Сведения об образовательной организации

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Е.А. Евдокимова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина 

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами.

Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей.

Современная ситуация в России (экономический кризис, растущая материальная и социальная популяризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для общественности [5].

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Семья обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Однако для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции, многие семьи сегодня нуждаются в помощи и поддержке со стороны, причем такая помощь должна быть не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Особенно в такой помощи нуждаются неблагополучные семьи [3].

Все вышесказанное раскрывает семью как объект социальной работы, доказывает, что семья нуждается в посторонней поддержке, защите, помощи, которые призваны оказать семье специалисты социальной сферы средствами социальной работы.

Опираемся на определение А.В. Мудрика, который считает, что семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [2, с. 98].

В современной учебной и научной литературе приводятся различные определения  и типологии неблагополучной семьи. Рассмотрим некоторые из них. 

С позиции М.А. Галагузовой, неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно [4].

По мнению Шульги Т.И., неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов [6].

  Ю.В. Корчагина выделяет несколько типов неблагополучных семей. В основу данной классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

 1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

2. Кризисные семьи – это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

3. Асоциальные семьи – признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи – это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

5. Антисоциальные семьи -  в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции.  Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции [1].

Ю.В. Корчагина выделяет следующие трудности, возникающие в процессе социальной работы с неблагополучной семьей:

 1. Закрытость неблагополучной семьи - чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье.

Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со специалистами (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы социальных работников, социальных педагогов.

Непросто установить отношения сотрудничества с неблагополучной семьей.

Враждебное отношение неблагополучных родителей к специалистам понятно и объяснимо: это обычный внешнеобвиняющий способ реагирования людей, которые чувствуют себя отверженными, отчужденными от «социально позитивного большинства». Демонстрируемые ими враждебность и агрессивность – это постоянные спутники семьи (нередко на протяжении многих поколений), это привычные защитные реакции, помогающие выживать в осуждающем, «враждебном» для них мире.

В то же время специалисты нередко принимают враждебность неблагополучной семьи за показатель «испорченности», за полный отказ от изменений в лучшую сторону. Пороки родителей могут объявляться непреодолимыми, а девиантность детей – закономерным итогом неправильного родительского поведения.

 2. Отсутствие команды – через какое-то время количество специалистов, пытающихся работать с такой семьей, становится очень большим: это могут быть специалисты школьной социально-психологической службы, Комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, органов опеки и попечительства, психологи (а порой и психиатры) окружных медицинских, психологических и социальных центров. Но, к сожалению, чаще всего большое количество специалистов из разных учреждений так и не становится рабочей группой, командой, работающей под руководством куратора («менеджера случая»), который помогает провести анализ, правильно поставить цели, определить ресурсы, привлечь необходимых специалистов, скоординировать усилия, четко поставить задачи, проконтролировать выполнение, провести супервизию, оценить результаты, скорректировать программу. В таких случаях школа остается «один на один» с трудным ребенком (подростком) и его трудными родителями.

 3. Отсутствие узких специалистов в школе, прежде всего психологов,  что не позволяет в полной мере использовать современные социальные технологии и психологические знания в работе с семьями.

  Раскроем этапы социальной работыс неблагополучной семьей (по Ю.В. Корчагиной).

 Ю.В. Корчагина выделяет основополагающим в работе с неблагополучной семьейпринцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи, который предполагает следующий алгоритм действий:

1)   подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;

2)   установление контакта специалистов с членами семьи;

3)   выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

4)   определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;

5)   реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

6)   патронаж семьи (в случаях тяжелого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет) [1].

 Таким образом, нами дана характеристика неблагополучной семьи как объекта социальной работы.

Литература 

  1. Корчагина Ю.В. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. Методическое пособие по профилактике и преодолению жестокого обращения, девиантного поведения и алкогольной зависимости в семье. Москва, МГПИ. Учебно-методическое издание, 2008.
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Основы социальной работы / под ред. Е.В. Ханжина – М.: Академия, 2007.
  4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
  5. Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2011.
  6. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. М.: Дрофа, 2005.
Разделы