ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Н.А. Бетина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Технология – это комплекс методов социальной работы, характеризующийся эффективностью, управляемостью, воспроизводимостью [2; с.41].
Рассматривая социальную технологию в различных аспектах, Н. Стефанов сформулировал следующие положения: «В самом общем виде можно принять: социальная технология — это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности… Социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели и задачи».
С усложнением видов человеческой деятельности, — пишет Н. Стефанов, — более обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. «Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы, она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности». Другой болгарский ученый М. Марков рассматривает технологию в двух аспектах: как систему знаний об организационной действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур. [3; с.129]
По мнению В.С. Дудченко и В.Н. Макаревича, рассматривающих социоинженерную деятельность, содержание понятия «социальная технология» раскрывается в следующих положениях: Социальная технология — это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общезначимых целей. Сущность способа состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией. Это расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта, с учетом специфики той области, в которой осуществляется деятельность. Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (содержание которых — способы и средства деятельности), и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой [3; с. 130].
Система социального обслуживания является тем организационно-правовым полем, где сосредоточен весь комплекс технологий социальной работы. Технологии в социальном обслуживании трактуются двояко — во-первых, как способы применения теоретических выводов науки в решении практических задач и, во-вторых, как совокупность приемов, методов воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной политики государства, решения различного рода проблем, обеспечения эффективности реализации текущих и перспективных задач социальной защиты населения. Социальные технологии направлены на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно “слабых” слоев и групп населения, именно здесь в концентрированном виде находят выражение накопленные и систематизированные теоретические знания, опыт, умения и передовая практика субъектов социальной деятельности в этой области. Многообразие социального мира и форм его жизнедеятельности обусловливают разнообразие социальных технологий. Реализацию технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому осуществляют государственные и неправительственные общественные организации и учреждения, специалисты и добровольцы. Среди учреждений социального назначения наибольшую распространенность получили территориальные центры социального обслуживания населения. В структуре этих учреждений, как правило, создаются следующие отделения: — социальной помощи на дому; — дневного пребывания; — срочной социальной помощи; — стационарного обслуживания; — временного (стационарного) обслуживания. Характерной чертой центров социального обслуживания в последние годы становится их многопрофильность [4; с.64].
В их туре создаются хозрасчетные отделения социально-бытовой помощи, библиотеки, прачечные, магазины, столовые парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и одежды, банки вещей, пункты проката реабилитационной техники и т. д. [4; с.65].
В условиях расширения потребностей лиц пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах на дому и ограниченности бюджетных средств для организации их удовлетворения важным является развитие коммерческого сектора и улучшение качества обслуживания за счет создания “сервисной службы”, а также вовлечение самого пожилого человека в процесс планирования и получения социальных услуг. Необходимость развития коммерческого сектора социального обслуживания обусловлена двумя основными причинами. Одна из них состоит в невозможности в существующих финансовых и технических условиях полностью обеспечить социальными услугами всех желающих, что выражается в наличии очередности на социальное обслуживание. Другая причина заключается в том, чтобы предоставить пожилому человеку законное право самому выбирать виды услуг, периодичность их оказания, специалистов, призванных оказывать ему помощь. Развитие коммерческого сектора предусматривает не только расширение спектра платных дополнительных услуг, но и создание на коммерческой основе отделений надомного обслуживания. Так, например, в Самарской области создано и функционирует такое отделение в городе Кинеле. Оно предназначается для временного или постоянного оказания социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию и имеющим детей или родственников работоспособного возраста, которые в силу объективных причин не в состоянии осуществлять за ними уход. Развитие таких отделений, способствуя сокращению числа очередников, нуждающихся в социальном обслуживании, гарантирует правовую и физическую безопасность пожилого человека, так как гарантом соблюдения прав здесь выступает центр социального обслуживания и, что особенно важно, является дополнительным импульсом для вовлечения в эту сферу институтов гражданского общества [4; с.85].
Понятие “система социальных услуг” в современной отечественной социологической литературе методологически определяется теорией действия Т. Парсонса. Т. Парсонс рассматривал действие с точки зрения системного подхода; социальные же услуги являются неотъемлемой частью системы социального обслуживания, представляя собой при этом в первую очередь взаимные действия субъекта и объекта услуг по отношению друг к другу, в сложившейся ситуации. Согласно Т. Парсонсу, действия, организованные вокруг взаимоотношений индивидов, создают “социальную систему” действия. Предметом социологии является феномен институционализации образцов ценностной ориентации в социальной системе, условия этой институционализации и изменений в образцах, условия подчинения им и отклонения от какой-либо совокупности таких образцов, а также мотивационные процессы. Причем эти процессы не могут быть процессами рационального действия в экономическом смысле. Услуги, по Т. Парсонсу, — “обязательство исполнителей ролей перед “работодателем” или контрактирующим агентом, в том числе нанимающей организацией”. Их логичнее связывать не с домохозяйством, а с политикой (услуги для домохозяйства следует рассматривать как частный случай, где роли потребителя и производителя-работодателя неотделимы друг от друга). Т. Парсонс нетрадиционно толкует услугу в экономическом смысле как реальное подобие монетарной доли дохода (процента) от использования (вложения) капитала. Услуга — это “пункт, в котором экономическая полезность человеческого фактора сочетается с его потенциальным вкладом в эффективное коллективное действие. Поскольку в принципе потребитель услуг — пользующийся ими коллектив, то именно эффективность для достижения коллективных целей, а не способность удовлетворять желания индивидов, есть решающий момент, от которого зависит полезность данной услуги”. Поэтому услуга рассматривается этим ученым как категория власти, создающей “благоприятную возможность для эффективности” коллективной деятельности. И услугу как результат экономического процесса, “утилизуемый в политическом контексте”, по Т. Парсонсу, необходимо отличать от “труда” как фактора производства в традиционном смысле[5; с. 9-10].
За прошедшие годы социально-экономическая ситуация кардинально изменилась: Россия стала страной с рыночной экономикой; значительная часть населения адаптировалась к ее требованиям; сократилась доля низкодоходного населения. Категориальный, а не персональный принцип предоставления мер социальной поддержки перестал отвечать задачам обеспечения выживания и развития российских граждан. Сложившийся иждивенческий подход части населения к получению мер социальной помощи препятствует формированию установок на самостоятельность и социальную ответственность. В условиях масштабного мирового и отечественного финансово-экономического кризиса сформировалась объективная необходимость в изменении существующего представления о социальной политике, появления новых “прорывных” идей. Модернизация России XXI века должна быть основана на ценностях и институтах демократии и гуманизма. Отечественная экономика должна быть переориентирована на реальные потребности людей. В то же время в обществе должен быть найден разумный компромисс между индивидуальной самореализацией и деятельностью государства, которое, по Конституции, является социальным и должно обеспечивать базовые гарантии тем гражданам, которые по объективным причинам не способны самостоятельно решать свои проблемы. Модернизация социальной политики должна быть направлена на решение следующих задач:
ПАТЕРНАЛИЗМ - (от лат. paternus - отцовский)
1) покровительственное отношение государства к своим гражданам, фирмы - к своим работникам, одной страны - к другой;
2) убеждение в том, что государство, правительство обязаны заботиться о гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей за государственный счет, принимать на себя все заботы о благоденствии граждан [8; с.279].
Либерализация социальной сферы усиливает многосубъектность социальной политики — помимо государства в ней участвуют также общественные институты, предприятия и корпорации. Наконец, субъектом социальной политики может быть отдельная семья, реализующая свои социальные права, формирующая стратегию своего развития. Следует отметить, что сферу социального обслуживания населения мало затронули рыночные преобразования, что привело к застою в повышении качества многих социальных услуг, неэффективному использованию ресурсов, игнорированию реальных потребностей отдельных групп населения. Отсутствие практики мониторинга эффективности предоставления социальных услуг не позволяет учитывать конкретные нужды людей [5; с. 121].
В отечественной литературе социальные технологи применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействии, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками дли достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др. [7; с.136].
Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с различными группами населения. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями, которые принято называть общими (применимыми ко всем объектам) и частными (применимыми лишь к некоторым, к примеру, попечительство, опека). Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию [7; с. 137-138].
Современные подходы к изучению систем организационного управления.
При изучении и систематизации систем организационного управления используют различные подходы. Среди этих подходов наиболее значительными являются:
Системный подход, или системный метод, представляет собой явное выражение процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания, конструирования и т.д.). Раскрывая его сущность, обычно имеют в виду, что речь идет не просто о наборе процедур, операций и приемов, а о совокупности (системе) принципов, которые определяют общую цель и стратегию теоретической и практической деятельности. В этом виде подход не может быть сведен к обычной методике и технике работы. Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность [1; с. 10].
Для познания сущности организации необходимо знать не только то, как она внутренне устроена, но и то, как она функционирует, т.е. раскрыть ее поведение. Комплексный подход предназначен для рассмотрения организации как целостного явления, которое может быть раскрыто лишь тогда, когда она будет исследоваться в междисциплинарном аспекте по отношению к изучаемому объекту. Только при комплексном исследовании раскрываются новые его свойства – интегральные качества. Его применение для изучения столь общего явления, как организация, позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, всесторонне раскрыть содержание происходящих здесь процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы [1; с. 12].
Функциональный подход дает возможность изучить проявление целенаправленности и активность деятельности организации, ее функции по отношению к системе более высокого уровня, взаимодействие рассматриваемой системы с другими объектами системного и несистемного порядка, зависимость между отдельными компонентами данной системы. Функцию в системном ее понимании можно определить как такое отношение части к целому, при котором само существование или какой-либо вид проявления части обеспечивает существование или какую-либо форму проявления целого. Каждый элемент организации выполняет свою функцию, направленную на ее сохранение, совершенствование и развитие. Исторический, или системно-исторический подход, предполагает рассмотрение любой организации во времени, причем во времени, собственно ей принадлежащем. Он объединяет, интегрирует данное состояние и движение, историю каждой организации с ее особенностями возникновения, жизни, смерти, учитывает всеобщее и специфичное в движении, нарастание темпов развития, позволяет установить преемственность между объектами или различными состояниями одного и того же объекта, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов [1; с. 13].
Применение принципа историзма в исследовании организаций позволяет проследить историю зарождения этих систем, выявить источники и предпосылки их возникновения, этапы развития, причины усложнения и расширения функций, структуры, перехода из одного качественного состояния в другое, выявить закономерности развития в будущем [1; с.14].
Стандарты качества государственных (муниципальных) услуг (работ) представляют собой базовый компонент такой системы на региональном и местном уровне. Стандарт определяет минимальный гарантированный уровень качества, которому должны соответствовать основные параметры услуг и работ, предоставление которых осуществляется за счет бюджетных средств любым поставщиком на территории региона или муниципалитета. Общая цель внедрения стандартов качества услуг (работ) — создание системы управления качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (работ). Особая ситуация с определением понятия “стандарт” сложилась в сфере социального обслуживания населения, в которой региональные органы власти утверждают государственные стандарты (ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195–ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”). Функции данных документов аналогичны стандартам качества. Стандарты качества, как правило, включают в себя следующую информацию.
1. Общая информация об оказываемой услуге (выполняемой работе).
2. Условия и порядок оказания услуги (выполнения работы).
2.1. Определение категории потребителей.
2.2. Порядок получения услуги (выполнения работы):
• принятие заявки от потребителя на получение услуги (выполнение работы);
• перечень оснований для отказа в предоставлении услуги (выполнении работы) [6; с. 169];
2.3. Требования к поставщику услуги (работы), в частности:
2.4. Требования к технологии оказания услуги (выполнения работы):
• санитарно-гигиенические нормы и требования безопасности;
• срок оказания услуги (выполнения работы) или ее отдельных составляющих.
3. Срок подачи и регистрации претензий потребителя, а так же срок и порядок их рассмотрения.
4. Порядок распространения информации об услуге (работе).
Стандарт — своего рода надстройка, которая не влияет на обязательность исполнения федеральных актов, но детализирует требования к услугам (работам) с учетом специфики соответствующей территории. Утверждение требований к качеству предоставляемых услуг (работ) фактически определяет объем необходимых средств для исполнения расходных обязательств соответствующего бюджета [6; с. 170].
Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации социальных программ для пожилых людей используются как традиционные методы и технологии, так и инновационные. Проводимые мероприятия позволяют получить поддержку в трудных жизненных ситуациях; понять причины и найти пути разрешения трудностей, приобрести больше уверенности в себе; научиться отстаивать себя и понимать другого; почувствовать, как можно жить в мире с самим собой; изменить качество взаимоотношений с близкими людьми. Несформированность рынков социальных услуг обусловлена также недостаточным участием в этой сфере негосударственных организаций. Кроме того, в настоящее время в системе социальных служб нет единых критериев оценки качества и эффективности работы подобных учреждений.
Литература