НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА
О.В. Горбунова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
gorbunova.olesya@inbox.ru
Государство поддерживает некоммерческие организации как потенциальных поставщиков социальных услуг ввиду их особой эффективности в работе с населением, их знания потребностей населения, а также минимального бюрократического бремение и расходов, которые делают государственные учреждения, предоставляющие социальные услуги, менее эффективными [2].
Существуют два основных типа государственного финансирования НКО:
1. Прямое финансирование – финансирование выделяется из госбюджета центрального или местного уровня непосредственно организации, т.е. включено в бюджетные расходы на данный финансовый год. Это не означает, что средства поступают непосредственно со счета Государственного казначейства на счет НКО, как правило, они проходят через различные государственные агентства (министерства, государственные и др. фонды и т.д.).
2. Косвенная поддержка – косвенная финансовая поддержка не предполагает непосредственного перечисления средств или передачи имущества, а вместо этого представляет собой льготу, которая позволяет НКО использовать свои средства на достижения уставных целей, а не на оплату других финансовых обязательств. Такая помощь фигурирует в госбюджете не как расходная статья, а скорее как недополученный доход (например, в случае предоставления налоговых льгот, налоги, которые не поступят в бюджет, считаются косвенной поддержкой) [3].
Начиная с 2007 года механизмы и нормативные акты, определяющие характер взаимодействия государства (региональных и муниципальных органов власти) и общественных и некоммерческих организаций на региональном уровне, обрело наиболее адекватное название – общественно-государственное партнерство.
Основы регулирования предоставления финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Выделение бюджетных ассигнований социально ориентированным НКО может осуществляться в соответствии со следующими законодательными нормами:
1) статьями 69.1 и 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и принятым в развитие данных норм Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №94-ФЗ), как закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд;
2) статьей 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации - предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) – производителям товаров, работ, услуг;
3) статьей 69.1 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации – предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам [1].
Органы федеральной, региональной и муниципальной власти наделены полномочиями поддерживать социально ориентированные НКО. Формы такой поддержки определены ст.31.3 ФЗ №7, среди них:
За счет средств региональной и местной власти допускается оказание поддержки СО НКО в иных формах. Можно поддерживать как деятельность организации в целом, так и отдельные проекты СО НКО.
17 мая 2011 г. был принят Приказ Министерства экономического развития РФ №223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требовании к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» (далее – Приказ), который определил правила ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций, их форму, порядок внесения сведений [5].
Кроме того, на региональном уровне оказывается поддержка на основе региональных концепций.
Например, в С-Петербурге ещё в 2007 году постановлением правительства была принята Концепция взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008–2011 годы [6].
Эта Концепция была разработана в ходе обстоятельных обсуждений и дискуссий между представителями власти и сотрудниками некоммерческих организаций. Сформулированы принципы, охарактеризованы формы и механизмы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в Санкт-Петербурге, за исключением политических партий, профсоюзов и религиозных организаций.
Концепцией определены основные направления деятельности органов власти Санкт-Петербурга по созданию условий для развития общественно-государственного партнерства как системы отношений между государственной властью и гражданским обществом, обеспечивающей соблюдение прав, свобод и реализацию законных интересов жителей города при формировании и осуществлении государственной политики Санкт-Петербурга. Раздел 7 Концепции кратко описывает механизмы функционирования общественно-государственного партнерства, включая:
1 советы и иные консультативные и совещательные органы (рабочие и экспертные группы) при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга для обеспечения участия представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в разработке проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга, целевых программ Санкт-Петербурга;
2 общественные обсуждения актуальных вопросов развития Санкт-Петербурга, проводимые исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и предназначенные для учета общественного мнения, выявления социальных проблем и выработки рекомендаций по их разрешению;
3 различные массовые мероприятия с участием общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, проведение которых обеспечивают исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга для повышения эффективности информирования жителей Санкт-Петербурга о социальных услугах, оказываемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями;
4 привлечение средств массовой информации Санкт-Петербурга для информационного освещения хода и результатов социально значимых и общественно полезных проектов и программ, реализуемых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями.
В разделе 8 обозначены комплексные мероприятия по реализации задач Концепции, которые связаны с разработкой механизмов партнерства в рамках трех направлений:
1. Совершенствование организационно-правовых условий развития общественно-государственного партнерства.
2. Совершенствование экономических условий общественно-государственного партнерства.
3. Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с институтами гражданского общества.
Аналогичная концепция принята в Самарской области – Концепция партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества [6].
Взаимодействие осуществляется через заключение соглашений, договоров о сотрудничестве, организацию работы общественно-государственных советов и комиссий, проведение постоянно действующих круглых столов, а также посредством создания и развития инфраструктуры взаимодействия, в которую входят: областной и муниципальные центры социального партнерства; областной и муниципальные дома дружбы народов; муниципальные дома молодежных организаций; областной Дом предпринимателей и др.
Подводя итоги сказанному выше, приходим к заключению о том, что одной из основных целей государственной поддержки является стимулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться на федеральном и региональном уровнях в виде финансовой, имущественной, информационно-методической и консультационной поддержки, предоставления льгот по уплате налогов и сборов, а также в иных формах. Социально ориентированные некоммерческие организации, являющиеся получателями государственной поддержки, включаются в Государственный реестр.
Литература