Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПОДРОСТКОВ С АЛКОГЛЬНОЙ ЗАВИСИМСТЬЮ, КАК ОСНОВА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПОДРОСТКОВ С АЛКОГЛЬНОЙ ЗАВИСИМСТЬЮ, КАК ОСНОВА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

К.А. Торопилкина
Тамбовский государственный университет имени  Г.Р. Державина

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, глубинно воздействующей на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, в связи с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Все это может привести к девиантному поведению. Девиантное поведение – это социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам, которое может проявиться в форме алкогольной зависимости [3,с.76]. Алкогольная зависимость - хроническое заболевание, которое развивается в результате систематического употребления спиртных напитков и приводит в физиологическим, психологическим и социальным расстройствам [6,с.14].  

Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Границы подросткового возраста по Л.И. Божович определяются в пределах от 12 до 17 лет [1,с.215].                                                  

Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а так же разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. У многих подростков имеется явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития «не успевают» за ускоренным физическим развитием, могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающееся с внешней кажущейся «взрослостью» [4,с.16].

Процессу появления и развития алкоголезависимому поведению могут способствовать 3 группы проблем:

  1. биологические;
  2.  психологические,
  3. социальные;

К проблемам биологического характера относят наследственную отягощенность подростка нервно-психическими заболеваниями, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков. Американские ученые также выделяют и генетическую предрасположенность к различным формам отклоняющегося поведения, передающаяся по наследству[5,с.4].

К социальным проблемам возникновения зависимости можно отнести следующие:

1) Мода - стиль, образ жизни, в результате та или иная форма зависимого поведения становится необходимой болезненной потребностью.

2) Влияние групп сверстников. Вхождение подростка в неформальные группы, стремление идентифицировать себя с этой субкультурой также может способствовать возникновению у него «популярной» в данной группе зависимости. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии добиться ни в семье, ни в школе. Участие в «алкогольной компании», где почти всегда лидируют «заводилы», состоящие на учете в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимые, чревато не только приобщением к алкоголю [5,с.5].        Обычно оно связано еще и с выполнением новичком «обязательной программы» — хулиганских действий и других уголовно наказуемых правонарушений. Из-за возникающих в результате этого конфликтов прерывается учеба, без сожаления меняются одно за другим места работы, которая рассматривается теперь лишь как средство получения денег на покупку алкоголя. Если у сверстников с трезвенническими установками этот период жизни связан с максимальным духовным ростом, с учебными и профессиональными интересами, то у пьющих подростков такие формы деятельности становятся несовместимыми с постоянной и уже непреодолимой потребностью в алкоголе. У них нарушается внимание, память, мышление, падает работоспособность, изменяется обмен веществ, поскольку организм уже не может обходиться без алкоголя [5,с.6].

3) Низкий уровень учебно-воспитательного процесса, в который входит формализм, стремление избавиться от трудных учащихся; отсутствие педагогического воздействия на неблагополучные семьи; недооценка педагогами психологических особенностей подросткового возраста; неподготовленность педагогов к работе с разными типами трудных детей.

4) Неорганизованность в проведении свободного времени. Запущенность ребенка родителями. Ребенок предоставлен сам себе. Это наблюдается, в основном, в неблагополучных семьях. Отсутствие досуга, социально одобряемых развлечений в обществе приводит к негативным последствиям, о которых подросток и не подозревает, либо не хочет об этом задумываться [5,с.7].

5) Нарушения семейного контекста:

· пьющая или наркотизированная семья;

· принуждение к употреблению химических веществ;

· несовместимость мировоззрения родителей и их детей;

· отсутствие эмоционального и духовного контакта, совместного отдыха и деятельности детей и особенно подростков и родителей;

· отсутствие контроля со стороны родителей, низкая дисциплина в семье

и др.

К психологическим проблемам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни. Провоцирующими факторами отклоняющегося поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового. К этим факторам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и формирующимися сексуальным влечениям[5,с.8]. Основным мотивом поведения подростков, склонных к девиантным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. Личностная предрасположенность к отклоняющемуся поведению включает: преобладание избегающей мотивации, снижение мотивации достижения вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности; отсутствие навыков рефлексии, низкий уровень развития самосознания и т.д. [4,с.9] Важной характеристикой психологического образа является формируемое в раннем подростковом возрасте чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Переоцениваемая готовность нередко приводит к конфликтам, но последние имеют и положительный смысл, так как заставляют подростка более адекватно оценить свои возможности и свое место в социуме.                     Сохраняющиеся детские черты и признаки соседствуют с появлением

 признаков взрослости, делая подростковый возраст периодом, проблемным

 для отношений подростка как с самим собой, так и с окружением. Это является основанием относить особенности подросткового возраста к факторам риска формирования девиантной стратегии взаимодействия с миром. Выбор девиантной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально- экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье, школе, на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что цель психологического и физического комфорта не всегда можно достигнуть. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Существует два способа выживания: борьба и адаптация. Девиантная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности девианта нарушаются на психофизиологическом уровне. Важным признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Перепады настроения, всевозможные стрессовые ситуации сопровождают нашу жизнь всегда, люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций.                                                                                   С этой точки зрения, психологические особенности подросткового возраста могут стать причиной социальной дезадаптации молодых людей и привести их к выбору девиантной стратегии поведения [5,с.10].

По мнению Коробкиной З.В., существуют факторы, которые способствуют не только привлечению подростков к алкогольным напиткам, но и на почве которых возникают проблемы, характеризующие подростка, как девиантную личность. К этим факторам можно отнести:

1. Социально-психологические:

А) неблагополучная семья (криминализованная обстановка, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания и ухода за детьми, а также эмоционального контакта);

Б) неудовлетворительная социальная ситуация развития ребенка (проблемы взаимоотношений в микросоциуме, социальная дезадаптированность);

В) психологические особенности личности (волевые, моральные проблемы, погоня за развлечениями, авантюризм, избыточный конформизм, возбудимость, неустойчивость поведения).

2. Конституционалъно-психологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

3. Эпидемиологические и культурные: распространенность алкоголизма, наркомании и токсикоманий в обществе, соответствующие традиции в семье, местности, регионе, стране [2, с.139].

Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения. Такие проблемы, как социальные, биологические и психологические,  которые испытывают подростки в этот кризисный период, могут оказать значительное влияние на поведение подростка, стать решающими в развитии личности.

Литература

  1. Дубровина И., А. Прихожан, В. Зацепин. Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология» // М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
  2. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи // Академия, 2002 г.,  178 с.
  3. Павленок П.Д., Руднева М.ЯСоциальная работа с лицами и группами девиантного поведения //М.: ИНФРА-М, 2007, 185 с.
  4. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.  144 с.
  5. Фролов В. А. Методические рекомендации к спецкурсу для родителей «Профилактика алкогольной, наркотической, токсикоманической и игровой зависимостей старшеклассников в семье и референтной группе» // Владимир: ВлГУ, 2012. 31с.
  6. Холостова Е.И. Словарь справочник по социальной работе // Москва. 2007. 424 с.
Разделы