Сведения об образовательной организации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Н.А. Бетина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Технология – это комплекс методов социальной работы, характеризующийся эффективностью, управляемостью, воспроизводимостью [2; с.41].

Рассматривая социальную технологию в различных аспектах, Н. Стефанов сформулировал следующие положения: «В самом общем виде можно принять: социальная технология — это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности… Социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели и задачи».

 С усложнением видов человеческой деятельности, — пишет Н. Стефанов, — более обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. «Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы, она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности». Другой болгарский ученый М. Марков рассматривает технологию в двух аспектах: как систему знаний об организационной действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур. [3; с.129]

По мнению В.С. Дудченко и В.Н. Макаревича, рассматривающих социоинженерную деятельность, содержание понятия «социальная технология» раскрывается в следующих положениях: Социальная технология — это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общезначимых целей. Сущность способа состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией. Это расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта, с учетом специфики той области, в которой осуществляется деятельность. Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (содержание которых — способы и средства деятельности), и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой [3; с. 130].

Система социального обслуживания является тем организационно-правовым полем, где сосредоточен весь комплекс технологий социальной работы. Технологии в социальном обслуживании трактуются двояко — во-первых, как способы применения теоретических выводов науки в решении практических задач и, во-вторых, как совокупность приемов, методов воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной политики государства, решения различного рода проблем, обеспечения эффективности реализации текущих и перспективных задач социальной защиты населения. Социальные технологии направлены на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно “слабых” слоев и групп населения, именно здесь в концентрированном виде находят выражение накопленные и систематизированные теоретические знания, опыт, умения и передовая практика субъектов социальной деятельности в этой области. Многообразие социального мира и форм его жизнедеятельности обусловливают разнообразие социальных технологий. Реализацию технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому осуществляют государственные и неправительственные общественные организации и учреждения, специалисты и добровольцы. Среди учреждений социального назначения наибольшую распространенность получили территориальные центры социального обслуживания населения. В структуре этих учреждений, как правило, создаются следующие отделения: — социальной помощи на дому; — дневного пребывания; — срочной социальной помощи; — стационарного обслуживания; — временного (стационарного) обслуживания. Характерной чертой центров социального обслуживания в последние годы становится их многопрофильность [4; с.64].

В их туре создаются хозрасчетные отделения социально-бытовой помощи, библиотеки, прачечные, магазины, столовые парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и одежды, банки вещей, пункты проката реабилитационной техники и т. д. [4; с.65].

В условиях расширения потребностей лиц пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах на дому и ограниченности бюджетных средств для организации их удовлетворения важным является развитие коммерческого сектора и улучшение качества обслуживания за счет создания “сервисной службы”, а также вовлечение самого пожилого человека в процесс планирования и получения социальных услуг. Необходимость развития коммерческого сектора социального обслуживания обусловлена двумя основными причинами. Одна из них состоит в невозможности в существующих финансовых и технических условиях полностью обеспечить социальными услугами всех желающих, что выражается в наличии очередности на социальное обслуживание. Другая причина заключается в том, чтобы предоставить пожилому человеку законное право самому выбирать виды услуг, периодичность их оказания, специалистов, призванных оказывать ему помощь. Развитие коммерческого сектора предусматривает не только расширение спектра платных дополнительных услуг, но и создание на коммерческой основе отделений надомного обслуживания. Так, например, в Самарской области создано и функционирует такое отделение в городе Кинеле. Оно предназначается для временного или постоянного оказания социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию и имеющим детей или родственников работоспособного возраста, которые в силу объективных причин не в состоянии осуществлять за ними уход. Развитие таких отделений, способствуя сокращению числа очередников, нуждающихся в социальном обслуживании, гарантирует правовую и физическую безопасность пожилого человека, так как гарантом соблюдения прав здесь выступает центр социального обслуживания и, что особенно важно, является дополнительным импульсом для вовлечения в эту сферу институтов гражданского общества [4; с.85].

Понятие “система социальных услуг” в современной отечественной социологической литературе методологически определяется теорией действия Т. Парсонса. Т. Парсонс рассматривал действие с точки зрения системного подхода; социальные же услуги являются неотъемлемой частью системы социального обслуживания, представляя собой при этом в первую очередь взаимные действия субъекта и объекта услуг по отношению друг к другу, в сложившейся ситуации. Согласно Т. Парсонсу, действия, организованные вокруг взаимоотношений индивидов, создают “социальную систему” действия. Предметом социологии является феномен институционализации образцов ценностной ориентации в социальной системе, условия этой институционализации и изменений в образцах, условия подчинения им и отклонения от какой-либо совокупности таких образцов, а также мотивационные процессы. Причем эти процессы не могут быть процессами рационального действия в экономическом смысле. Услуги, по Т. Парсонсу, — “обязательство исполнителей ролей перед “работодателем” или контрактирующим агентом, в том числе нанимающей организацией”. Их логичнее связывать не с домохозяйством, а с политикой (услуги для домохозяйства следует рассматривать как частный случай, где роли потребителя и производителя-работодателя неотделимы друг от друга). Т. Парсонс нетрадиционно толкует услугу в экономическом смысле как реальное подобие монетарной доли дохода (процента) от использования (вложения) капитала. Услуга — это “пункт, в котором экономическая полезность человеческого фактора сочетается с его потенциальным вкладом в эффективное коллективное действие. Поскольку в принципе потребитель услуг — пользующийся ими коллектив, то именно эффективность для достижения коллективных целей, а не способность удовлетворять желания индивидов, есть решающий момент, от которого зависит полезность данной услуги”. Поэтому услуга рассматривается этим ученым как категория власти, создающей “благоприятную возможность для эффективности” коллективной деятельности. И услугу как результат экономического процесса, “утилизуемый в политическом контексте”, по Т. Парсонсу, необходимо отличать от “труда” как фактора производства в традиционном смысле[5; с. 9-10].

За прошедшие годы социально-экономическая ситуация кардинально изменилась: Россия стала страной с рыночной экономикой; значительная часть населения адаптировалась к ее требованиям; сократилась доля низкодоходного населения. Категориальный, а не персональный принцип предоставления мер социальной поддержки перестал отвечать задачам обеспечения выживания и развития российских граждан. Сложившийся иждивенческий подход части населения к получению мер социальной помощи препятствует формированию установок на самостоятельность и социальную ответственность. В условиях масштабного мирового и отечественного финансово-экономического кризиса сформировалась объективная необходимость в изменении существующего представления о социальной политике, появления новых “прорывных” идей. Модернизация России XXI века должна быть основана на ценностях и институтах демократии и гуманизма. Отечественная экономика должна быть переориентирована на реальные потребности людей. В то же время в обществе должен быть найден разумный компромисс между индивидуальной самореализацией  и деятельностью государства, которое, по Конституции, является социальным и должно обеспечивать базовые гарантии тем гражданам, которые по объективным причинам не способны самостоятельно решать свои проблемы.   Модернизация социальной политики должна быть направлена на решение следующих задач:

  • • отказ от патернализма [5; с.120];

ПАТЕРНАЛИЗМ - (от лат. paternus - отцовский)

1) покровительственное отношение государства к своим гражданам, фирмы - к своим работникам, одной страны - к другой;

2) убеждение в том, что государство, правительство обязаны заботиться о гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей за государственный счет, принимать на себя все заботы о благоденствии граждан [8; с.279].

  • • частичное разгосударствление социальной сферы;
  • • формирование рынка социальных услуг;
  • • появление нового субъекта в социальной политике — самого человека (ранее он был преимущественно объектом);
  • • переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию и т. д.

Либерализация социальной сферы усиливает многосубъектность социальной политики — помимо государства в ней участвуют также общественные институты, предприятия и корпорации. Наконец, субъектом социальной политики может быть отдельная семья, реализующая свои социальные права, формирующая стратегию своего развития. Следует отметить, что сферу социального обслуживания населения мало затронули рыночные преобразования, что привело к застою в повышении качества многих социальных услуг, неэффективному использованию ресурсов, игнорированию реальных потребностей отдельных групп населения. Отсутствие практики мониторинга эффективности предоставления социальных услуг не позволяет учитывать конкретные нужды людей [5; с. 121].

В отечественной литературе социальные технологи применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействии, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками дли достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др. [7; с.136].

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с различными группами населения. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями, которые принято называть общими (применимыми ко всем объектам) и частными (применимыми лишь к некоторым, к примеру, попечительство, опека). Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию [7; с. 137-138].

Современные подходы к изучению систем организационного управления.

 При изучении и систематизации систем организационного управления используют различные подходы. Среди этих подходов наиболее значительными являются:

  • • системный;
  • • комплексный;
  • • функциональный;
  • • исторический.

Системный подход, или системный метод, представляет собой явное выражение процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания, конструирования и т.д.).  Раскрывая его сущность, обычно имеют в виду, что речь идет не просто о наборе процедур, операций и приемов, а о совокупности (системе) принципов, которые определяют общую цель и стратегию теоретической и практической деятельности. В этом виде подход не может быть сведен к обычной методике и технике работы. Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность [1; с. 10].

 Для познания сущности организации необходимо знать не только то, как она внутренне устроена, но и то, как она функционирует, т.е. раскрыть ее поведение. Комплексный подход предназначен для рассмотрения организации как целостного явления, которое может быть раскрыто лишь тогда, когда она будет исследоваться в междисциплинарном аспекте по отношению к изучаемому объекту. Только при комплексном исследовании раскрываются новые его свойства – интегральные качества. Его применение для изучения столь общего явления, как организация, позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, всесторонне раскрыть содержание происходящих здесь процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы [1; с. 12].

Функциональный подход дает возможность изучить проявление целенаправленности и активность деятельности организации, ее функции по отношению к системе более высокого уровня, взаимодействие рассматриваемой системы с другими объектами системного и несистемного порядка, зависимость между отдельными компонентами данной системы. Функцию в системном ее понимании можно определить как такое отношение части к целому, при котором само существование или какой-либо вид проявления части обеспечивает существование или какую-либо форму проявления целого. Каждый элемент организации выполняет свою функцию, направленную на ее сохранение, совершенствование и развитие. Исторический, или системно-исторический подход, предполагает рассмотрение любой организации во времени, причем во времени, собственно ей принадлежащем. Он объединяет, интегрирует данное состояние и движение, историю каждой организации с ее особенностями возникновения, жизни, смерти, учитывает всеобщее и специфичное в движении, нарастание темпов развития, позволяет установить преемственность между объектами или различными состояниями одного и того же объекта, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов [1; с. 13].

Применение принципа историзма в исследовании организаций позволяет проследить историю зарождения этих систем, выявить источники и предпосылки их возникновения, этапы развития, причины усложнения и расширения функций, структуры, перехода из одного качественного состояния в другое, выявить закономерности развития в будущем [1; с.14].

Стандарты качества государственных (муниципальных) услуг (работ) представляют собой базовый компонент такой системы на региональном и местном уровне. Стандарт определяет минимальный гарантированный уровень качества, которому должны соответствовать основные параметры услуг и работ, предоставление которых осуществляется за счет бюджетных средств любым поставщиком на территории региона или муниципалитета. Общая цель внедрения стандартов качества услуг (работ) — создание системы управления качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (работ). Особая ситуация с определением понятия “стандарт” сложилась в сфере социального обслуживания населения, в которой региональные органы власти утверждают государственные стандарты (ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195–ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”). Функции данных документов аналогичны стандартам качества. Стандарты качества, как правило, включают в себя следующую информацию.

1. Общая информация об оказываемой услуге (выполняемой работе).

2. Условия и порядок оказания услуги (выполнения работы).

2.1. Определение категории потребителей.

2.2. Порядок получения услуги (выполнения работы):

 • принятие заявки от потребителя на получение услуги (выполнение работы);

  • • рассмотрение заявки;
  • • принятие решения об удовлетворении заявки;

 • перечень оснований для отказа в предоставлении услуги (выполнении работы) [6; с. 169];

  • • информирование заявителя о принятом решении.

2.3. Требования к поставщику услуги (работы), в частности:

  • • к документам, в соответствии с которыми осуществляется деятельность поставщика услуги (работы);
  • • условиям размещения поставщика;
  • • специальному техническому оснащению поставщика (оборудование, приборы, аппаратура и т. д.);
  • • укомплектованности специалистами и их квалификации.

2.4. Требования к технологии оказания услуги (выполнения работы):

  • • параметры объема и содержание услуги (работы);

 • санитарно-гигиенические нормы и требования безопасности;

 • срок оказания услуги (выполнения работы) или ее отдельных составляющих.

3. Срок подачи и регистрации претензий потребителя, а так же срок и порядок их рассмотрения.

4. Порядок распространения информации об услуге (работе).

Стандарт — своего рода надстройка, которая не влияет на обязательность исполнения федеральных актов, но детализирует требования к услугам (работам) с учетом специфики соответствующей территории. Утверждение требований к качеству предоставляемых услуг (работ) фактически определяет объем необходимых средств для исполнения расходных обязательств соответствующего бюджета [6; с. 170].

Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации социальных программ для пожилых людей используются как традиционные методы и технологии, так и инновационные. Проводимые мероприятия позволяют получить поддержку в трудных жизненных ситуациях; понять причины и найти пути разрешения трудностей, приобрести больше уверенности в себе; научиться отстаивать себя и понимать другого; почувствовать, как можно жить в мире с самим собой; изменить качество взаимоотношений с близкими людьми. Несформированность рынков социальных услуг обусловлена также недостаточным участием в этой сфере негосударственных организаций. Кроме того, в настоящее время в системе социальных служб нет единых критериев оценки качества и эффективности работы подобных учреждений.

Литература

  1. Аверчинков В.И., Ерохин В.В.,   Системы организационного управления: учебное пособие, Издательство: ФЛИНТА, 2011.
  2. Гарашкина Н.В. Технология социальной работы: Учебно-методическое пособие, Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004.
  3. Грядовой Д.И., Кикоть В.Я. Социальное управление. Теория, методология, практика: монография, Издательство: Юнити-Дана, 2012.
  4. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие, Издательство: Дашков и К, 2010.
  5. Малофеев И.В.,Социальные услуги в системе социального обслуживания населения, Издательство: Дашков и К, 2012.
  6. Маяцкая И.Н. Экономические основы социальной работы: Учебник для бакалавров, Издательство: Дашков и К, 2013.
  7. Павленок П.Д.Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: Учебное пособие Издательство: Дашков и К, 2012 .
  8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М., 1999.
Разделы