Сведения об образовательной организации

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ

М.А. Абальмаз
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Для определения сущности и содержания технологии социальной терапии как средство развития социального здоровья молодёжи необходимо показать её сущность как технологию социальной работы. В ходе исследования мы анализировали, и этот анализ помог нам выделить основные понятия технологии социальной работы.

Е.И. Холостова определяет технологию социальной работы как одну из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Н. Стефанов рассматривает технологию социальной работы как деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности.

А.К. Зайцев определяет технологию социальной работы как совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов.

М. Марков считает, что технология социальной работы представляет собой способ реализации сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных процедур и операций, выполняемых однозначно.

В ходе исследования определенно рабочее технологии социальной работы - это система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами [2, с. 94].

Под социальной работой с молодёжью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодёжи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении [3, с.167].

Социальная терапия тесно связанна с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. Эти воздействия основаны на психологических теориях и методах и включают в себя систематические. Целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов.

Известны четыре основные модели психотерапии:

- психотерапия как метод лечения, т.е воздействия на соматическое и психическое состояние клиента (медицинская модель психотерапии);

- психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологического контроля);

- психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения личности (психологическая модель);

- психотерапия как комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель) [3, с. 167].

Для того, чтобы определить понимание социальной терапии, как феномена и технологии, необходимо коротко остановиться на тех социально-философских идеях, которые обусловили повышение внимания гуманитарных наук и социальной практики к данному понятию. Уровень общественных преобразований на современном этапе развития, эпоха, в которой индивид рожден, задает основные параметры условий его жизнедеятельности. Определяющими факторами в настоящее время выступают уровень развития производительных сил, техники и технологии, способы общественного управления, культурное и производственное состояние общества. Человек в настоящее время, осваивая предлагаемые обществом возможности, интериоризирует его достижения и, социализируясь, становится «продуктом» его воздействия. Мы можем предположить, что если социальные системы и структуры изменяются и функционируют неадекватно потребностям индивидов, социальных групп и общностей, приводя в упадок общество в целом, остановить их деструктивную деятельность возможно не только путем реформирования их административными средствами, но и с помощью изменения характера деятельности индивидов, включенных в группы и общности через изменение ее оснований[4].

Социальный работник в процессе своей работы с индивидами, социальными группами постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами, так как это помогает выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения. На первом этапе контакт социального работника с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания первой помощи он призван сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами.

Реалии жизни таковы, что клинический подход иногда имеет весьма ограниченные возможности и не всегда учитывает широкий социальный контекст развития человека, социально-экономические, духовно-нравственные условия жизнедеятельности индивида, - поэтому лечение подчас не может принести заметных реальных результатов. Иногда человеку, страдающему неопределенным желудочным заболеванием, которому трудно найти какое-либо медицинское объяснение, следует задать простой вопрос: «Как дела дома?», у него проявляются такие чувства, эмоции и переживания, о которых пациент, возможно, и не подозревал, но именно в них кроется истинная причина его тяжелого состояния. Сама жизнь содержит порой целый ряд «терапевтических» ситуаций, благоприятствующих нормальному здоровью людей: счастливое детство, любовные и дружеские взаимоотношения, удовлетворение, получаемое от работы, вера или убеждения, помогающие лучше понять смысл жизни и многое другое.

Итак, термин «терапия» все больше приобретает широкий социальный смысл, и преимущество медиков, психотерапевтов в применении терапевтических методов в настоящий момент носит относительный характер: там, где есть, были или будут у человека нерешенные социальные проблемы, там активную роль будут играть специалисты социальной работы.

Именно социальная работа, прогрессируя профессиональная деятельность, обогащаясь современной технологией терапевтического воздействия, преодолевает узкую трактовку причин соматических и психических недугов, воспринимает человека целостно как индивидуальную самоценность, с его переживаниями, проблемами и трудностями.

Социальный работник, опираясь на достижения психосоциальных технологий, имеет возможность творчески использовать лучшие, апробированные методы в своей практике, сделать терапевтическую помощь более действенной и гуманной.

В настоящее время выделилось несколько направлений социальной работы, которые основываются на различных функциональных подходах.

Первый подход, который применяют социальные работники многих западных стран, основывается на лечебной функции. Так, в США социальные работники часто работают в клиниках и центрах психического здоровья, где придерживаются ориентации на индивидуальное лечение. Роль социального работника как специалиста заключается в оказании помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками.

Второй подход в социальной работе - социальное развитие. Эта модель предполагает включение клиента в активную групповую деятельность, например для решения социальных проблем по месту жительства, на работе и т. д.

Третий подход в социальной работе - это функция отстаивания интересов. Главная задача сводится к тому, чтобы разъяснить нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям, в которых они живут и работают [1, с.60-62].

В основе терапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. Для этого существуют основные формы и методы терапевтического воздействия.

Таким образом, определена сущность и технологии социальной терапии как средство развития социального здоровья молодёжи.

Выделены несколько направлений социально-терапевтической работы с молодёжью, которые основываются на различных функциональных подходах, такие как лечебная функция, социальное развитие, функция отстаивания интересов.

Литература

1.Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. 2002.

2.Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. M. - Н. Новгород, издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1996.

3.Тесленко А.Н. Социальная работа с молодежью. Астана: Центр ювенологических исследований, Изд-во Акмолинского ЦНГИ, 2007.

4.URL [http://www.dslib.net/soc-struktura/socialnaja-terapija-kak-funkcija-socialnyh-institutov-sovremennogo-rossijskogo.html, дата обращения: 29 апреля, 9:12]

Разделы