СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАК ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ
А.А. Суслова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Общество динамично развивается, а это означает, что и технологии, используемые в социальной работе, должны развиваться. Одним из таких направлений является работа с подростками, с девиациями, возникающими в этот возрастной период. И на данный момент, одним из наиболее острых проявлений отклоняющегося поведения, является подростковый суицид.
Технологии социальной работы с детьми, склонными к суицидальному поведению, можно разделить на два направления: профилактическое и коррекционное (или социально-реабилитационное). Их реализация опирается на социальную диагностику (изучение социальной среды, факторов, способствующих проявлению суицидального поведения).
По мнению Л.П. Кузнецовой, социальная профилактика - это "сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата" [3,с. 123].
Приведённое выше определение понятия "социальная профилактика" позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:
Социальная профилактика суицидального поведения выполняет многообразные функции, к числу наиболее значимых из которых относятся: регулятивно - предупредительная функция, обеспечивающая, охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции [3,с. 124].
Профилактика подросткового суицида подразумевает систему мер, предупреждающих суицидальное поведение. Суицидальное поведение свидетельствует о том, что человек испытывает социальный дискомфорт и своей попыткой самоубийства хочет заявить об этом.
Исходя из этого профилактика подросткового суицида, должна включать:
В зависимости от личностных особенностей клиента, испытывающего психологические затруднения или склонного к суициду, при проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать, в каком состоянии находится человек. Это может быть предкризисное или кризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье, с друзьями, в школе, на работе и т. д. Специалист по социальной работе должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, выявления причин возникновения психологических затруднений, которые привели к суицидальному поведению.
В системе профилактики суицидального поведения подростков выделяется:
Среди специальных предупредительных мер выделяется индивидуальная профилактика, которая реализуется с помощью корректирующего, регулирующего, сдерживающего воздействия, направленного на конкретные проявления суицидального поведения, и факторы, их вызывающие.
Профилактика социальных отклонений имеет различные уровни ее воздействия. На основе вертикальной дифференциации выделяются уровни, которые:
Условиями успешности профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком.
В работе с развивающейся личностью ВОЗ предлагает выделить следующие уровни профилактической работы: первичную, вторичную и третичную профилактику [6,с. 131].
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков.
Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с "группой риска", например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию суицидального поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным суицидальным поведением.
В профилактической работе с подростками, склонными к суициду, особое значение приобретают следующие направления:
Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза. Современная психодиагностика понимает термин «психологический диагноз» не только в установление любого отклонения от нормального психологического функционирования или развития, но и как определение психического состояния конкретного объекта, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица [4; С. 31].
Психологическое консультирование - осуществляется, если природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах в организме подростка, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношения с окружающими, а также, если подросток не является больным.
В настоящее время в качестве основных показаний для психологической помощи подросткам называют: возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, неуспеваемость в школе, потеря любимого) и грубое или устойчивое расстройство поведения (страхи, воровство, мелкие хулиганства, употребление алкоголя, табачных изделий и т.д.) [1,с. 73].
Психотерапия - долговременный процесс трансформации личности, характеризующейся глубокими изменениями в ее структуре. Высказывается мнение о том, что психотерапия - это работа с патологической личностью. Но на практике понятия психотерапии и психологического консультирования сливаются. Консультирующие психологи проводят иногда много встреч с клиентами и работают глубже, чем психотерапевты [4,с. 85].
Социальная работа с людьми с суицидальным поведением включает в себя также и их социальную реабилитацию.
Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам [3,с. 124].
Таким образом, технологии социальной профилактики с подростками суицидального поведения направлены на то, чтобы поставить суицидальное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение такого поведения общественно-полезным или нейтральным; во-вторых, направление социальной активности личности в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от преследования людей с суицидальным поведением.
Литература