Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ

А.А. Суслова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Общество динамично развивается, а это означает, что и технологии, используемые в социальной работе, должны развиваться. Одним из таких направлений является работа с подростками, с девиациями, возникающими в этот возрастной период. И на данный момент, одним из наиболее острых проявлений отклоняющегося поведения, является подростковый суицид.

Технологии социальной работы с детьми, склонными к суицидальному поведению, можно разделить на два направления: профилактическое и коррекционное (или социально-реабилитационное). Их реализация опирается на социальную диагностику (изучение социальной среды, факторов, способствующих проявлению суицидального поведения).

По мнению Л.П. Кузнецовой, социальная профилактика - это "сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата" [3,с. 123].

Приведённое выше определение понятия "социальная профилактика" позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

  1. выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем;
  2. уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
  3. сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
  4. содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Социальная профилактика суицидального поведения выполняет многообразные функции, к числу наиболее значимых из которых относятся: регулятивно - предупредительная функция, обеспечивающая, охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции [3,с. 124].

Профилактика подросткового суицида подразумевает систему мер, предупреждающих  суицидальное поведение. Суицидальное поведение свидетельствует о том, что человек испытывает социальный дискомфорт и своей попыткой самоубийства хочет заявить об этом.

Исходя из этого профилактика подросткового суицида, должна включать:

  1. Выявление причин суицидального поведения подростков;
  2. Диагностику структуры личности подростка;
  3. Разрешение проблемы их конфронтации с социумом [2,с. 157].

В зависимости от личностных особенностей клиента, испытывающего психологические затруднения или склонного к суициду, при проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать, в каком состоянии находится человек. Это может быть предкризисное или кризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье, с друзьями, в школе, на работе и т. д. Специалист по социальной работе должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, выявления причин возникновения психологических затруднений, которые привели к суицидальному поведению.

В системе профилактики суицидального поведения подростков выделяется:

  1. общесоциальная профилактика;
  2. специальная профилактика, которая состоит из различных по характеру, форме и содержанию специальных экономических, воспитательных, правовых, организационных и других мероприятий, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию причин суицидального поведения [5,с. 159-160].

Среди специальных предупредительных мер выделяется индивидуальная профилактика, которая реализуется с помощью корректирующего, регулирующего, сдерживающего воздействия, направленного на конкретные проявления суицидального поведения, и факторы, их вызывающие.

Профилактика социальных отклонений имеет различные уровни ее воздействия. На основе вертикальной дифференциации выделяются уровни, которые:

  1. предусматривают решение крупных социальных проблем жизнедеятельности общества, что находит свое выражение в соответствующих социально-экономических, культурно-духовных преобразованиях;
  2. предполагают предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и слои населения;
  3. непосредственно связаны с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц с устранением личностных деформаций и позитивным изменением системы ценностных ориентаций [6,с. 229].

Условиями успешности профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком.

В работе с развивающейся личностью ВОЗ предлагает выделить следующие уровни профилактической работы: первичную, вторичную и третичную профилактику [6,с. 131].

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с "группой риска", например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию суицидального поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным суицидальным поведением.

В профилактической работе с подростками, склонными к суициду, особое значение приобретают следующие направления:

  1. психодиагностика;
  2. психологическое консультирование;
  3. психотерапия.

Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза. Современная психодиагностика понимает термин «психологический диагноз» не только в установление любого отклонения от нормального психологического функционирования или развития, но и как определение психического состояния конкретного объекта, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица [4; С. 31].

Психологическое консультирование - осуществляется, если природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах в организме подростка, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношения с  окружающими, а также, если подросток не является больным.

В настоящее время в качестве основных показаний  для психологической помощи подросткам называют:  возникновение кризисной жизненной ситуации (распад  семьи, неуспеваемость в школе, потеря любимого) и грубое или устойчивое расстройство поведения (страхи, воровство, мелкие хулиганства, употребление алкоголя, табачных изделий и т.д.) [1,с. 73].

Психотерапия - долговременный процесс трансформации личности, характеризующейся глубокими изменениями в ее структуре. Высказывается мнение о том, что психотерапия - это работа с патологической личностью. Но на практике понятия психотерапии и психологического консультирования сливаются. Консультирующие психологи проводят иногда много встреч с клиентами и работают глубже, чем психотерапевты [4,с. 85].

  Социальная работа с людьми с суицидальным поведением включает в себя также и их социальную реабилитацию.

Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам [3,с. 124].

Таким образом, технологии социальной профилактики с подростками суицидального поведения направлены на то, чтобы поставить суицидальное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение такого поведения общественно-полезным или нейтральным; во-вторых, направление социальной активности личности в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от преследования людей с суицидальным поведением.

Литература 

  1. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / В. А. Сластенин. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? / О.С Осипова. - Социс. - 1998. № 9.
  4. Панова, А.М, Е.И. Холостовой. Социальная работа / А.М.Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Социально-технологический институт, 1997.
  5. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Андрюхин Н.Г., Обзор Российского Законодательства в сфере профилактики суицида.
  6. Профилактика детских и подростковых суицидов: Методические рекомендации. - АСОУ, 2011.
Разделы