Сведения об образовательной организации

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

М.Ю. Курносова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
ma353r@yandex.ru

Семья - институт социализации ребенка. Являясь институтом социализации, она выполняет ряд функций по отношению к ребенку. В неполной семье существуют свои особенности и проблемы воспитания. Воспитание не может быть идеальным. Родители всегда воспитывают детей исходя из своих знаний, умений, опыта. В неполных семьях неизбежны проблемы в воспитании детей, но главное уметь их преодолевать вместе с детьми. Главное для родителей в воспитании детей - быть для них опорой, служить им примером, быть вместе с ними, а не существовать отдельно от них. В последнем случае нельзя будет сказать об успешности воспитания. В семье должны сохраняться доброжелательные отношения, хорошая атмосфера, благоприятный эмоционально-психологический климат.

Для того, чтобы не допустить формирование в характере ребенка, воспитывающегося в неполной семье, недостатков, нужно соблюдать ряд условийв процессе воспитания. Выполнение данных условий способствует наиболее эффективному воспитательному воздействию неполной семьи на формирование личности ребенка. В чем заключаются эти условия?

Первым условием является авторитет и личный пример матери (отца). Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми матери (отца), добровольное и сознательное выполнение ее (его) требований, стремление подражать ей (ему) во всем и прислушиваться к ее (его) советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния матери (отца) на ребенка. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера матери (отца) обусловлена психологическими особенностями детей: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль матери (отца) за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Авторитет родителей - это влияние родителей на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. Существует два вида авторитета родителей: истинный и ложный. Истинный авторитет родители могут завоевать в том случае, если будут примером для своих детей. Дети восхищаются своими родителями, ставят их в пример. Родители должны завоевать авторитет у своих детей положительными личностными качествами, своим опытом и знаниями. Лесть, обман не помощники в завоевании истинного авторитета. Авторитет, сделанный специально для детей, существовать не может. Такой авторитет будет всегда суррогатом и всегда бесполезным [1, с. 281].

Вторым необходимым условием является педагогический такт матери (отца). Авторитет матери (отца) поддерживается ее (его) педагогическим тактом. Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка. Такт матери (отца) тесно связан с тактом детей - с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Третье условие – знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет матери (отцу) научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов неполной семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность матери (отца) о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность, общение.

Четвертое условие следующее: удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью). У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность "ориентиров" в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает потребность каждый здоровый человек, независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Таким образом, ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения.

Пятое условие заключается в определение родителями для себя потребности смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало у родителя единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связано с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно, нет, однако каждый стремится в случае необходимости найти смысл своей жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать (отец) или бабушка могут считать, что смыслом их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они могут этого не осознавать, полагая, что цель их жизни в другом. Однако счастливыми людьми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что "жизнь потеряла всякий смысл".

Шестое условие заключается в необходимости определения потребности достижения. У некоторых матерей (отцов) воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Например, мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке. Подобное материнское (отцовское) поведение неосознанно для нее (него) самой приобретает элементы эгоизма: "Я хочу сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель моей жизни...".

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему идеалов матери (отца) только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство ее (его) удовлетворенности. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование матери из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и матерью (отцом).

Седьмое условие заключается в необходимости критики реализации определенной системы воспитания. Встречаются неполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой матерью (отцом) системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные матери (отцы), которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, они педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание.

Некоторые матери (отцы) следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: "Плавать, прежде чем ходить"; в иных неполных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности. Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые матери следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок существует для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что матери (отцы), следующие воспитанию по типу "реализации системы", внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка.

Восьмое условие правильного воспитания состоит в формировании индивидуальности ребенка. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для матери (отца) качества. Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях мама (папа) строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим "особо ценным" качеством.

Девятым условием, которое необходимо в процессе воспитания, можно выделить культуру быта в неполной семье. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами неполной семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни неполной семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а мама (папа) передает им жизненный опыт, помогает утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляет их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между матерью (отцом) и детьми и становятся одним из средств материнского (отцовского) влияния. Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь неполной семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых неполных семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия. На воспитание детей в неполной семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований [2, с.74].

Десятым условием воспитания ребенка в неполной семье является поддержание семейных традиций и приобщение к ним детей крайне важно для успешного воспитания. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

В любой семье существует своя духовная атмосфера дома и только от родителей зависит, будет ли она благоприятной или нет. Родителям следует приобщать ребенка к определенному распорядку дня, чтобы он рос ответственным, дисциплинированным. При этом родителям, решившим установить для ребенка распорядок дня, нужно не нарушать его самим, иначе ребенку не пойдет это на пользу, и он будет нарушать некоторые запреты родителей, считая, что так поступать можно.

Приучать ребенка к распорядку дня, к обычаям, сложившимся в семье, к укладу жизни семьи необходимо с раннего возраста. Чем он старше, тем труднее будет родителям с ним и тем меньше он будет их слушаться. Родители должны составить распорядок дня и для себя, чтобы быть примером подражания для своего ребёнка. Потом уже, в своей семье ребенок будет прививать своим детям переданный уклад жизни, обычаи, привычки, которые ему передали родители.

Одиннадцатым условием успешного воспитания ребенка в неполной семье является организация совместной деятельности родителей и детей с распределением обязанностей между членами семьи. Семья в своей семейной жизни сталкивается с ежедневной организацией совместной деятельности. Прежде, чем организовать и осуществить совместную деятельность, родители распределяют обязанности между всеми членами семьи. Детям даются посильные обязанности, с которыми они смогут справиться.

В основном распределением ролей в совместной деятельности и распределением обязанностей между всеми членами семьи занимается женщина. Она распределяет обязанности между членами семьи таким образом, чтобы все участвовали в деятельности одинаково.

Дети наравне со взрослыми выполняют посильную для них работу. Данная совместная деятельность учит ребенка организованности, ответственности, поддержанию порядка в доме. Семья сплачивается еще теснее. Если в семье на данный момент существовали конфликты, совместная деятельность поможет их преодолеть [3, с.138].

Двенадцатое условие – адекватная полоролевая социализация ребенка.

В семье несколько ролевых функций женщины роль матери, воспитателя, хранительницы домашнего очага. Женщина должна быть примером для девочки. Именно мама приучает девочку к домашней работе, к порядку в доме, к самообслуживанию.

Воспитывать мальчика женщине трудно потому, что психология мальчиков и девочек очень сильно различается, и если у женщины не было братьев, если с мужем она давно разошлась или его не было вовсе, если, к тому же, она сама росла в неполной семье, ей очень трудно представить себе, что это за штука, психология мальчишки.Нередко, сравнивая сына со старшей дочерью, соседской девочкой или с собой в детстве, мама делает явно неутешительные выводы: неусидчивый, невнимательный, грязнуля, грубиян. Едва малыш встанет на ножки, его начинают «перевоспитывать», требуя аккуратности, прилежания, умения «спокойно играть без криков и драк», – всего того, что абсолютно несвойственно мальчику. А ведь различия между полами обуславливаются тончайшими процессами, происходящими в нашем мозгу, их основа закладывается еще в утробе; значит, «корректируя», как нам кажется, поведение шумного, подвижного мальчишки, мы на самом деле подавляем его психику, нарушаем естественный ход становления его личности [5, с.51].

Формирование эталонов мужественности предполагает достаточную определенность этих эталонов. В связи с этим можно вполне согласиться с психологом и педагогом Б.Ю. Шапиро, утверждающим, что в формировании у юношества идеалов мужчины следует обратить внимание на те качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, благородство, силу, способность к самоконтролю, духовность любви. Вышесказанное тем более необходимо, что подростки и юноши в поисках своего «Я» сплошь и рядом ориентируются не на внутреннее, а на внешнее, причем зачастую мнимое: грубость, развязность, цинизм, курение и употребление алкоголя как символы «взрослости» [6, с.57].

Для успешного воспитания ребенка в неполной семье родителям необходимо соблюдать перечисленные педагогические условия, так как многое в успешности воспитания зависит от родителей.

Литература

1.Макаренко, А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М.: Правда, 1985

2.Костенко, М.А. Помогая неполной отцовской семье / М. А. Костенко // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2002. - №1. – С. 73-76.

3.Никитина,Н. И., Глухова, М. Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2007.

4.Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – М. :Владос, 2003.

5.Макарова, 3. Ребенка воспитывает одна мать / З. Макарова // Воспитание детей в неполной семье. – М.: Прогресс, 2006.

6. Кириллова, М. Особенности воспитания ребенка в неполной семье / М. Кириллова, О. Цаплина // Воспитание дошкольников: энцикл. дошкол. воспитания. - 2010. - № 5. - С. 54-66.

Разделы