Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Садовничий А.А.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МИРОТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Г.Минск, Беларусь
sadowni@mail.ru
 

Детское и молодежное  движение – явление многомерное, чрезвычайно сложное, неоднородное как по целям и задачам, так и по формам существования. Детские и молодежные организации и объединения, с одной стороны, являются субъектом социальной защиты детей и молодежи, с другой - призваны подготовить их к социальной самозащите, к выживанию в новых социально-экономических условиях; помочь юному гражданину в определении как ближайших, так и стратегических жизненных планов; создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала подрастающего поколения. При этом детские и молодежные организации и объединения могут создавать свои специальные программы жизнедеятельности.

Педагогическим потенциалом детских и молодежных общественных движений является создание  специфической среды для развития творческой активности и самореализации ребенка в социальной сфере. Возникновение таких объединений сегодня - явление многоликое, сложное, но на современном этапе не достаточно изученное. Среди подобных объединений особое место занимают детские сообщества миротворческой направленности, целью которых является воспитание личности, относящейся с доверием к окружающему миру, уверенной в себе, способной защитить собственные права и права окружающих, личности с чувством высокой ответственности не только за свою судьбу, но и за судьбы других людей, за судьбу мира. А это и есть воспитание гражданина мира, наделенного новым мышлением, независимого, социально активного, обладающего чувством солидарности и общей ответственности для достижения цели. Сегодня, когда мир рассматривается как основная гарантия будущего человечества, как стратегия объединения пока еще во многом разрозненного мирового сообщества, необходимость осмысления воспитания на принципах культуры мира исходит из естественного стремления, потребности индивида жить в мире. Человек, не делящий мир на своих и чужих, друзей и врагов на основании национальности и культуры, подготовленный к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их таковыми, каковы они есть, будет больше участвовать в миротворческих созидательных процессах, сотрудничать во имя мира и прогресса, сопричастно относиться к проблемам других людей. Принципы ненасилия и миротворчества, миролюбия и толерантности, диалога и компромисса становятся основными в воспитании подростков в детском  и молодежном общественном объединении и являются важным условием формирования их индивидуальной культуры мира.  Миротворческое воспитание в общественном объединении есть процесс социальной активности и миротворческой самореализации личности, в ходе которого осуществляется воспитание важных гуманистических качеств молодого человека: гражданской ответственности, толерантности, социальной активности, милосердия, справедливости, самостоятельности, отзывчивости, доброжелательности.

Воспитание нового поколения  на принципах культуры мира в общественном объединении осуществляется наиболее успешно, если:  в детском или молодежном  общественном объединении создано миротворческое культурно-воспитательное пространство;  сотрудничество подростков и взрослых организовано как содружество и сотворчество;  используется образовательная программа детского объединения по педагогическому обеспечению процесса воспитания на принципах культуры мира.

Сложность общественного восприятия подростков, необходимость вовлечения их в социально-значимую, творчески развивающую деятельность в сфере свободного времени и в то же время избирательное к ней их отношение, управление свободным временем подростков предполагают следующие условие миротворческого воспитания молодежи – использование образовательной программы общественного объединения. Наличие такой программы обеспечивает продуманную и целенаправленную организацию миротворческой среды развития личности и индивидуальных образовательный маршрут, при прохождении которого человек может выйти на тот или иной уровень культуры мира, выраженный в устойчивости собственных суждений, в осознании необходимости  отвестсвенности в любой сфере своей жизнедеятельности как человека мира, в терпимости к чужому мнению,  к другим людям, в готовности к созидательному сотрудничеству и диалогу. На это указывают в своих работах А.В. Волохов, В.Г. Литвинович, В.Т. Кабуш, М.И. Рожков.   Общественная организация – не школа навыков, а, прежде всего, школа активности, это поле практической реализации знаний и умений, которыми владеет ребенок. Знания, умения, навыки следует рассматривать как средство активного включения в разнообразную деятельность. Содержание деятельности общественной организации, в свою очередь, является стимулом приобретения подростком новых знаний и умений для успешной реализации своей новой позиции, укрепления авторитета, самоактуализации. Опыт развития детских организаций в стране и мире убеждает, что их деятельность была созидательной лишь тогда, когда обеспечивалось включение ребенка в реально социально-значимые отношения с окружающим миром. В процессе этих отношений и происходит познание самого себя, самореализация и саморазвитие. Здесь видна  проблема противоречия между достаточным объемом свободного времени учащейся молодежи и недостаточным уровнем развития общей культуры юношей и девушек. Отсюда часто мы можем наблюдать удовлетворение эмоциональных и эстетических потребностей средствами культурно-массовой продукции очень низкого уровня (особенно кино- и видеопродукция), совершение правонарушений и асоциальных поступков как развлекательный способ проведения досуга. Нежелание тратить время на собственное самосовершенствование, социально значимую деятельность демонстрирует недостаточный уровень понимания жизни молодежью и низкий уровень их общекультурного развития в целом.

         Литература

  1. Дуничева О.Н. Воспитание подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении: дис. … канд. пед. наук / О. Н. Дуничева. – Хабаровск, 2004. – 322 с.
  2. Литвинович В.Г. Детcкое общественное объединение: воспитание у детей и молодежи культуры мира // ТИМ. Москва. – 2009. – № 9.– С.190–192.

 

Разделы