Слетков И.А., Золотова О.А.
О КЛАНЕ КАК УСТОЙЧИВОМ СООБЩЕСТВЕ ЛЮДЕЙ
г. Тамбов, Россия
sltkv_i@mail.ru
olchik.tmb@mail.ru
Изучение социальной структуры любого общества предполагает анализ значимости, структуры и динамики формирования сообщества людей. Еще философы Античности занимались вопросом, каким закономерностям подвластно слияние индивидов в общность.
На наш взгляд, понятие «клан» является уникальной научной категорией, которая прошла сквозь столетия, не потеряв глубинный смысл. Разумеется, общественно-политический прогресс внес свои коррективы во все сферы жизни общества, в том числе, изменились и научные воззрения, концепции и прочее.
Клан выступает целостным социокультурным наследием общества. В данной связи анализ представлений о сущности категории «клан» представляется невозможным в отрыве от социально-философского и культурно-исторического знания.
Категория «клан» приобретает фундаментальное значение для анализа содержания социальной сферы жизни общества, как в плане исторического освещения данной научной категории, так и актуального состояния социальной общности людей. Именно в социальной сфере происходит распределение и потребление материальных и духовных благ, производимых в обществе.
В этой связи социальная сфера затрагивает самые глубокие интересы всех классов и слоев населения, общества в целом и каждой отдельной личности, принадлежащей к данному обществу. Общество представляет собой структуру устойчивых и существенных социальных связей, систему отношений между классами, социально-классовыми группами и слоями. В связи с многообразными социально-экономическими и политическими деформациями, которым постоянно подвергается общество, вопрос об особенностях кровнородственных отношений, связывающий членов ни одного поколения привлекает внимание научной общественности.
В условиях глобального перехода общества на постиндустриальный этап своего развития происходят изменения в содержании признаков клана, дифференциация общностей на различные группы и слои и их интеграция в новые образования.
Являясь общесоциологической категорией, понятие «клан» имеет ключевое значение для определения общественного строя формирующегося постиндустриального общества, понимания содержания и направленности развития современного цивилизационного процесса.
Вместе с тем необходимо отметить ряд трудностей, возникших при изучении клана как устойчивого сообщества людей, с позиций социологического знания. Данная категория представляет определенный научный интерес для множества областей знания, являясь междисциплинарным понятием. С одной стороны, следует учесть возможность использования сведений, накопленных историческими, политическими, философскими науками. С другой стороны, данные заимствованные знания, должны представлять собой определенный научный фундамент, который позволяет сформировать нам целостное представление о клане как социологической категории научного знания.
Проходя сквозь политические и исторические эпохи, содержание понятия «клан» претерпевает различные модификации и изменения, в первую очередь это касается описания структуры родства, различных форм систем родства. При этом целостного представления о клане как социальной общности, в настоящее время не составлено.
В рамках междисциплинарного подхода к изучению клана как социологической категории, нами был разработан алгоритм классификации клана. В соответствии с областью научного знания, которая в тот или иной исторический период занимала лидирующее положение при исследовании клана, нами проведена кластеризация понятия (Таблица 1).
Таблица 1
Кластеризация понятия «клан»
Область научного знания |
Кластеризация понятия «клан» |
История |
Кланы Японии, Кланы Китая Материнский и отцовский типы кланов |
Этнография |
Шотландский клан |
Антропология |
Кланы народов тунгусов, якутов, бурят, киргизов, таджиков, осетин, чеченцев |
Социология |
Патриархальная семья Профессиональные династии Игорные кланы |
Политология |
Политические команды, олигархические группы, клики, корпорации |
Составленная нами классификация имеет условный характер, так как весьма велико влияние междисциплинарных связей в изучение категории «клан». При составлении представленной выше кластеризации мы использовали материалы многочисленных исследований, которые подвергались вторичной интерпретации и анализу с позиций социологического знания.
В силу того, что в рамках целостного подхода к изучению клана переплетены разные научные интересы, определение меры раскрытия данной категории в целом, и в социологической науке – будет иметь противоречивый характер. Так, в исторических науках, дается весьма полное раскрытие византийских фамильных кланов эпохи Палеологов (1261 - 1453 гг.), уделено значительное внимание изучению низших и средних слоев общества [1, С. 103].
Среди фундаментальных трудов антропологического характера стоит отметить работы М.М. Ковалевского, который неоднократно совершал экспедиции на Северный Кавказ, изучая особенности клановой жизни горцев [2].
Рассматривая «клан» как категорию социологического знания, мы обращаемся к проблематике социального взаимодействия, как основы общности людей, наиболее важными в данном контексте следовало бы считать фундаментальные работы таких ученых как Г. Зиммель, В. Вундт, Дж. Дьюи, Э. Гидденса, П. Бурье, З. Бауман [3,4,5,6].
Ряд работ отражают особенности функционирования таких понятий как «род», «семья» - данные категории определённым образом переплетаются с изучаемым нами научным вопросом, являюсь при этом проявлением одной из сторон всеобъемлющего понятия «клан».
Таким образом, клан как устойчивое сообщество людей, мы будем рассматривать как минимум с двух сторон для общности людей:
? как кровнородственные отношения. В данной связи в условиях трансформации всех сфер общественной жизни основной средой формирования ценностных ориентации становится семья, как первичный институт социализации личности, как наиболее значимая группа для индивида;
? как профессиональные, деловые коммуникации, поскольку социальная жизнь общества предполагает продуктивное взаимодействие, объединение как на уровне межличностных контактов, так и общественно-производственных потребностей.
Также важно отметить, что стратификация общественно-политических классов как синонима клана (общности людей не связанных кровнородственным родством), позволяет выделить верхний слой – элиту общества. В зависимости от подхода к определению элиты, можно говорить о правящей и не правящей элите. Однако, мы придерживаемся того положения, что элита не обладающая главным ресурсом – властью, нарушает само определение элитарности.
Можно представить условную «научную пирамиду», в которой пласт за пластом представлены научные сферы, позволяющие современной действительности развивать и в дальнейшем изучать клан как социологическую категорию.
Рисунок 1
«Научная пирамида» сфер, изучающих понятие «клан»
Поверхностный этимологический анализ, позволяющий исследовать происхождение слов, их первоначальную структуру, семантические связи, а также раскрывать происхождение слов, в рамках изучения справочно-энциклопедических изданий единогласно показывает происхождение термина «клан», который имеет галльские корни, и слово сland или clann значит семя. Это позволяет считать, что в понимании сущности термина «клан» заложена глубинная историческая основа, которая по прошествии веков, позволила сохранить «историю» самого понятия – которое использовалось для обозначения родственной группы, лежащей в основе в основе родового строя Ирландии и южной Шотландии. Наиболее обширные исследования клановой системы были проведены на ирландских племенах. Данные исследования носили характер историко-этнографический, мы полагаем, что это было связано так же и с тем, что ряд научных дисциплин только набирали силу в недрах других наук [7].
В данной связи необходимо внести ясность в понятийный аппарат исследуемого понятия, а именно – насколько верно синонимичное использование рода как аналога клану? Термин «род» так же исследовался учеными в различных научных пособиях, и здесь мы так же отметили пересечение научных интересов - данное понятие фигурирует в биологических, медицинских, социальных, исторических науках, так же «род» является и грамматической категорией.
В наиболее полном понимание термина «род» стоит остановиться на следующих определениях:
- основная общественная организация в первобытном обществе, представляющая собою союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство;
- ряд поколений, происходящих от одного предка;
- поколение;
- родственники, члены одной семьи.
Поверхностный сравнительный анализ понятий «клан» и «род», позволяет говорить о наличие схожий характеристик, а именно объединение на уровне родства – как кровнородственного, так и родства в ходе выполнения общественно полезного труда, так же – тот момент, что родом является ряд поколений, ведущих свое происхождение от одного предка. Все эти положения и является определённого рода основаниями для употребления термина «род» как синонима понятию «клан».
Понятие «клан» является поистине уникальным научным вопросом, который прошел сквозь века, различные исторические эпохи – в одни на первый план выходили биологические признаки и критерия «рода», «родства», «кровного родства», в другие – доминирование социального родства, как степени близости общности людей.
Термин «клан» выступает одновременно общественно устойчивой категорией, с позиций языкового анализа, однако, содержательная характеристика, меняется в корне, в зависимости от того, какая наука занимает лидирующие позиции в изучении данного понятия.
Изменения общественного строя, включая феодальное расслоение общества, социальные реформы прошлого столетия, внесли свое коррективы времени в понятие, зародившиеся у кельтских народов (ирландцев, шотландцев, валлийцев).
Таким образом, от чрезмерной переменчивости категоричного аппарата клановости удалось подойти к подходам современных социологов, политологов, экономистов – в определении понятия «клан». Для них клан уже не является этнографическим объектом или семейной системой, здесь клан является социальной группой с особыми характеристиками, часть из которых сходна с клановыми характеристиками классического взгляда. Это замкнутость, доверие между членами группы и т.д.
Таким образом, клановость стала выделяться социологами в не родственных группах. О кланах как о группах взаимопомощи впервые заговорили западные исследователи, они же определили, как универсальную характеристику социальной жизни России в ответ на экономическо-политические катаклизмы 1990-х годов. Общественная жизнь современной России, по мнению ряда американских исследователей, организована иерархически. Иерархические структуры организованы по типу кланов. Клановость органично влилась в экономическую жизнь России.
Кланы стали складываться вокруг влиятельного лидера – происходит формирование элит, в целом «топ-элиты» как обозначения высшего руководства страны.
Как правило, в каждой стране подобная группа насчитывает 20-30 человек, при этом она максимально закрыта для исследований. Нахождение на верху пирамиды вынужденно вызывает ограничение связей с внешним миром, с целью оградить себе от излишнего информационного потока, а так же исходя из соображений безопасности. К топ-элите вполне применимо понятие карцерной группы, разумеется,здесь мы имеем дело с добровольной изоляцией. Термин карцерной группы введен в науку И. Гоффманом, именно он изучал индивидов, долгое время пребывавших в отрыве от внешнего мира. Закрытый образ жизни коренным образом влияет на менталитет карцерной группы: в исследовании И. Гоффмана отмечены следующие психологические особенности у членов данных групп: возникновение культа личной жизни, скрытой от всех, максимальное сплочение членов группы – как объективная необходимость совместного пребывания вызывает увеличение психологической дистанции между членами группы [8].
Российская политическая практика 90-х годов XX столетия характеризуется возникновением множественных центров власти, которые и раскололи элиту на кланы.
В целом структура политического клана представлена своего рода слоями, верхний слой – это публичный политик, он же является символом клана. Второй слой группа его политической поддержки, третий – группа экономической поддержки в виде финансово-промышленного капитала. Далее – средства массовой информации, и, - частные армии и спецслужбы – приватизированные части государственных силовых структур.
Свое функционирование кланы осуществляют вне рамок какой-либо властной корпорации, в том и состоит их принципиальное отличие от обойм. Клан формируется вокруг одного либо нескольких политических лидеров, разрастается посредством вербовки сторонников, и стремится к покрытию всего политического поля страны.
Таким образом, мы показали, что понятие «клан» в своем истинном значении с течением времени подменялась и к концу XX - началу XXI века окончательно подменилась иными категориями, а именно «политические команды», «олигархические группы», «корпорации», «игорные кланы» - это группы совершенно иного типа, это не «кланы» в том смысле слова, который был заложен антропологическим и этнографическими исследователями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: