CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА ИПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬНЕКОММЕРЧЕСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙИНСТРУМЕНТРАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Л.А. Затуливетер
Липецкий государственный педагогический университет
zatuliveter2014@yandex.ru
Проблема внедрения инновационных технологий в профессиональную работу специалистов социальной сферы по разработке проектов деятельности некоммерческих молодежных объединений является наиболее актуальной и решается на всех уровнях современного российского общества.
Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решения социальных проблем, координации механизмов и их реализации, которые могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий, широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Социальное проектирование заключается в разработке социальных проектов, программ, социальных предложений, применении методики, техники и технологии конкретных форм социальной работы[2].
В данном случае мы рассматриваем первичное методическое обеспечение профессиональной работы социальных работников в условиях некоммерческого молодежного объединения. Рекомендации носят характер методических установок, опорных «сигналов», технологических идей для разработки и реализации молодежных проектов, программ, инициатив в деятельности молодежных объединений.
Виды социально-педагогических проектов — это документы, в которых раскрывается с разной степенью точности создание и действие социальных и социально-педагогических систем, процессов или ситуаций.
Проектировать — значит, на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального действия молодых людей должны способствовать достижению поставленной цели, при котором происходит развитие всех участников социальной деятельности [4].
Выделяют следующие виды социально-педагогических проектов: концепция, модель, программа и план. Создание всех видов проектов предполагает осуществление социально-педагогического конструирования (создание конструкта) — дальнейшей детализации проекта, приближающей его для использования в конкретных условиях реальными участниками социальных отношений.
1. Концепция — это одна из форм, посредством которой излагаются основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические принципы построения социально-педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований, хотя она бывает довольно обобщенной и абстрактной, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции — изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе. Любая социально-педагогическая концепция процесса предусматривает описание предполагаемой технологии организации молодежной работы. Примером этого вида проектирования является создание концепции молодежного правительства в регионе, концепции информационного обеспечения молодежи, которые включают в себя перспективные цели и задачи, основные принципы и идеи их осуществления[1].
2. Модель — аналог социально-педагогического процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними. Примером модели может служить модель развития самоуправления в молодежной организации, в которой отражаются движущая сила этого процесса (формирование мотива группового действия), — этапы процесса и определяется характер связи между ними.
3. Программа выполняет конструктивную функцию. В ней предлагается выстраивание конкретных шагов по достижению спроектированной модели. Программа отражает концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла. Она носит методический характер и является средством (инструментом) организации работы с молодежью.
4. План — это документ, в котором даются перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планирование определяет последовательность действий, структурированных как целостность (план деятельности молодежного объединения, план мероприятий молодежного агентства на год, план проведения молодежной акции и т.п.).
Особое значение для организации работы с молодежью имеет проектирование плана различных досуговых дел, мероприятий. При этом формой проектирования может выступать коллективное творческое планирование.
Проектирование есть механизм разработки технологии в социально-педагогической теории и практике. Этапы проектирования социально-педагогической деятельности наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до ее внедрения. В ходе проектирования целевые идеи могут так значительно перерабатываться, приближаясь к конкретным условиям, что конечные конструкты начинают сильно отличаться от первоначальной модели[3].
Логическая последовательность разработки проекта деятельности молодежного объединения, включающего этапы этого проектирования, заключается в следующем:
1-й этап. Подготовка молодежного объединения к проектированию, которая включает следующие действия:
2-й этап. Изучение состояния деятельности некоммерческого молодежного объединения и мнения о его деятельности, которое включает:
3-й этап. Коллективный анализ деятельности молодежного объединения. Задачи анализа состоят в следующем:
В процессе коллективного анализа могут обсуждаться следующие группы вопросов:
4-й этап. Коллективная разработка идей концепции. Эффективным средством коллективной разработки являются продуктивные игры, в ходе которых методом «мозгового штурма» продуцируются идеи, лежащие в основе развития молодежного объединения. В процессе этих игр происходит выявление идей, которые обеспечат развитие молодежного объединения. Материалы поиска изучаются, обобщаются и оформляются проблемной группой.
5-й этап. Оформление концепции развития молодежного объединения, которое осуществляется творческой группой из членов молодежного объединения. Группа продумывает структуру концепции, обсуждает основные цели и задачи, идеи и принципы развития молодежного объединения. Члены творческой группы договариваются об общих позициях при изложении проекта, группируют собранную в ходе коллективного поиска информацию. Основные требования к изложению текста концепции: четкость, простота, сжатость. После написания разделов проекта один из членов творческой группы соединяет части подготовленного материала и представляет его к обсуждению и доработке на сборе творческой группы. Окончательный вариант множится и дается для ознакомления всем членам молодежного объединения.
6-й этап. Обсуждение и утверждение концепции развития молодежного объединения на общем сборе. Формируются творческие группы (по 6—10 человек), которые готовят аналитическую информацию и мнения в целом о концепции и более детальную оценку одного из разделов концепции по следующей схеме: общее мнение о проекте, его структуре, взаимосвязи разделов; что упущено и следует отразить в концепции; что не имеет существенного значения и излишне детализировано; конкретные предложения по доработке и дополнениям в проект. Сбор проходит как коллективное обсуждение.
7-й этап. Коллективная разработка программы. На данном этапе осуществляются следующие действия:
8-й этап. Обсуждение и утверждение программы развития молодежного объединения на общем сборе. Творческие группы участников обсуждения анализируют и высказывают мнения по следующим вопросам:
Завершается обсуждение определением членов молодежного объединения, ответственных за реализацию конкретных разделов программы.
9-й этап. Составление плана действия на ближайший период по внедрению концепции и программы, определение критериев, показателей для отслеживания результатов внедрения. Координацию планов обеспечивают органы самоуправления молодежного объединения при консультативной помощи специалиста по работе с молодежью. Творческая группа определяет критерии и показатели результативности социально-педагогической деятельности, а также уточняет и дорабатывает методики, в том числе, «срезовые», для отслеживания результатов реализации проектов.
10-й этап. Внедрение концепции и программы не происходит стихийно, само по себе. Органы молодежного самоуправления, организаторы работы руководствуются созданными при их участии проектами. Организаторы продумывают методическое обеспечение: оснащение необходимыми методическими средствами, информацией, пособиями, разработками; методическую помощь специалистов; организацию работы проблемных групп. Особенно эффективна работа проблемных групп, которые могут сформироваться на этапах анализа социально-педагогического процесса и создания проекта. Такие группы выполняют роль организаторов и координаторов решения конкретной молодежной проблемы, становятся методическим центром. Проблемные группы организуют подготовку семинаров, конференций.
11-й этап. Отслеживание результатов реализации концепции и программы, анализ этих результатов. На каждом этапе социально-педагогической деятельности необходимо фиксировать и анализировать получаемые результаты. Без этого невозможно перейти к более качественному состоянию, так как не будет понятно, станет это новое состояние более высоким уровнем по сравнению с тем, что есть на сегодняшний день, или нет. Отслеживание результатов проводится на разных уровнях. В конце каждого периода организуется коллективный анализ с участием членов молодежного объединения в различных творческих формах.
12-й этап. Внесение коррективов в концепцию, программу, планы. Эта деятельность является обоснованной, если достаточно квалифицированно проводилась работа на предыдущем этапе. Наиболее существенная корректировка проектов проходит в период проведения общих сборов молодежного объединения.
Выделение 12 этапов проектирования социально-педагогической деятельности объединения условно, все этапы взаимосвязаны, в реальной практике часто совмещены. В то же время данная логика проектировочной деятельности показывает процесс работы коллектива по созданию концепции и программы развития некоммерческого молодежного объединения.
При организации этой деятельности важно обеспечить следующие условия:
От реализации этих условий зависит эффективность проектирования, которая характеризуется не только качеством проектов, но и ростом творчества и социальной активности молодых людей.
Таким образом, социально-педагогическая инноватика является важной составляющей молодежной работы, а проектировочная деятельность при правильной ее организации может стать эффективным инструментом деятельности различных некоммерческих молодежных объединений, развития инициативы и активности молодых людей. Грамотно организованнаясоциальнаядеятельность молодежи - школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности.
Литература