необходимо руководствоваться следующими базовыми принципами: ориентироваться на обновление и трансформацию организации, ее связей с внешней средой; определять стратегические цели организации и работать на пределе возможного; проводить серии инновационных семинаров, организуя их по принципу «пульсирующего ритма», с небольшими перерывами между сериями и интенсивным взаимодействием консультантов и слушателей семинаров; анализировать и проводить оценку  результатов предшествующих инноваций, стимулировать мотивации к дальнейшим позитивным изменениям  -  так называемый принцип «кумулятивной мотивации»; интегративно  формировать реальную стратегию деятельности, с учетом  результатов каждого этапа работы и их соотнесением с концепцией обновленного развития; проводить   изменения в учреждении, организации  содержания их деятельности за счет изменения  отношения сотрудников к нововведениям, выращивать «инновационное ядро» коллектива, готовое выполнять роли и задачи носителя и локомотива нововведений [4].

В городе Тамбове и городах области успешно реализуются многие социальные программы и проекты. При выделении типа инновационных проектов исходят из их специфического назначения: задача инновационных проектов — внедрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами.

В настоящее время проводится множество конкурсных проектов и реализуются социальные программы, благодаря которым молодежь имеет возможность для саморазвития, продвижения своих идей и проектов, повышая при этом уровень своего социального здоровья.

  Примером может служить вовлечение молодежи в социально-предпринимательскую деятельность   на региональном уровне  проводится через реализацию социально-значимого проекта ««Школа Молодого Предпринимателя».

  В Тамбовской области в рамках «Школы Молодежного Предпринимательства» в 2012 году образовательные услуги получили 200 молодых людей. Лучшие проекты слушателей уже традиционно  представлены на публичной защите, проводимой в рамках Экономического форума «Технологии успеха-молодежи!». Всего было  представлено 18 проектов, подготовленных слушателями «Школы Молодежного Предпринимательства» [3].

  Для самореализации молодых людей в Тамбовской чясобласти ежегодно проводится    Региональный форум молодежных инициатив «Конвейер молодежных проектов»,  конкурс молодежных инновационных стартап-компаний, конкурс «Молодой предприниматель». Такая форма работы позволяет не только выявить способности молодежи к предпринимательской деятельности, но  обучить их, организовать встречи с предпринимателями крупных предприятий области.       

  Разделение социальных проектов по направлениям деятельности может вестись с выделением множества типов, поскольку здесь с организационными вопросами смыкаются вопросы содержания проектов. Выделим некоторые из типов, чтобы показать разнообразие направлений социального проектирования [6].

В качестве социальных проектов с молодёжью используются образовательные, культурные, экологические и другие.

В образовательных проектах ставятся задачи, связанные с предоставлением образовательных услуг. Надо заметить, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности.

Культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни.

Большинство учреждений, осуществляющих социальную работу с молодежью, используют данную инновационную форму – социальное проектирование, так как это является не только современным средством осуществления социальной и педагогической деятельности, но и достаточно эффективным [2].

Таким образом, анализируя инновации и проектирование  как стимуляторы активности современной молодежи, можем отметить, что благодаря этим инновационным методам, в доступной и понятной форме можно донести до молодежи важные аспекты понимания проблемы социального здоровья, научить ее самостоятельно выявлять причины возникновения проблем, творчески и нестандартно их решать.

Разработать и реализовать  внедрение инновационных социальных технологий для повышения эффективности в социальной работе с молодёжью можно только в совместной деятельности на основе гражданской активности населения и частно-общественного партнерства.

В результате внедрения инновационных социальных технологий в формировании социального здоровья молодёжи, социальную-экономическую и политическую жизнь. В г. Тамбове молодежь играет существенную роль, внимание к молодежным проблемам, уделяемое органами власти города, и стабильное экономическое положение города создали условия для получения молодёжи хорошего образования, трудоустройства, обеспечения высокого уровня социальной защиты и доступности сети учреждений досуга и культуры. Молодежная политика занимает существенное место в деятельности органов власти города и муниципалитетов, успешно реализуются программы, направленные на поддержку молодых семей, охрану здоровья, воспитания подрастающего поколения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что дальнейшее развитие в области внедрения инновационных социальных технологий в социальной работе с молодёжью будет зависеть от федеральной, муниципальной и региональной политики и  активного участия в ней молодежи. А для этого важно изучение в области инновационных социальных технологий, в том числе  в социальной работе с молодёжью, для решения проблем  социального здоровья молодёжи.

Литература

1. Романченко С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность / С. В. Романченко // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 166-168.

2. Холостова  Е. А. Теория и практика социальной работы. – М.: Инфра-М, 2002г.

3. URL: http://www.invest-tambovregion.ru/gos_molodech_politica.html

4. Электронный учебник по дисциплине «Социально-культурная деятельность»
Источник:URL: http://reftrend.ru/371191.html

5. И.А. Прихожан. Управление социальным проектом.-Волгоград.:Принт,2009.

Разделы