Сведения об образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ

А.А. Кузина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
annubis_1993@mail.ru

Содержание, формы и методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе. В.М. Корягин в своём исследовании [2,с.3] раскрывает, содержание социальной работы с военнослужащими и членами их семей исходя из социальной политики, как деятельности, направленной на управление социальным развитием общества, на обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации общества. Важнейшей составной частью социальной политики любого государства является деятельность по упорядочению социальных отношений внутри особого государственного института – военной организации (военная организация государства– это совокупность вооруженных, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и других органов,

организаций и учреждений государства, занимающихся военной деятельностью).

Соответственно военно-социальной политика – это базирующаяся на совокупности специализированных нормативных правовых актов относительно самостоятельная составная часть социальной политики государства и его военной политики, направленная на управление социальным развитием военной организации государства, на удовлетворение материальных и культурных потребностей военнослужащих и членов их семей и обеспечение на этой основе воспроизводства их морально-психологического и физиологического потенциала, поддержание внутренней устойчивости, стабильности и боеспособности военной организации [2, с.9]

Недостаточная социальная защищенность превращает армию в институт повышенного социального риска, что отражается на общем фоне психологического настроя военнослужащих. Исходя из этого, осуществление

социальной и правовой защиты военнослужащих, членов их семей все более выдвигается сегодня на первый план в деятельности органов военного управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск. Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет суть и содержание военно-социальной работы. Главное содержание социальной работы составляют вопросы создания достойных условий жизнедеятельности людей, прежде всего в области материально-бытовой, а также правовой и нравственной [1, с.12] Этими вопросами занимается военно-социальная политика и решает их так:

- совершенствует систему денежного довольствия (обеспечить военнослужащим и их семьям необходимые средства к существованию, является основным источником удовлетворения материальных потребностей

военнослужащих и их семей, а с другой – служит средством стимулирования добросовестного воинского труда, который связан со значительными трудностями, тяготами и лишениями);

- регулирует систему социальных льгот и компенсаций (обеспечить военнослужащим и их семьям правовой стабильности, достигаемой за счет разработки и принятия новых нормативных правовых актов и внесения необходимых изменений в действующую нормативную базу предоставления социальных пособий и льгот);

- обеспечение жильём (военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений, в том числе и после увольнения с военной службы);

- медицинское обеспечение (право на обеспечение безопасных для здоровья условий жизнедеятельности, оказание военнослужащим бесплатной медицинской помощи в военно-лечебных учреждениях, льготное обеспечение санаторно-курортным лечением и медикаментами) [3; с.28].

Определенные льготы предусмотрены законодательством и для членов семей военнослужащих срочной службы. Например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы, которое составляет 1,5 минимальных зарплаты. Такие льготы призваны облегчить их существования вплоть до возвращения из армии кормильца. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно [6].

В этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем, социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи[1, с.15-17].

Что касается социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, то для этого контингента особую важность имеет социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти.

Социальная работа с военнослужащими и членами их семей осуществляется посредством определенных методов [2, с.239].

Организационные методы – это приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы, – подразделяются на: организационно-распорядительные; организационно-координационные; организационно-инструктивные; организационно-технические и др. Эти методы помогают специалисту адекватно организовать социальную помощь и поддержку военнослужащим и их семьям, проинформировать их о полномочиях и обязанностях различных звеньев управления, органов социальной защиты и социальных служб.

Педагогические методы – это методы, направленные на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три группы методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.). Они помогают специалисту решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей в общественно полезном русле, обеспечивать должный процесс их социализации, влияя тем самым на сознание, деятельность и поведение.

Социально-психологические методы – это методы, условно разделяемые на несколько групп. Методы психологического исследования: наблюдение – систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях; эксперимент – активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Эти методы позволят социальному работнику выявить психологические отклонения сознания военнослужащих и их семей и помочь им осознать свои болезни, наставить их «на путь истинный», который приведёт к урегулированию конфликтов.

Социально-экономические методы – это способы, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др. В социальной работе используются методы: статистические; математические; анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов действий (метод принятия оптимальных решений); балансовый; индексный; выборочный; технологический анализ рядов динамики и др. Методы помогут социальному работнику сформировать оптимальные социальные нормативы военнослужащим, создать эффективную систему их социальной защиты, повысить социальную мобильность, а так же результативность работы государственной социальной службы.

В социальной работе используется и другая типология методов профессиональной деятельности. Так, авторы разделяют их на метод индивидуальной социальной работы, метод социальной работы с группой и общинный метод [4, с.241].

Метод индивидуальной социальной работы подразумевает непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Метод социальной работы с группой предлагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в группе – с каждым по отдельности. А социальная работа в общине есть профессиональная помощь индивиду, группе, коллективу военнослужащих и членов их семей, проживающих на одной территории и имеющих общие проблемы [3, с.241].

В военном социуме важен психо-социальный компонент социальной работы. Ведь для военнослужащих, находящихся в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми, необходимы стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии [5].

Для этого используются различные техники и технологии: психологический тренинг, психотерапия и психокоррекция, аутотренинк. Например, при помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, сам восстанавливаться после больших нервных нагрузок. Приведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

При этом огромный воспитывающий потенциал имеют детские военно-спортивные лагеря, кружки и клубы. Они способствуют укреплению у подростков представления о престиже и высоком социальном статусе военной службы, уважения к труду своих родителей. Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно по экономическим или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи [5, с.82].

Таким образом содержание, формы и методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе.

Литература

  1.   Дроздов А.Г. Основные проблемы военно-социальной сферы Вооружённых сил России // Учёные записки РГСУ. - 2011. - №4.- С. 100-104.
  2. Корякин В.М. Актуальные проблемы военно-социальной политики Российской Федерации. – М.: Б. и., 2008.
  3.  Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
  4. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособ. – М.: Инфа-М, 2008.
  5. Шишканов А.Л. Проблемы социальной защиты военнослужащих. – М.: Б.и., 2005.
  6. URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/25933/d#?page=1
Разделы