Сведения об образовательной организации

ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  КАК УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 

У. В. Моисеева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

С возрастанием потребности современного российского общества в квалифицированных специалистах социальной работы приобретает особое значение такой вид их профессиональной деятельности, как организация социально-правового консультирования  как управленческая технология.     

Вачугова  Д.Д. считает, что  организация -  деятельность, обеспечивающая решение управленческих целей и задач.

Термин «управление» имеет регулирующее, направляющее, влиятельно-деятельностное значение. Управление можно определить как процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития [1,с.188]. 

Социальное управление в широком смысле – это управление обществом и происходящими в нём процессами. Социальное управление в узком смысле – это управление процессами в социальной службе (организации).

В социальной сфере управление предполагает сознательную деятельность общественных или социальных институтов, направленную на регулирование стихийных и осознанных, объективных и субъективных начал, т.е. это целесообразное упорядочение социальных отношений, опосредованное воздействие на условия, в которых находится объект [6,с.45].

Социальные технологии – это результат развития технологий управления, это важнейшее направление развития системы социальной защиты населения. Цель технологий социального управления - стандартизация управления, это обеспечение применения целесообразных алгоритмов деятельности, воспроизводство технологий в социальной сфере [3,с.108].

Управленческая технология, в том числе социально-правовое консультирование обеспечивается системой управления, которая предполагает:

1) механизмы управления (цели, средства, методы, принципы);

2) структуру управления (кадры, техника, организация);

3) процесс управления;

4) рационализацию системы управления.

Таблица 1

Этапы

Методы

Функции

Целеполагание

Регламентирующие

Постановка и ранжирование цели

Решение

Распорядительные

Планирование способов достижения цели

Исполнительская деятельность

Дисциплинарные

Контроль и координация совместной деятельности

Кадровое обеспечение

 

Обсуждение и решение проблем, ранжирование отношений с персоналом и клиентом

Ресурсное обеспечение

 

Установление связи и информационное обеспечение

Распорядительство

 

Контроль качества социальных услуг

Определение времени работы

 

Оценка будущих потребностей организации

Контроль

 

Выполнение представительских функций учреждением

       В организации социально-правового консультирования как управленческой технологии можно выделить несколько этапов:

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект) и управляемая (объект). Организацию мы рассматриваем как процесс, совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как технология организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур. В организации социально-правового консультирования имеет ряд отличительных особенностей, из которых к основным относятся следующие.

          1) Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей).

Социально-правовое консультирование как управленческая технология часто служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе деятельности, оказании помощи. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.

          2) Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля – регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли – необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

          3) Третья особенность управления в организации социально-правового консультирования – высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления – люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер [7,с.75].

Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как социальные проблемы, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).

          4) Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются рациональные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).

          5) Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д.     

В ходе работы обратившемуся клиенту предоставляется не только правовое консультирование, либо социальное, но и психологическая поддержка. Консультации могут носить не только информативный характер, но и помогать в организационных вопросах, которые могут помочь решить возникшую проблему (Добров В.В.).

Специалисты для социально-правового консультирования тщательно подбираются, чтоб они имели достаточный объем знаний для решения всевозможных вопросов, а также и по моральным принципам, чтоб могли оказать психологическую поддержку, выслушать.

Весь процесс организации социального - правового  консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую либо частную задачу и имеет свои специфические особенности [3, с. 186].

В целом, процесс организации консультативной работы начинается с подготовительного этапа консультирования. На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами (преподавателями, воспитателями) и лицами из ближайшего окружения. При необходимости социальный работник (социальный психолог) подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом [5, с.219]

Социальному работнику важно решить перед началом консультирования следующие вопросы:

• «Что я хочу получить в результате собеседования?»;

• «Как этого добиться?»;

• «Что нужно уметь для этого?».

То есть он должен определить цель, стратегию и тактику консультирования.

Как в любой деятельности, в социальной работе приоритетным является не сколько процесс оказания социальной помощи и поддержки, а сколько результат данной работы. Поскольку в социальной работе, как профессиональной деятельности, основной целью является оказание реальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Не исключением является и результативность социального консультирования.

Для того, чтобы консультирование в социальной работе было достаточно успешным, то есть давало максимально возможные положительные результаты, в процессе проведения консультирования необходимо соблюдение рад условий [4,с.237].

Так, человек, обратившийся за помощью к специалисту-консультанту, должен иметь реальную, а не вымышленную жизненную проблему, а также явно выраженное желание как можно скорее ее решить. Как показывает практика, некоторые люди идут на прием к консультанту не потому, что их на самом деле есть сложная проблема, которую они во что бы то ни стало хотят решить, а, например, просто из праздного любопытства или с явным намерением что-то доказать, то есть намерением, весьма далеким от желания что-либо изменить в самих себе или же реально решить жизненно важные вопросы. Специалист-консультант таким людям вряд ли напрямую сможет чем-то помочь, за исключением, быть может, снижения их амбиций и самоуверенности (Бочарова В.Г).

Если же у человека есть реальная проблема, но он ее не вполне осознает и, как следствие этого, не выражает желания от нее избавиться, то такому клиенту консультант сможет помочь лишь в том случае, если в результате беседы с ним у клиента произойдет осознание собственной проблемы и возникнет желание как можно скорее ее решить. Если же клиент достаточно хорошо знает свою проблему, но ничего не хочет менять ни в своей психологии, ни в поведении, то такому человеку вряд ли чем-либо существенно поможет даже достаточно опытный специалист [2,с.315].

В своей профессиональной деятельности социальному работнику постоянно приходится общаться. В целом, общение в социальной работе, а в частности в социальном консультировании, является основным инструментом при непосредственном контакте с клиентами (Конова Л.И).

Рассматривая вопрос о профессиональный качествах специалиста-консультанта в системе профессиональной социальной работе, следует акцент на следующих основных моментах:

•Теоретическая подготовка;

•Профессиональное мастерство.

Теоретическая подготовка специалиста-консультанта в социальной работе заключается в знании основополагающий моментов социальной деятельности. Система общих, профессиональных требований, предъявляемых к специалисту-консультанту сводится к следующим позициям:

•профессиональная деятельность консультанта должна характеризоваться его особой ответственностью за те рекомендации, которые он предлагает клиенту;

•практическая консультативная деятельность должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы;

•деятельность социального работника должна быть направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких-либо ограничений на пути интеллектуального и личностного развития клиента;

•в работе с клиентом консультанту необходимо руководствоваться принципами честности и открытости (искренности), вместе с тем, он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту;

•специалист-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения;

•в своей деятельности консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам;

•обязательной составляющей частью работы консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональный знаний и умений, а также их совершенствование (Добров В.В.).

Литература 

1. Добров В.В. Консультативная работа: опыт и проблемы // Конструктивная психология. Опыт и перспективы / Под ред. Б.И. Хасана. - Красноярск, 1990.

2. Лифинцев Д.В. Современные подходы к организации взаимодействия в процессе социальной работы: (На материалах США) :Дис... канд.пед.наук:Спец.13.00.01-общая педагогика / Моск.пед.гос.ун-т им.В.И.Ленина . – М., 1995 .

3. Менеджмент в социальной сфере: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.

4. Менеджмент в социальной сфере: учебно-методическое пособие. М.: Российский химико-технологический университет, 2008.

5. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными категориями населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.- М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Павлов А.Н. Управление процессами: учебное пособие. САПб.: Изд-во МИПКИ, 2009.

7. Сафронова Н.Б. Менеджмент в социальной сфере: учебное пособие. М.: Изд. дом МЭИ, 2009.

Разделы