Сведения об образовательной организации

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ ПОДРОСКОВ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ  ПОДРОСКОВ В ОБЛАСТИ  ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Е.В. Николаева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков считается не просто чрезвычайно важной, но и одной из основных для нашей страны.

Сокращение численности подростков и молодежи ведет к усугублению проблемы формирования трудовых ресурсов, которые могут приумножать интеллектуальный и технологический потенциал России, уменьшение объемов подготовки высококвалифицированных кадров, деформации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, что ведет к нарастанию внешней технологической зависимости России [1,c.7].

Подростки - особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь и подростки - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

Исходя из этого, становится ясно, что проблемы подросткового здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать специалист социальной работы. Следовательно, в вопросах оздоровления подростков рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные работники и другие специалисты [4,c.71].

При организации социальной работы с подростками  на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность, в том числе и социальная работа, обладает такими компонентами, как: цель, средства, условия. Целью социальной работы с подростками, как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы.

Приобщение подростков к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Деятельность социального работника по просвещению здоровому образу жизни  должна быть направлена на формирование здоровых социально-психологических установок.

Основным методом работы социального работника  по формированию здорового образа жизни является  просвещение, проводимое в форме бесед, консультаций, тренингов, так же это могут быть  диспуты, деловая игра, экскурсии.

Организация свободного времени подростков является ещё одним направлением работы для специалиста по просвещению здоровому образу жизни, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии зависимостей у подростков. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и подростковых организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Социальный работник  должен знать интересы, склонности и увлечения подростков и помочь организовать содержательный и интересный досуг [2,с.170].

Организация социальной работы по просвещению в области  здорового образа жизни должна быть построена на подходе, основанном на укреплении здоровья.

Процесс  формирования мотивации для ведения здорового образа жизни  подростков по средствам  просвещения предусматривает такое построение системы средств, которая направлена на изменение внутриличностной сферы посредством сознательно -  волевой работы по осмыслению, переосмыслению подростками отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни [3,с.88].

Мероприятиями, направленными на просвещение в области  здорового образа жизни в подростковой среде  в городе Тамбове  занимается   МБУ «Дом молодёжи ».

Основной  деятельностью МБУ «Дом молодёжи » по просвещению ЗОЖ среди подростков является: создание благоприятных условий для личностного развития подростка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе адаптации, социализации, обеспечение молодому человеку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

На базе МБУ «Дом молодёжи» нами был разработан и реализован проект формирования здорового образа жизни в подростковой среде «Мы -  за здоровую жизнь!».

Целью, которого являлось формирование у подростков привычек и навыков, способствующих ведению здорового образа жизни.

В рамках проекта нами была разработана анкета  для подростков с целью оценки их уровня установки на ЗОЖ.

Оценка отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни и  анализ знаний подростков показал, что практически каждый из них владеет информацией о здоровье и формирующих его факторах. Однако знания сами по себе не могут автоматически обеспечить в реальной жизни адекватное здоровьесберегающее поведение. До тех пор пока не будут сформированы определенные эмоционально-ценностные ориентации, а освоенные умения и навыки не станут привычкой, нормой поведения будет сохраняться возможность нездоровых проявлений в жизни человека.

Имеющиеся многочисленные программы, способствующие организации здорового образа жизни, как правило, не учитывают  особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только обеспечить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике. Необходимо делать гораздо больший акцент на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для ребенка, чем факторы, связанные с возможным будущим заболеванием.

В результате проведенного анкетирования мы выяснили, что наиболее эффективные пути просвещения подростков в области ЗОЖ, такие как: просмотр видео материалов и тренинги. Одним из основных источников получения подростками информации о ЗОЖ являются внеклассные мероприятия.

Основной этап  программы включал в себя проведение тренинга  «Скажи вредным привычкам -  «нет!».

С учётом полученных результатов анкетирования было составлено содержание  курса тренингов. Тренинг развивает социальные навыки участников, улучшает межличностные отношения в группе, развивает сплоченность в коллективе. Целью занятий  являлось: сформировать потребность в здоровом образе жизни, ознакомить с вредом зависимости, помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости от вредных привычек,помочь подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Заключительный этап, проведение повторного анкетирования подростков с целью оценки эффективности проекта показал, что тренинги позволили сформировать у подростков ценность здоровья и здорового образа жизни.

Проведённое исследование ещё раз подтверждает важность и необходимость организации просветительской деятельности по вопросу здорового образа жизни среди подростков, которое запускает процессы самопознания, самопонимания и самоопределения подростков в отношении к собственному здоровью.

Таким образом, организация просвещения здорового образа жизни подростков  рассматривается нами как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении подростка в здоровьесбережении  в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс идёт эффективнее при применении социальных программ спроектированных на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Литература

  1. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие.- М.: Аспект Пресс, 2002.
  2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под. ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983. Международная педагогическая академия, 1995.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко - М.: Нар. образование, 1998.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов - М.: АРКТИ, 2003.
Разделы