Сведения об образовательной организации

ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ СЕМЕЙ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ СЕМЕЙ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Е.В. Деева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.  Держжавина
deeva1707@rambler.ru

Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется неустойчивостью, неопределенностью долгосрочных экономических программ, непоследовательностью их выполнения. Экономическая и социальная ситуация в стране складывается не в пользу широких слоев населения, большая часть которого находится за чертой бедности. Вдобавок Россия переживает период социального кризиса, идет интенсивный процесс реформирования общества. В России почти нет слоев населения, положение которых было бы стабильным, а общие идеалы и ценности отсутствуют.

Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения. Как известно, в результате значительных изменений, произошедших в нашей стране, из которых в данном случае важно отметить, деградацию института семьи. Потрясение устоев семьи и как общественного института, и как «ячейки» во многих аспектах ее существования и функционирования привело к появлению многочисленных фактов по всей стране, когда дети стали чаще покидать семьи сначала временно, а затем все глубже погружаясь в стихию уличной жизни больших городов. Бездействие государственных институтов, осуществлявших прежде функции регуляции и контроля в сферах образования, здравоохранения и права, прямо повлияло на распространение этого явления.

Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.     Безнадзорность ребёнка или его самовольный уход из дома или  учреждения являются самой распространённой причиной совершенствования преступлений несовершеннолетними или в отношении них.

В России безнадзорность многократно претерпевала изменения как количественные, так и социальные. Было потрачено много сил и средств, однако чаще всего подход к решению проблемы был направлен на устранение последствий, а отнюдь не причин. Первоначально отсутствие должной государственной системы и поддержки общественных начинаний, негибкость установленных институтов при изменении ситуации, постоянные задержки с принятием решений, а также углубляющийся кризис семьи так и не позволили решить проблемы безнадзорности.

Рассмотрим причины самовольных уходов несовершеннолетних из семей и учебно-воспитательных учреждений. В большинстве случаев уход из дома - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Так называемые брошенные дети, чьи родители действительно отвернулись от них, составляют абсолютное меньшинство. В большинстве случаев побег из дома - это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода.

Большая часть побегов длится по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если даже такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома - это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован.

В последние годы на улице оказываются несовершеннолетние дети, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые сообщества бомжующих детей и подростков.

Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.

         Утверждение о самовольном уходе или о побеге как о компенсаторном поведении в конфликтной и стрессовой семейной ситуации разделяется целым рядом отечественных авторов (А. Рожков, Е. Г. Слуцкий, Б. Н. Алмазов, Л. А. Грищенко). Они предлагают рассматривать уход из семьи как избегание конфликтов и неблагоприятной обстановки, но и одновременно с этим перемещение в среду бродяжничества с её нравами, нормами и закономерностями в поведении [3].

Как отмечает И.С. Кон, чем выше статус подростка в группе, тем он ниже вне группы. Таким образом, уход из дома и последующая включенность в группу девиантных сверстников способствуют достижению и выражению авторитета. Одновременно с группированием возможно проявление реакции эмансипации. В данном случае подросток преследует цель освобождения от опеки родителей и самоутверждения среди сверстников [6].

Все чаще в средствах массовой информации обсуждаются случаи домашнего насилия, пренебрежения родителей к собственным детям, деструктивных отношений между родителями и детьми. Все перечисленные проблемы сопряжены с длительным кризисом института семьи, который обусловлен социально-экономическими (сверхзанятость, низкий уровень жизни, плохие жилищные условия, безработица и т. п.), психолого-педагогическими (педагогическая несостоятельность родителей, девиантное поведение, отсутствие психологической культуры, наличие зависимостей и т. п.) и физическими (инвалидность, наличие хронических неизлечимых заболеваний) факторами. Выделенные факторы препятствуют конструктивному взаимодействию родителей с собственными детьми и «вытесняют» ребенка из семьи на улицу.

Довольно часто обстановка в семье далека от благополучия. В силу своих морально-нравственных качеств, наличия химических зависимостей, отсутствия интереса к собственному ребенку (детям) родители реализуют деструктивные стили внутрисемейного взаимодействия. Систематические конфликты, ссоры, выяснение отношений с помощью криков, побоев, оскорблений и унижений ребенка способствуют формированию глубокой психологической дистанции между родителями и детьми. Отсутствие доверительных и близких отношений в семье приводит к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать ему поддержку, быть внимательными к нему [4].

С. А. Беличева выделила пять типов семейного неблагополучия, способного спровоцировать проявление девиантного поведения, в частности побеги из дома:

1) криминогенные семьи, члены которых совершают преступления;

2) аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются алкогольной и сексуальной деморализацией, наличием асоциальных ценностных ориентаций;

3) семьи с чрезмерным стремлением к накоплению материальных благ;

4) конфликтные семьи, взаимоотношения в которых строятся по типу соперничества и отчуждения;

5) педагогически несостоятельные семьи, применяющие неправильные методы в воспитании [1].

Таким образом, причины самовольного ухода несовершеннолетних из семьи можно классифицировать следующим образом: так называемые общие причины, которые можно объединить для всех детей, и индивидуальные.

К общим причинам роста детской безнадзорности, беспризорности,  самовольных уходов несовершеннолетних исследователи относят:

–  увеличение числа детей-сирот и детей, лишенных родительского присмотра;

–  нарушение жилищных и имущественных прав детей;

–  ухудшение материального положения значительной части населения;

–  безответственное отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей, конфликты в семье, высокий уровень разводов, алкоголизм, сексуальное насилие, жестокое обращение;

–  втягивание взрослыми детей в попрошайничество, кражи;

–  низкая  эффективность  работы  органов  опеки  и  попечения,  которая  нуждается  в принципиальном  реформировании,  недостаточное  финансирование  соответствующих  учреждений, недоукомплектованность  их  специалистами,  недостаточное  финансирование  государственных программ;

–  ослабление работы по организации досуга детей по месту обучения и проживания;

–  пропаганда в средствах массовой информации насилия, растления и «легкой жизни».

Индивидуальные причины связаны с конкретной проблемой ребенка и его семьи, либо ситуации в детском учреждении[5].

Причины самовольных уходов несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений могут быть следующие:

-стремление встречи со своими родственниками и друзьями;

-желание пожить самостоятельно;

-нежелание соблюдать режим, предусмотренный учреждением;

-трудности в адаптации к новым условиям проживания;

-наличие отклонений в психическом развитии;

-возрастные кризисы.

Существующие на сегодняшний день меры по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних малоэффективны. Основными недостатками можно считать недостаточные социально-педагогические и психологические методы сопровождения несовершеннолетнего после первых уходов из дома, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений и воздействие на факторы, способствующие дальнейшей фиксации данной формы поведения. Своевременная социальная диагностика и адекватная профилактика позволит на ранних этапах выявить несовершеннолетних детей, склонных к данному виду нарушения поведения, и предупредить повторные самовольные уходы и их последствия.  

Литература

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.  М.: Социальное здоровье России, 1994.
  2. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. Хрестоматия. 2-е изд., испр., М.: Когито-Центр, 2001.
  3. Васильева В.Н., Камилова Т.Н. Беспризорность и безнадзорность в современной России: анализ причин, последствий и эффективности решений проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1. С. 23-30.
  4. Владимирова Т. Д. Причины влечения подростков к криминальной субкультуре и опыт реабилитации : учеб. метод. пособие. Хабаровск: ХГПУ, 2004.
  5. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд. МПСИ, 2003.
  1. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
Разделы