Стефановская Н.А.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ[1]
г.Тамбов, Россия
stefan1966@mail.ru
В научный оборот понятие «престиж» было введено английскими социологами в 1911 г. в связи с изучением дифференцированных оценок, которыми общественное мнение наделяет различные виды профессиональной деятельности и разные социально-профессиональные группы. С тех пор в немногочисленных опубликованных работах по темепрестижа существуют разные его определения, обобщение которых и адаптация к проблеме нашего исследования позволяют выделить две основные точки зрения:
1) престиж является интегральной оценкой, синтезирующей все ценности, приписываемые обществом работникам определенной сферы, например, сферы культуры, в целом, и сотрудникам библиотек, в частности;
2) престиж - это особый способ морального вознаграждения (поощрения) в форме общественного признания, доверия, внимания, которыми пользуются представители определенной профессиональной деятельности.
В «Социологической энциклопедии» престиж социальный определяется в двух значениях: 1) как сравнительная интегральная оценка значимости социальных объектов или деятельности субъектов с позиции определенной системы ценностей; 2) в обыденном сознании, как признание авторитет в обществе. В Энциклопедическом социологическом словаре (1995 г.) престиж определяется как отражение в общественном сознании реального положения в системе общественных отношений отдельного человека, социальной, профессиональной группы (слоя), трудового коллектива и т.п., характеризующее то влияние, уважение, которыми они пользуются в обществе.
К настоящему времени в социологии сложилась традиция изучения престижа в рамках теории социальной стратификации и связана с изучением социальной структуры общества. Критерий престижа применяется для анализа социальной стратификации наряду с критериями дохода, власти и др. С этой точки зрения наиболее детально престиж проанализирован в трудах М. Вебера.
С позиций социальной стратификации престиж работы в сфере культуры, библиотек, в частности, является результатом сравнения ее социальной значимости со значимостью других видов профессиональной деятельности; результатом сравнения социальных позиций и положения ее представителей с представителями других профессий. Признание особой социальной значимости и ценности профессиональной деятельности библиотекарей, осуществляемое на основе соотнесения ее с системой норм и ценностей, принятой в данной общности, приводит к наделению ее особой привлекательностью, желательностью и престижем. Следовательно, престиж работы в библиотеке означает то место, которое с точки зрения общественного мнения занимает ее социальный статус в иерархии других статусов.
Такое понимание престижа профессиональной деятельности библиотекарей мало отражает его сущность и специфику как социокультурного системного образования. С нашей точки зрения, престиж следует понимать в как феномен общественного сознания. Престиж имеет ценностно-нормативную природу. С этой точки зрения нам близко его определение в психологическом словаре, как результат соотнесения социально-значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившихся в данной общности. Признавая различия общественных ценностей, психологи отмечают, что в одних общественных условиях показателями престижа является обычно крупный счет в банке, местожительство в «аристократическом» районе, марка автомашины, упоминание в светской хронике и т.п. В других условиях могут возникать и формироваться иные основания для обретения престижа, такие как социально-ценные характеристики личности, высокие нравственные качества, активное участие и достижения в общественно полезной деятельности.
Уровень престижа зависит от степени совпадения моделей поведения, деятельности и общения представителей сферы культуры с господствующими социокультурными эталонами и ценностями. Престиж профессиональной деятельности библиотекарей является специфическим отражением в сознании людей ее значимости и социальной эффективности для общества и для конкретной личности, соответствия характеристик ее представителей идеалам и ожиданиям населения.
Престиж можно определить, как социокультурное системное образование, элементы которого имеют тенденцию воспроизводиться в конкретных социокультурных контекстах и иерархизировать общество, профессии, социальные институты, группы. Иерархизация становится возможной благодаря ориентированности членов общества на господствующие ценности, нормы, интересы и представления, что основывается на присущей людям потребности в мифологической сопряженности их идеалов с социокультурными эталонами поведения, деятельности, отношений, образа жизни. Глубинным основанием такой ориентированности являются потребности в социальной (профессиональной) идентификации, аффилиации, признании.
Престиж характеризует в определенном смысле опосредованное отношение к профессиональной деятельности библиотекарей, выражая представления членов общества об «эталонной», «идеальной», «высококультурной», «начитанной» группе. В этом случае ей приписываются различные одобряемые и желаемые качества: добросовестное выполнение обязанностей, приоритет интересов культуры и нравственности, высокие морально-нравственные качества и т.п. Престиж работы библиотекарей является выражением представлений членов общества о различных эталонных качествах представителей сферы культуры, набор которых обусловлен конкретно-историческими, социокультурными условиями.
Низкий уровень общественного престижа профессиональной деятельности библиотекарей, неоднозначное, в основном критическое, отношение к учреждениям и работникам сферы культуры, ставшее результатом общего падения уровня культуры общества, слабого финансирования учреждений и старение кадрового состава, вследствие чего, их отставание от информационных потоков и возможностей удовлетворения информационных потребностей.
Социальная проблема заключается в противоречии между низкимуровнем престижа профессиональной деятельности библиотекарей (как следствие, низким качеством кадрового состава, недостаточной социальной эффективностью) и необходимостью предоставления качественных услуг населению, развития культуры.
Факторы престижа профессиональной деятельности библиотекарей связаны с ее социальной значимостью, возможностью оказывать уникальные услуги и эффективно удовлетворять информационные потребности, что в современном обществе напрямую не связано с деятельностью библиотек, в виду развития возможностей интернета, электронных библиотек и социальных сетей.
[1] Работа поддержана грантом РГНФ, проект № 14-13-68004