РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
Н.Н. Сирота
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
На современном этапе развития общества, возрастает роль формирования у молодежи именно социального здоровья, так как за социально-значимой, активной и здоровой молодежью будущее нашей страны: стабильность политической и экономической системы, развитие духовности и нравственности, национальное достояние.
Именно поэтому, важно отходить от стандартных методов по формированию социального здоровья, ведь время диктует новые требования и подходы к решению проблем. Появляются и внедряются инновационные методы и в сфере социальной работы.
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [1].
В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений [5].
Инновационные социальные технологии направлены на качественные изменения в различных сферах деятельности, на формирование социальных систем и отношений; при их разработке технологу-исследователю необходимо руководствоваться следующими базовыми принципами: ориентироваться на обновление и трансформацию организации, ее связей с внешней средой; определять стратегические цели организации и работать на пределе возможного; проводить серии инновационных семинаров, организуя их по принципу «пульсирующего ритма», с небольшими перерывами между сериями и интенсивным взаимодействием консультантов и слушателей семинаров; анализировать и проводить оценку результатов предшествующих инноваций, стимулировать мотивации к дальнейшим позитивным изменениям - так называемый принцип «кумулятивной мотивации»; интегративно формировать реальную стратегию деятельности, с учетом результатов каждого этапа работы и их соотнесением с концепцией обновленного развития; проводить изменения в учреждении, организации содержания их деятельности за счет изменения отношения сотрудников к нововведениям, выращивать «инновационное ядро» коллектива, готовое выполнять роли и задачи носителя и локомотива нововведений [4].
В городе Тамбове и городах области успешно реализуются многие социальные программы и проекты. При выделении типа инновационных проектов исходят из их специфического назначения: задача инновационных проектов — внедрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами.
В настоящее время проводится множество конкурсных проектов и реализуются социальные программы, благодаря которым молодежь имеет возможность для саморазвития, продвижения своих идей и проектов, повышая при этом уровень своего социального здоровья.
Примером может служить вовлечение молодежи в социально-предпринимательскую деятельность на региональном уровне проводится через реализацию социально-значимого проекта ««Школа Молодого Предпринимателя».
В Тамбовской области в рамках «Школы Молодежного Предпринимательства» в 2012 году образовательные услуги получили 200 молодых людей. Лучшие проекты слушателей уже традиционно представлены на публичной защите, проводимой в рамках Экономического форума «Технологии успеха-молодежи!». Всего было представлено 18 проектов, подготовленных слушателями «Школы Молодежного Предпринимательства» [3].
Для самореализации молодых людей в Тамбовской чясобласти ежегодно проводится Региональный форум молодежных инициатив «Конвейер молодежных проектов», конкурс молодежных инновационных стартап-компаний, конкурс «Молодой предприниматель». Такая форма работы позволяет не только выявить способности молодежи к предпринимательской деятельности, но обучить их, организовать встречи с предпринимателями крупных предприятий области.
Разделение социальных проектов по направлениям деятельности может вестись с выделением множества типов, поскольку здесь с организационными вопросами смыкаются вопросы содержания проектов. Выделим некоторые из типов, чтобы показать разнообразие направлений социального проектирования [6].
В качестве социальных проектов с молодёжью используются образовательные, культурные, экологические и другие.
В образовательных проектах ставятся задачи, связанные с предоставлением образовательных услуг. Надо заметить, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности.
Культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни.
Большинство учреждений, осуществляющих социальную работу с молодежью, используют данную инновационную форму – социальное проектирование, так как это является не только современным средством осуществления социальной и педагогической деятельности, но и достаточно эффективным [2].
Таким образом, анализируя инновации и проектирование как стимуляторы активности современной молодежи, можем отметить, что благодаря этим инновационным методам, в доступной и понятной форме можно донести до молодежи важные аспекты понимания проблемы социального здоровья, научить ее самостоятельно выявлять причины возникновения проблем, творчески и нестандартно их решать.
Разработать и реализовать внедрение инновационных социальных технологий для повышения эффективности в социальной работе с молодёжью можно только в совместной деятельности на основе гражданской активности населения и частно-общественного партнерства.
В результате внедрения инновационных социальных технологий в формировании социального здоровья молодёжи, социальную-экономическую и политическую жизнь. В г. Тамбове молодежь играет существенную роль, внимание к молодежным проблемам, уделяемое органами власти города, и стабильное экономическое положение города создали условия для получения молодёжи хорошего образования, трудоустройства, обеспечения высокого уровня социальной защиты и доступности сети учреждений досуга и культуры. Молодежная политика занимает существенное место в деятельности органов власти города и муниципалитетов, успешно реализуются программы, направленные на поддержку молодых семей, охрану здоровья, воспитания подрастающего поколения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что дальнейшее развитие в области внедрения инновационных социальных технологий в социальной работе с молодёжью будет зависеть от федеральной, муниципальной и региональной политики и активного участия в ней молодежи. А для этого важно изучение в области инновационных социальных технологий, в том числе в социальной работе с молодёжью, для решения проблем социального здоровья молодёжи.
Литература
1. Романченко С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность / С. В. Романченко // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 166-168.
2. Холостова Е. А. Теория и практика социальной работы. – М.: Инфра-М, 2002г.
3. URL: http://www.invest-tambovregion.ru/gos_molodech_politica.html
4. Электронный учебник по дисциплине «Социально-культурная деятельность»
Источник:URL: http://reftrend.ru/371191.html
5. И.А. Прихожан. Управление социальным проектом.-Волгоград.:Принт,2009.