Сведения об образовательной организации

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

О.В. Горбунова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
gorbunova.olesya@inbox.ru

Государство поддерживает некоммерческие организации как потенциальных поставщиков социальных услуг ввиду их особой эффективности в работе с населением, их знания потребностей населения, а также минимального бюрократического бремение и расходов, которые делают государственные учреждения, предоставляющие социальные услуги, менее эффективными [2].

Существуют два основных типа государственного финансирования НКО:

1.         Прямое финансирование – финансирование выделяется из госбюджета центрального или местного уровня непосредственно организации, т.е. включено в бюджетные расходы на данный финансовый год. Это не означает, что средства поступают непосредственно со счета Государственного казначейства на счет НКО, как правило, они проходят через различные государственные агентства (министерства, государственные и др. фонды и т.д.).

2.         Косвенная поддержка – косвенная финансовая поддержка не предполагает непосредственного перечисления средств или передачи имущества, а вместо этого представляет собой льготу, которая позволяет НКО использовать свои средства на достижения уставных целей, а не на оплату других финансовых обязательств. Такая помощь фигурирует в госбюджете не как расходная статья, а скорее как недополученный доход (например, в случае предоставления налоговых льгот, налоги, которые не поступят в бюджет, считаются косвенной поддержкой) [3].

Начиная с 2007 года механизмы и нормативные акты, определяющие характер взаимодействия государства (региональных и муниципальных органов власти) и общественных и некоммерческих организаций на региональном уровне, обрело наиболее адекватное название – общественно-государственное партнерство.

Основы регулирования предоставления финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Выделение бюджетных ассигнований социально ориентированным НКО может осуществляться в соответствии со следующими законодательными нормами:

1) статьями 69.1 и 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и принятым в развитие данных норм Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №94-ФЗ), как закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд;

2) статьей 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации - предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) – производителям товаров, работ, услуг;

3) статьей 69.1 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации – предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам [1]. 

Органы федеральной, региональной и муниципальной власти наделены полномочиями поддерживать социально ориентированные НКО. Формы такой поддержки определены ст.31.3 ФЗ №7, среди них:

  1. Финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО.
  2. Предоставление социально ориентированным НКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
  3. Размещение у социально ориентированных НКО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке предусмотренным ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке предусмотренным» [4].
  4. Предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

За счет средств региональной и местной власти допускается оказание поддержки СО НКО в иных формах. Можно поддерживать как деятельность организации в целом, так и отдельные проекты СО НКО.

17 мая 2011 г. был принят Приказ Министерства экономического развития РФ №223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требовании к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» (далее – Приказ), который определил правила ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций, их форму, порядок внесения сведений [5].

Кроме того, на региональном уровне оказывается поддержка на основе региональных концепций.

Например, в С-Петербурге ещё в 2007 году постановлением правительства  была принята Концепция взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008–2011 годы [6].

Эта Концепция была разработана в ходе обстоятельных обсуждений и дискуссий между представителями власти и сотрудниками некоммерческих организаций. Сформулированы принципы, охарактеризованы формы и механизмы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в Санкт-Петербурге, за исключением политических партий, профсоюзов и религиозных организаций.

Концепцией определены основные направления деятельности органов власти Санкт-Петербурга по созданию условий для развития общественно-государственного партнерства как системы отношений между государственной властью и гражданским обществом, обеспечивающей соблюдение прав, свобод и реализацию законных интересов жителей города при формировании и осуществлении государственной политики Санкт-Петербурга. Раздел 7 Концепции кратко описывает механизмы функционирования общественно-государственного партнерства, включая:

1        советы и иные консультативные и совещательные органы (рабочие и экспертные группы) при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга для обеспечения участия представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в разработке проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга, целевых программ Санкт-Петербурга;

2        общественные обсуждения актуальных вопросов развития Санкт-Петербурга, проводимые исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и предназначенные для учета общественного мнения, выявления социальных проблем и выработки рекомендаций по их разрешению;

3        различные массовые мероприятия с участием общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, проведение которых обеспечивают исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга для повышения эффективности информирования жителей Санкт-Петербурга о социальных услугах, оказываемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями;

4        привлечение средств массовой информации Санкт-Петербурга для информационного освещения хода и результатов социально значимых и общественно полезных проектов и программ, реализуемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями.

В разделе 8 обозначены комплексные мероприятия по реализации задач Концепции, которые связаны с разработкой механизмов партнерства в рамках трех направлений:

1. Совершенствование организационно-правовых условий развития общественно-государственного партнерства.

2. Совершенствование экономических условий общественно-государственного партнерства.

3. Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с институтами гражданского общества.

Аналогичная концепция принята в Самарской области – Концепция партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества [6].

Взаимодействие осуществляется через заключение соглашений, договоров о сотрудничестве, организацию работы общественно-государственных советов и комиссий, проведение постоянно действующих круглых столов, а также посредством создания и развития инфраструктуры взаимодействия, в которую входят: областной и муниципальные центры социального партнерства; областной и муниципальные дома дружбы народов; муниципальные дома молодежных организаций; областной Дом предпринимателей и др.

Подводя итоги сказанному выше, приходим к заключению о том, что одной из основных целей государственной поддержки является стимулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться на федеральном и региональном уровнях в виде финансовой, имущественной, информационно-методической и консультационной поддержки, предоставления льгот по уплате налогов и сборов, а также в иных формах. Социально ориентированные некоммерческие организации, являющиеся получателями государственной поддержки, включаются в Государственный реестр.

Литература

  1. Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций//[Электронный ресурс] – Режим доступа: - URL: http://hve-centr.ru/images/dok/gosudarstvo-metod-rekomend/
  2.  Деревягина Т.Г. Направления взаимодействие власти и НКО: региональный аспект / Теория и практика функционирования органов государственной власти и местного самоуправления в России (реформирование и пути оптимизации. Материалы очной всероссийской научно-практич. конференции 28 ноября 2008 г. / Под общей ред. О.Н.Андреевой, А.М.Блудова, М.В.Шестакова. Тамбов: Изд-во Чеснокова А.В., 2008.
  3. Юридические механизмы государтсвенного финансирования некоммерческих организаций/ Анар Казимов, 2007.
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» / Консультант Плюс / http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/
  5. Приказ Министерства экономического развития РФ №223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требовании к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» / Гарант информационно-правовой портал / base.garant.ru ›12187872/
  6. «Общественно-государственное партнерство» на 2008–2011 годы//[Электронный ресурс] – Режим доступа: - URL: http://gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/kpmp/obschectob/partnerstvo (дата обращения: 25.02.2014г.)
Разделы