Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Слетков И.А., Золотова О.А.

О КЛАНЕ КАК  УСТОЙЧИВОМ СООБЩЕСТВЕ ЛЮДЕЙ 

г. Тамбов, Россия
sltkv_i@mail.ru
olchik.tmb@mail.ru
 

Изучение социальной структуры любого общества предполагает анализ значимости, структуры и динамики формирования сообщества людей. Еще философы Античности занимались вопросом, каким закономерностям подвластно слияние индивидов в общность.

На наш взгляд, понятие «клан» является уникальной научной категорией, которая прошла сквозь столетия, не потеряв глубинный смысл. Разумеется, общественно-политический прогресс внес свои коррективы во все сферы жизни общества, в том числе, изменились и научные воззрения, концепции и прочее.

Клан выступает целостным социокультурным наследием общества. В данной связи анализ представлений о сущности категории «клан» представляется  невозможным в отрыве от социально-философского и культурно-исторического знания.

Категория «клан» приобретает фундаментальное значение для анализа содержания социальной сферы жизни общества, как в плане исторического освещения данной научной категории, так и актуального состояния социальной общности людей. Именно в социальной сфере происходит распределение и потребление материальных и духовных благ, производимых в обществе.

В этой связи социальная сфера затрагивает самые глубокие интересы всех классов и слоев населения, общества в целом и каждой отдельной личности, принадлежащей к данному обществу. Общество представляет собой структуру устойчивых и существенных социальных связей, систему отношений между классами, социально-классовыми группами и слоями. В связи с многообразными социально-экономическими и политическими деформациями, которым постоянно подвергается общество, вопрос об особенностях кровнородственных отношений, связывающий членов ни одного поколения привлекает внимание научной общественности.

В условиях глобального перехода общества на постиндустриальный этап своего развития происходят изменения в содержании признаков клана, дифференциация общностей на различные группы и слои и их интеграция в новые образования.

Являясь общесоциологической категорией, понятие «клан» имеет ключевое значение для определения общественного строя формирующегося постиндустриального общества, понимания содержания и направленности развития современного цивилизационного процесса.

Вместе с тем необходимо отметить ряд трудностей, возникших при изучении клана как устойчивого сообщества людей, с позиций социологического знания. Данная категория представляет определенный научный интерес для множества областей знания, являясь междисциплинарным понятием. С одной стороны, следует учесть возможность использования сведений, накопленных историческими, политическими, философскими науками. С другой стороны, данные заимствованные знания, должны представлять собой определенный научный фундамент, который позволяет сформировать нам целостное представление о клане как социологической категории научного знания.

Проходя сквозь политические и исторические эпохи, содержание понятия «клан» претерпевает различные модификации и изменения, в первую очередь это касается описания структуры родства, различных форм систем родства. При этом целостного представления о клане как социальной общности, в настоящее время не составлено.

В рамках междисциплинарного подхода к изучению клана как социологической категории, нами был разработан алгоритм классификации клана. В соответствии с областью научного знания, которая в тот или иной исторический период занимала лидирующее положение при исследовании клана, нами проведена кластеризация понятия (Таблица 1).

Таблица 1

Кластеризация понятия «клан»

Область научного знания

Кластеризация понятия «клан»

 

История

Кланы Японии, Кланы Китая

Материнский и отцовский типы кланов

Этнография

Шотландский клан

 

Антропология

Кланы народов тунгусов, якутов, бурят, киргизов, таджиков, осетин, чеченцев

Социология

Патриархальная семья

Профессиональные династии

Игорные кланы

Политология

Политические команды, олигархические группы, клики, корпорации

 

Составленная нами классификация имеет условный характер, так как весьма велико влияние междисциплинарных связей в изучение категории «клан». При составлении представленной выше кластеризации мы использовали материалы многочисленных исследований, которые подвергались вторичной интерпретации и анализу с позиций социологического знания.

В силу того, что в рамках целостного подхода к изучению клана переплетены разные научные интересы, определение меры раскрытия данной категории в целом, и в социологической науке – будет иметь противоречивый характер. Так, в исторических науках, дается весьма полное раскрытие византийских фамильных кланов эпохи Палеологов (1261 - 1453 гг.), уделено значительное внимание изучению низших и средних слоев общества [1, С. 103].

Среди фундаментальных трудов антропологического характера стоит отметить работы М.М. Ковалевского, который неоднократно совершал экспедиции на Северный Кавказ, изучая особенности клановой жизни горцев [2]. 

Рассматривая «клан» как категорию социологического знания, мы обращаемся к проблематике социального взаимодействия, как основы общности людей, наиболее важными в данном контексте следовало бы считать  фундаментальные работы таких ученых как Г. Зиммель, В. Вундт, Дж. Дьюи, Э. Гидденса, П. Бурье, З. Бауман [3,4,5,6].

Ряд работ отражают особенности функционирования таких понятий как «род», «семья» - данные категории определённым образом переплетаются с изучаемым нами научным вопросом, являюсь при этом проявлением одной из сторон всеобъемлющего понятия «клан».

Таким образом, клан как  устойчивое сообщество людей, мы будем рассматривать  как минимум с двух сторон для общности людей: 

?    как кровнородственные отношения. В данной связи в условиях трансформации всех сфер общественной жизни основной средой формирования ценностных ориентации становится семья, как первичный институт социализации личности, как наиболее значимая группа для индивида;

?    как профессиональные, деловые коммуникации, поскольку социальная жизнь общества предполагает продуктивное взаимодействие, объединение как на уровне межличностных контактов, так и общественно-производственных потребностей.

Также важно отметить, что стратификация общественно-политических классов как синонима клана (общности людей не связанных кровнородственным родством), позволяет выделить верхний слой – элиту общества. В зависимости от подхода к определению элиты, можно говорить о правящей и не правящей элите. Однако, мы придерживаемся того положения, что элита не обладающая главным ресурсом – властью, нарушает само определение элитарности.

Можно представить условную  «научную пирамиду», в которой пласт за пластом представлены научные сферы, позволяющие современной действительности развивать и в дальнейшем изучать клан как социологическую категорию.

 

Рисунок 1

«Научная пирамида» сфер, изучающих понятие «клан» 

Поверхностный этимологический анализ, позволяющий исследовать происхождение слов, их первоначальную структуру, семантические связи, а также раскрывать  происхождение слов, в рамках изучения справочно-энциклопедических изданий единогласно показывает происхождение термина «клан», который имеет галльские корни, и слово сland или clann значит семя. Это  позволяет считать, что  в понимании сущности термина «клан» заложена глубинная историческая основа, которая по прошествии веков, позволила сохранить «историю» самого понятия – которое использовалось для обозначения родственной группы, лежащей в основе в основе родового строя Ирландии и южной Шотландии. Наиболее обширные исследования клановой системы были проведены на ирландских племенах. Данные исследования носили характер историко-этнографический, мы полагаем, что это было связано так же и с тем, что ряд научных дисциплин только набирали силу в недрах других наук [7].

В данной связи необходимо внести ясность в понятийный аппарат исследуемого понятия, а именно – насколько верно синонимичное использование рода как аналога клану? Термин «род» так же исследовался учеными в  различных научных пособиях, и здесь мы так же отметили пересечение научных интересов - данное понятие фигурирует в биологических, медицинских, социальных, исторических науках, так же «род» является и грамматической категорией.

В наиболее полном понимание термина «род» стоит остановиться на следующих определениях:

- основная общественная организация в первобытном обществе, представляющая собою союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство;

- ряд поколений, происходящих от одного предка;

- поколение;

- родственники, члены одной семьи.

Поверхностный сравнительный анализ понятий «клан» и «род», позволяет говорить о наличие схожий характеристик, а именно объединение на уровне родства – как кровнородственного, так и родства в ходе выполнения общественно полезного труда, так же – тот момент, что родом является ряд поколений, ведущих свое происхождение от одного предка. Все эти положения и является определённого рода основаниями для употребления термина «род» как синонима понятию «клан».

Понятие «клан» является поистине уникальным научным вопросом, который прошел сквозь века, различные исторические эпохи – в одни на первый план выходили биологические признаки и критерия «рода», «родства», «кровного родства», в другие – доминирование социального родства, как степени близости общности людей.

Термин «клан» выступает одновременно общественно устойчивой категорией, с позиций языкового анализа, однако, содержательная характеристика, меняется в корне, в зависимости от того, какая наука занимает лидирующие позиции в изучении данного понятия.

Изменения общественного строя, включая феодальное расслоение общества, социальные реформы прошлого столетия, внесли свое коррективы времени в понятие, зародившиеся у кельтских народов (ирландцев, шотландцев, валлийцев).

Таким образом, от чрезмерной переменчивости категоричного аппарата клановости удалось подойти к подходам современных социологов, политологов, экономистов – в определении понятия «клан». Для них клан уже не является этнографическим объектом или семейной системой, здесь клан является социальной группой с особыми характеристиками, часть из которых сходна с клановыми характеристиками классического взгляда. Это замкнутость, доверие между членами группы и т.д.

Таким образом, клановость стала выделяться социологами в не родственных группах. О кланах как о группах взаимопомощи впервые заговорили западные исследователи, они же определили, как универсальную характеристику социальной жизни России в ответ на экономическо-политические катаклизмы 1990-х годов. Общественная жизнь современной России, по мнению ряда американских исследователей, организована иерархически. Иерархические структуры организованы по типу кланов. Клановость органично влилась в экономическую жизнь России.

Кланы стали складываться вокруг влиятельного лидера – происходит формирование элит, в целом «топ-элиты»  как   обозначения высшего руководства страны.

Как правило, в каждой стране подобная группа насчитывает 20-30 человек, при этом она максимально закрыта для исследований. Нахождение на верху пирамиды вынужденно вызывает ограничение связей с внешним миром, с целью оградить себе от излишнего информационного потока, а так же исходя из соображений безопасности. К топ-элите вполне применимо понятие карцерной группы, разумеется,здесь мы имеем дело с добровольной изоляцией. Термин карцерной группы введен в науку И. Гоффманом, именно он изучал индивидов, долгое время пребывавших в отрыве от внешнего мира. Закрытый образ жизни коренным образом влияет на менталитет карцерной группы: в исследовании И. Гоффмана отмечены следующие психологические особенности у членов данных групп: возникновение культа личной жизни, скрытой от всех, максимальное сплочение членов группы – как объективная необходимость совместного пребывания вызывает увеличение психологической дистанции между членами группы [8].

Российская политическая практика 90-х годов XX столетия характеризуется возникновением множественных центров власти, которые и раскололи элиту на кланы.

В целом структура политического клана представлена своего рода слоями, верхний слой – это публичный политик, он же является символом клана. Второй слой группа его политической поддержки, третий – группа экономической поддержки в виде финансово-промышленного капитала. Далее – средства массовой информации, и, - частные армии и спецслужбы – приватизированные части государственных силовых структур.

Свое функционирование кланы осуществляют вне рамок какой-либо властной корпорации, в том и состоит их принципиальное отличие от обойм. Клан формируется вокруг одного либо нескольких политических лидеров, разрастается посредством вербовки сторонников, и стремится к покрытию всего политического поля страны.

Таким образом, мы показали, что понятие «клан» в своем истинном значении с течением времени подменялась и к концу XX - началу XXI века окончательно подменилась иными категориями, а именно «политические команды», «олигархические группы», «корпорации», «игорные кланы» - это группы совершенно иного типа, это не «кланы» в том смысле слова, который был заложен антропологическим и  этнографическими исследователями. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Каждая А. П. Социальный состав господствующего класса Византии XI - XII вв. М., 1974.
  2. см. Медушевский А.Н. «История русской социологии» (М., 1993); С.Н. Малявин «История русской социально-философской мысли» (М., 2003); Е.И. Кукушкина «Русская социология XIX -начала XX вв.»
  3. История теоретической социологии. В 5 тт. Т. 1. М., 1997. С. 401-433; Т.2.
  4. Социология XIX в. М., 1997. С.337-400.
  5. Бороноев А.О., Ермакович Ю.М. М.М.Ковалевский и институализация социологии в России//Социологические исследования. 1996. №8. С. 120-126.
  6. Алексеев В.А., Маслин М.А. Русская социальная философия конца ХIХ-начала XX веков: психологическая школа / Исслед. Центр по проб. упр. качест. подгот. специалистов. — М., 1992. — 192 с.
  7. Култыгин В.П. Мировое социологическое сообщество на рубеже тысячелетий // Социол. исслед. — 1998. -№12.- С.15-27.
Разделы