Сведения об образовательной организации

CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА ИПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬНЕКОММЕРЧЕСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙИНСТРУМЕНТРАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА ИПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬНЕКОММЕРЧЕСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙИНСТРУМЕНТРАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ 

Л.А. Затуливетер
Липецкий государственный педагогический университет
zatuliveter2014@yandex.ru

Проблема внедрения инновационных технологий в профессиональную работу специалистов социальной сферы по разработке проектов деятельности некоммерческих молодежных объединений является наиболее актуальной и решается на всех уровнях современного российского общества.

Важную роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований и социального проектирования, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решения социальных проблем, координации механизмов и их реализации, которые могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий, широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Социальное проектирование заключается в разработке социальных проектов, программ, социальных предложений, применении методики, техники и технологии конкретных форм социальной работы[2].

В данном случае мы рассматриваем первичное методическое обеспечение профессиональной работы социальных работников в условиях некоммерческого молодежного объединения. Рекомендации носят характер методических установок, опорных «сигналов», технологических идей для разработки и реализации молодежных проектов, программ, инициатив в деятельности молодежных объединений.

Виды социально-педагогических проектов — это документы, в которых раскрывается с разной степенью точности создание и действие социальных и социально-педагогических систем, процессов или ситуаций.

Проектировать — значит, на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального действия молодых людей должны способствовать достижению поставленной цели, при котором происходит развитие всех участников социальной деятельности [4].

Выделяют следующие виды социально-педагогических проектов: концепция, модель, программа и план. Создание всех видов проектов предполагает осуществление социально-педагогического конструирования (создание конструкта) — дальнейшей детализации проекта, приближающей его для использования в конкретных условиях реальными участниками социальных отношений.

1. Концепция — это одна из форм, посредством которой излагаются основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические принципы построения социально-педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований, хотя она бывает довольно обобщенной и абстрактной, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции — изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе. Любая социально-педагогическая концепция процесса предусматривает описание предполагаемой технологии организации молодежной работы. Примером этого вида проектирования является создание концепции молодежного правительства в регионе, концепции информационного обеспечения молодежи, которые включают в себя перспективные цели и задачи, основные принципы и идеи их осуществления[1].

2. Модель — аналог социально-педагогического процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними. Примером модели может служить модель развития самоуправления в молодежной организации, в которой отражаются движущая сила этого процесса (формирование мотива группового действия), — этапы процесса и определяется характер связи между ними.

3. Программа выполняет конструктивную функцию. В ней предлагается выстраивание конкретных шагов по достижению спроектированной модели. Программа отражает концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла. Она носит методический характер и является средством (инструментом) организации работы с молодежью.

4. План — это документ, в котором даются перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планирование определяет последовательность действий, структурированных как целостность (план деятельности молодежного объединения, план мероприятий молодежного агентства на год, план проведения молодежной акции и т.п.).

Особое значение для организации работы с молодежью имеет проектирование плана различных досуговых дел, мероприятий. При этом формой проектирования может выступать коллективное творческое планирование.

Проектирование есть механизм разработки технологии в социально-педагогической теории и практике. Этапы проектирования социально-педагогической деятельности наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до ее внедрения. В ходе проектирования целевые идеи могут так значительно перерабатываться, приближаясь к конкретным условиям, что конечные конструкты начинают сильно отличаться от первоначальной модели[3].

Логическая последовательность разработки проекта деятельности молодежного объединения, включающего этапы этого проектирования, заключается в следующем:

1-й этап. Подготовка молодежного объединения к проектированию, которая включает следующие действия:

  1. создание проблемной группы (совета дела) по разработке концепции и программы деятельности молодежного объединения;
  2. осмысление организаторами процесса проектирования, составление плана действий, распределение обязанностей;
  3. разъяснительная работа о необходимости и важности создания своей концепции и программы деятельности молодежного объединения (выступление на совещании коллектива организаторов проектирования, представителей других учреждений, которые уже разработали и реализуют свои проекты);
  4. знакомство всего коллектива с современными социально-педагогическими концепциями молодежных объединений, которое может проходить в творческой форме, когда каждая творческая группа представляет одну из концепций, при этом высказывает свое суждение о концепции и выделяет наиболее значимые идеи, заслуживающие внимания молодежной группы.

2-й этап. Изучение состояния деятельности некоммерческого молодежного объединения и мнения о его деятельности, которое включает:

  1. определение целей и задач данного молодежного объединения, разработку критериев и показателей, по которым можно оценивать результаты его работы;
  2. отбор методик для «замера» основных (общих) результатов работы молодежного объединения;
  3. обработку материалов диагностики в виде таблиц, схем, графиков;
  4. анализ результатов работы молодежного объединения на основе данных диагностики;
  5. написание текста анализа проблемной группой;
  6. обсуждение материалов анализа с членами молодежного объединения.

3-й этап. Коллективный анализ деятельности молодежного объединения. Задачи анализа состоят в следующем:

  1. привлечь всех членов объединения, представителей общественности к выявлению достижений и проблем деятельности молодежного объединения;
  2. обеспечить осознание каждым участником анализа своей причастности к делам молодежного объединения, ответственности за его будущее;
  3. смотивировать членов объединения на разработку концепции и программы, обеспечивающих решение выявленных ими проблем.

В процессе коллективного анализа могут обсуждаться следующие группы вопросов:

  1. чем отличается наше молодежное объединение от других?
  2. что хорошего мы получаем для себя, участвуя в работе объединения?
  3. что не удовлетворяет, не нравится в деятельности молодежного объединения?
  4. от чего необходимо отказаться и почему?
  5. что мешает развитию молодежного объединения?
  6. каковы перспективы развития молодежного объединения?
  7. что может обеспечить дальнейшее развитие объединения?
  8. над решением, каких проблем необходимо работать организаторам объединения?

4-й этап. Коллективная разработка идей концепции. Эффективным средством коллективной разработки являются продуктивные игры, в ходе которых методом «мозгового штурма» продуцируются идеи, лежащие в основе развития молодежного объединения. В процессе этих игр происходит выявление идей, которые обеспечат развитие молодежного объединения. Материалы поиска изучаются, обобщаются и оформляются проблемной группой.

5-й этап. Оформление концепции развития молодежного объединения, которое осуществляется творческой группой из членов молодежного объединения. Группа продумывает структуру концепции, обсуждает основные цели и задачи, идеи и принципы развития молодежного объединения. Члены творческой группы договариваются об общих позициях при изложении проекта, группируют собранную в ходе коллективного поиска информацию. Основные требования к изложению текста концепции: четкость, простота, сжатость. После написания разделов проекта один из членов творческой группы соединяет части подготовленного материала и представляет его к обсуждению и доработке на сборе творческой группы. Окончательный вариант множится и дается для ознакомления всем членам молодежного объединения.

6-й этап. Обсуждение и утверждение концепции развития молодежного объединения на общем сборе. Формируются творческие группы (по 6—10 человек), которые готовят аналитическую информацию и мнения в целом о концепции и более детальную оценку одного из разделов концепции по следующей схеме: общее мнение о проекте, его структуре, взаимосвязи разделов; что упущено и следует отразить в концепции; что не имеет существенного значения и излишне детализировано; конкретные предложения по доработке и дополнениям в проект. Сбор проходит как коллективное обсуждение.

7-й этап. Коллективная разработка программы. На данном этапе осуществляются следующие действия:

  1. индивидуальный поиск идей членами молодежного объединения по конкретному разделу программы, который каждый член коллектива мог выбрать на предыдущем этапе;
  2. сбор проблемных групп по обсуждению содержания соответствующего раздела и индивидуальных предложений, создание банка идей, отбор идей;
  3. написание разделов программы представителями проблемных групп;
  4. оформление программы организаторами проектировочной деятельности;
  5. обсуждение первого варианта программы в проблемных группах и внесение поправок, дополнений, уточнений в представленный вариант;
  6. доработка программы организаторами проектировочной деятельности и ее тиражирование для коллективного обсуждения.

8-й этап. Обсуждение и утверждение программы развития молодежного объединения на общем сборе. Творческие группы участников обсуждения анализируют и высказывают мнения по следующим вопросам:

  1. соответствует ли программа идеям концепции молодежного объединения, каковы целесообразность структуры, реальность и перспективность намеченного;
  2. что нужно исключить из программы и почему;
  3. что целесообразно дополнить, конкретизировать;
  4. с реализации каких задач, проблем необходимо начать работу в ближайший месяц;
  5. какие разделы, пункты программы должны найти отражение в планах ближайшего времени.

Завершается обсуждение определением членов молодежного объединения, ответственных за реализацию конкретных разделов программы.

9-й этап. Составление плана действия на ближайший период по внедрению концепции и программы, определение критериев, показателей для отслеживания результатов внедрения. Координацию планов обеспечивают органы самоуправления молодежного объединения при консультативной помощи специалиста по работе с молодежью. Творческая группа определяет критерии и показатели результативности социально-педагогической деятельности, а также уточняет и дорабатывает методики, в том числе, «срезовые», для отслеживания результатов реализации проектов.

10-й этап. Внедрение концепции и программы не происходит стихийно, само по себе. Органы молодежного самоуправления, организаторы работы руководствуются созданными при их участии проектами. Организаторы продумывают методическое обеспечение: оснащение необходимыми методическими средствами, информацией, пособиями, разработками; методическую помощь специалистов; организацию работы проблемных групп. Особенно эффективна работа проблемных групп, которые могут сформироваться на этапах анализа социально-педагогического процесса и создания проекта. Такие группы выполняют роль организаторов и координаторов решения конкретной молодежной проблемы, становятся методическим центром. Проблемные группы организуют подготовку семинаров, конференций.

11-й этап. Отслеживание результатов реализации концепции и программы, анализ этих результатов. На каждом этапе социально-педагогической деятельности необходимо фиксировать и анализировать получаемые результаты. Без этого невозможно перейти к более качественному состоянию, так как не будет понятно, станет это новое состояние более высоким уровнем по сравнению с тем, что есть на сегодняшний день, или нет. Отслеживание результатов проводится на разных уровнях. В конце каждого периода организуется коллективный анализ с участием членов молодежного объединения в различных творческих формах.

12-й этап. Внесение коррективов в концепцию, программу, планы. Эта деятельность является обоснованной, если достаточно квалифицированно проводилась работа на предыдущем этапе. Наиболее существенная корректировка проектов проходит в период проведения общих сборов молодежного объединения.

Выделение 12 этапов проектирования социально-педагогической деятельности объединения условно, все этапы взаимосвязаны, в реальной практике часто совмещены. В то же время данная логика проектировочной деятельности показывает процесс работы коллектива по созданию концепции и программы развития некоммерческого молодежного объединения.

При организации этой деятельности важно обеспечить следующие условия:

  • наличие научно-методической базы, необходимой для квалифицированной проектировочной деятельности (тексты современных концепций в области молодежной политики, в том числе, для данного региона и муниципального образования);
  • формирование инициативной группы организаторов работы по созданию проектов (эта группа направляет, координирует работу всех участников процесса проектирования и воплощения его результатов в реальную действительность);
  • подготовленность молодых людей к коллективной творческой работе по созданию проектов;
  • включенность в проектировочную деятельность всех участников молодежного объединения;
  • стимулирование проектировочной деятельности в молодежной среде[5].

От реализации этих условий зависит эффективность проектирования, которая характеризуется не только качеством проектов, но и ростом творчества и социальной активности молодых людей.

Таким образом, социально-педагогическая инноватика является важной составляющей молодежной работы, а проектировочная деятельность при правильной ее организации может стать эффективным инструментом деятельности различных некоммерческих молодежных объединений, развития инициативы и активности молодых людей. Грамотно организованнаясоциальнаядеятельность молодежи - школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности.

Литература

  1. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. - М., 2006.
  2. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2007.
  3. Курбатов В.И. Социальное проектирование. - М., 2001.
  4. Проблемы субъектов социального проектирования и управления /под ред. В.И. Аршинова и В.Е. Лепского. - М.: «Когито-Центр», 2006.
  5. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  6. URL: http://socpedagogika.narod.ru
Разделы