Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Балашова Е.Н.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ОБЩЕСТВЕ 

г.Тамбов, Россия
balashova
_en@mail.ru

В настоящее время актуальной социальной задачей является повышение адаптации человека к постоянным изменениям социальных и экономических условий жизни и деятельности. На достижение таких целей должно быть направлено, в частности, современное  образование на всех его ступенях. В этих условиях высшая школа переориентировалась со «знаниевого» на компетентностный подход.

В отличие от традиционного обучения, направленного на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, инновационные технологии в подготовке специалистов ориентированы на развитие способностей обучаемых к совместным действиям в новых, возможно, беспрецедентных, ситуациях. Одной из важнейших функций компетентностного подхода является возможность связывать теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач. Кроме того, сближение академического обучения и профессиональной деятельности, установление тесных связей между ними способствует усилению потенциала трудоустраиваемости выпускников.

Концепция компетентностного подхода в образовании в России разрабатывается с 90-х гг.XX в. После публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» произошла резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

Выделяется несколько важных моментов, определяющих компетентностные изменения в содержании и способах вузовской подготовки специалистов:

- усиление роли системно-организационных качеств специалиста (интеллектуальных, моральных, коммуникативных, рефлексии, самоорганизации);

- развитие интегрированного обучения в системе профессиональной подготовки кадров, преодоление искусственного разделения, вызываемого предметным структурированием учебных планов;

- повышение роли общекультурной компетентности, ориентированной на осознание технических, экономических, культурных изменений и разнообразия;

- повышение потребности отрасли в воспитании качеств инновационного поведения специалиста, формировании его инициативности, креативности, социальной мобильности [1].

Необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается предписаниями. Совет Европы (Совет культурной кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования» предписывали внедрение компетенции и компетентностного подхода.

Так, в «Концепции», например, применительно к общему образованию отмечается, что школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Это же относится и к высшей профессиональной школе.

Кроме того, причиной перехода к новой парадигме образования послужило, в частности, несоответствие содержания обучения потребностям современной экономики и цивилизации. Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие систему образования и потребности рынка труда. Специалисты связывают компетентностный подход с идеей «открытого заказа» на образование и говорит о том, что «впервые в числе таких заказчиков начинают обсуждаться фигуры бизнесменов, предпринимателей, политиков и т.п. – всех тех, кто разговаривает на языке компетентностей.

Главная проблема заключается в неэффективности системы образования, которая проявляется в том, что не видно результатов вне самой системы образования. Образование замкнулось на самом себе, создало множество искусственных форм, не существующих нигде, кроме самого образования. Оно стало напоминать изучение мертвых языков, которые кроме как в самом образовательном учреждении нигде больше не нужны [2].

На языке компетенций говорят профессиональные стандарты. В международной практике стали разрабатываться профессиональные стандарты, представляющие собой подробно изложенные требования к должностным обязанностям, знаниям, умениям и навыкам, а также компетенциям и уровня профессиональной подготовки специалистов. На основе профессиональных стандартов в экономически развитых странах созданы системы сертификации персонала для оценки уровня компетентности и профессионализма работников.

Профессиональные стандарты служат важным руководством и основанием для формирования системы профессионального образования и обучения. Они являются также основанием для разработки образовательных стандартов всех уровней с учетом требований к квалификации работника, предъявляемых рынком труда, работодателем.

Основой, сердцевиной, объединяющей профессиональные и образовательные стандарты, должны быть единые требования к интегративным социально-профессиональным конструктам: компетентностям, компетенциям и метапрофессиональным качествам работника по каждой профессии и учебной специальности, направлению.

С учетом изменившейся парадигмы образования ГОС ВПО нового поколения имеют ряд принципиальных отличий от предшествующих стандартов.

Так, перенесен акцент с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результатыобразовательного процесса. Это должно оправдываться усилением его студентоцентрированной направленности в противоположность традиционному подходу, ориентированному на преподавателя. Образовательный процесс «ушел» от «преподавания» к «обучению».

Стандарты нового поколения расшили возможности вузов в подготовке выпускников к опережающей адаптации [3]. В связи с этим образование должно отказаться от оправдывавшего себя в прошлом «знаниевого» подхода. В условиях «информационного взрыва» традиционное накопление знаний при обучении утратило прежнюю ценность. Сегодня оптимальный период обновления технологий и техники сократился до 4-5 лет, а в наиболее развитых отраслях - до 2-3 лет, причем требования обновления диктуются не столько физическим старением, как прежде, сколько моральным. Как показывают исследования, "период полураспада компетентности", т.е. срок, за который знания устаревают на 50 %, составляет для современных работников около пяти лет. Поэтому всё большее значение приобретает самостоятельность и ответственность специалиста, его способность самостоятельно идентифицировать и осуществлять собственные профессиональные и образовательные потребности в условиях инновационных экономических преобразований.

В стандартах нового поколения отражены доминирующие перспективы, позволяющие ориентировать  подготовку выпускников на  эффективную деятельность, готовность качественно и оперативно решать профессиональные задачи, в том числе нестандартные. Усиливается направленность на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они, с точки зрения компетентностного подхода, обязаны продемонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий.

К особенностям ГОС ВПО третьего поколения относятся гармонизация со структурой квалификаций европейского высшего образования в связи с присоединением России к Болонскому процессу, который, наряду с универсализацией преобразований в области степеней, циклов обучения, обеспечения студенческой и преподавательской мобильности, международного признания степеней, системы образовательных кредитов и их внедрения, предполагает и определенную терминологическую унификацию. Это относится и к таким терминам, как компетенция/компетентность [4].

Таким образом, ГОС ВПО третьего поколения – принципиально новый тип проектирования нормы качества современного высшего образования, вызванный к жизни необходимостью повышения адекватности и адаптивности отечественного высшего образования стратегическим задачам социально-экономического развития России, мировым и европейским тенденциям реформирования высшей школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Калегина О.А.  Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект: моногр. /О.А.Колегина; Казанский гос. ун-т культуры и искусств. – Казань, 2006. – 256 с.
  2. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. учеб.-метод. пособие / Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 101 с.
  3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. учеб. пособие /Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Э.Э.Сыманюк; Моск. психол.-социал. ин-т. – М., 2005. – 216 с.
  4. Лиотар Ж.-Ф.  Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар: пер. с фр. Н.А.Шматко. – М.: Ин-т эксперим. социол.; СПб.: Алетейя, 1998. – 160 с.
Разделы