Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Белинская Д.В.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ XX-НАЧАЛЕ XXI ВВ.

г. Тамбов, Россия
may
_1981@mail.ru 

Общество не может существовать без определенного уровня межпоколенческой преемственности. Преобразования порождают проблему противоречия преемственности и новых веяний у грядущих поколений. Это приводит к столкновению взглядов у молодого поколения и более старшего, которое обладает богатым культурным и социальным опытом, но порой не применимым в изменившейся социальной деятельности.

Непременным элементом любого развития является преемственность. Это момент, позволяющий сохранять устойчивость целого, независимо от разрушений в его частях. От того, в каком тоне идет разговор между старшим поколением, передающим наследие, и молодежью, которая его принимает, зависит судьба общества и государства.

Последние 20 лет, на протяжении которых в России проводились реформы в социальной, экономической и политической сферах, привели к формированию новых, уже пореформенных поколений, которые будут влиять на направление дальнейшего развития страны, диктуя нормы и правила, которые определят дальнейшую социальную динамику.

Влияние общества на межпоколенческое взаимодействие определяет и направляет основные пути его развития. Позитивными факторами, улучшающими межпоколенческое взаимодействие, являются школа, как социальный институт сближает поколения; поддержка семьи, поскольку именно семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями [1, с. 138].

Среди негативных факторов можно выделить стремительный рост НТР – современное общество в основном ориентируется на молодое поколение, не задумываясь о старших поколениях; разрыв в экономическом положении. Старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи; пренебрежение к историческому прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое значение. Оно - первейшее средство сохранения и продления стареющей цивилизации, но не потому, что дает рецепты ввиду новых жизненных осложнений, а потому, что не дает повторять наивные ошибки прошлого [1, с. 139].

В целом исследователи практически однозначно фиксируют более широкое распространение в среде российской молодежи по сравнению с остальными группами населения ценностей и установок, связанных с модернизированными обществами, рыночными преобразованиями в стране.

Сегодняшняя российская молодежь в возрасте до 25 лет проходила стадию своего личностного формирования после начала экономических реформ – ее представители пошли в школу уже постсоветской России, когда либеральные экономические ценности не просто витали в воздухе, но уже активно внедрялись в систему общественных отношений, а активная вторичная социализация этой возрастной когорты проходила в «путинскую эпоху». При этом молодежь в возрасте от 26 до 35 лет – другое поколение молодых россиян, формирование которого проходило не просто в период реформ, но реформ разного типа, так как их социализация пришлась на два разных периода трансформаций – «ельцинский» и «путинский». Различаются ли эти поколения молодежи? В чем они не похожи на остальное население? Как на них отразились прошедшие 20 лет реформ? Например, сегодня, чем младше россияне, тем чаще они живут в городах и особенно крупных [2, с. 274].

Значимо отличается и среда первичной и вторичной социализации молодежи по сравнению с остальным населением в части уровня образования родителей. Современные поколения молодежи еще и в семье чаще осваивали нормы наиболее «продвинутых» слоев населения. Поэтому объективно их условия социализации способствовали тому, чтобы современная молодежь была в наибольшей степени по сравнению с другими возрастными группами адаптирована к современным социально-экономическим реалиям [2, с. 275].

Возможно, именно поэтому молодежь сегодня – самая успешная часть населения по ее самооценкам; и чем младше молодежная когорта, тем более позитивно ее представители оценивают свое положение.

Если сравнивать сегодняшнюю молодежь в возрасте 18-25 лет с аналогичной возрастной когортой в 2001 г., то стоит отметить, что 10 лет назад молодые россияне чаще, чем сегодня, давали высокие оценки нематериальным аспектам своей жизни – возможности реализовать себя в профессии и получить знания и информацию, которые им необходимы, отношениям в семье, месту, региону, в котором они живут. Все же, что касается материальных сторон, 10 лет назад реже, чем сегодня, оценивалось ими «хорошо». Это означает, что за последнее десятилетие улучшились возможности реализации материальных потребностей молодых россиян, однако сокращаются возможности достижения состояния внутренней удовлетворенности своим положением (в первую очередь, в сфере самореализации), и это, скорее, не динамика восприятия молодежью сложившейся ситуации, а изменение самой ситуации. Подобное положение вещей требует вмешательства на уровне социальной политики, т. к. по большей части затрагивает те сферы социальной жизни, которые не регулируются на индивидуальном уровне: институт образования, рынок труда, региональную политику. Однако на фоне общего улучшения оценок того, как в целом складывается жизнь, и материального благополучия молодого поколения (на что была направлена государственная социальная политика последних лет) эти проблемы пока не формулируются, а само социально-психологическое состояние молодежи значительно лучше, чем у остального населения [2, с. 277-278].

При кажущейся общей благополучности положение сегодняшней молодежи, безусловно, лучше, чем у остального населения, однако по сравнению с ситуацией 2001 г. можно говорить о нарастании большей неудовлетворенности, которая пока даже не фиксируется осознанно самой молодежью [2, с. 279].

Представители обоих поколений молодежи значительно чаще, чем остальное население, отмечают важность для себя лично появившихся возможностей в части реализации потребностей в самовыражении, карьере, яркой и содержательной жизни, т.е. персонально предъявляют запрос на соответствующие возможности.

Сегодня все чаще можно столкнуться с терминами «поколение Х», «поколение Y», а также с совершенно новым понятием «поколение Z». Большинство людей, возможно, даже не понимает точного и правильного значения данных понятий, но на слуху они практически у каждого человека. Так, как же разобраться в столь загадочных и непростых на первый взгляд определениях поколений «Х», «Y» и «Z» и в чем их различия?

Представители поколения Х рождены в период с 1963 по 1982 гг. Это люди, которые склонны верить, что блестящую карьеру можно построить только упорным трудом. Они привыкли начинать с «низов» и постепенно, шаг за шагом, подниматься по карьерной лестнице.

Период рождения «Y» с 1983 по 2003 гг. – представители данного поколения, верят в собственную удачу и рассчитывают на быстрый успех, к тому же, при этом, не стремятся прилагать к своей работе даже малых усилий. Ожидание не для них, они не могут долго чего-то ждать и добиваться, хотят получить все и сразу. Основная мотивация в работе для поколения Y – денежное вознаграждение и материальные блага [3].

Ценности поколения формируются под влиянием событий в обществе и особенностей воспитания в семье в возрасте до 10-12 лет. В каких условиях растет поколение Z? По данным социологического опроса ВЦИОМ, проведенного в 2009 году (22-23 марта 2009 года ВЦИОМ провел исследование по бытовым навыкам россиян, в котором приняли участие 1600 человек в 153 населенных пунктах и 46 областях, краях и республиках России), по сравнению с 2001 годом увеличилась доля россиян, умеющих обращаться с компьютером (с 22 до 42%), умеющих снимать на видеокамеру (с 22 до 34%). Но россияне утратили часть бытовых навыков. В частности, уменьшилась доля россиян, умеющих приготовить обед (с 87 до 80%), шить (с 53 до 46%), вязать (с 39 до 34%), починить протекающий водопроводный кран (с 48 до 39%) [4].

Люди, родившиеся после 2003 года (поколение до 2023 года), по сути, еще совсем дети, но социологи уже возлагают на это поколение большие надежды. Считается, что именно они помогут вывести экономику многих стран на современный уровень, смогут перенять настойчивость и работоспособность у двух предыдущих поколений и будучи не настолько материально ориентированными, как их родители из поколения Y. Правда, стоит отметить, уже сейчас заметно, что поколению Z, никто не указ, кроме них самих, еще, будучи детьми, они понимают свои права, выдвигают свои требования и желания, ничуть не меньше чем взрослые. Очень любопытно увидеть, как эти независимые и изначально самоуверенные в себе и собственных силах люди проявят себя в скором будущем [4].

 Главное в межпоколенческом взаимодействии – система отношений, уровень позитивных и негативных сторон рассматриваемого явления: поиск своего пути или принятие пути предыдущего поколения; принятие или отрицание значимости сделанного, наработанного предыдущими поколением; принятие или отрицание авторитета.

Итак, стоит подчеркнуть, что именно в конфликте между молодежью и старшим поколением выявляются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, которое сможет предупредить разрушительные конфликты, которые порождены новыми ценностно-смысловыми и деятельностными нишами взаимодействия поколений.

В целом система жизненных ориентаций пореформенных поколений молодежи, безусловно, в большей степени, чем ориентация старших поколений, соответствует нормам современных обществ. Однако специфика ценностных установок и совокупности норм, складывающихся в молодежной среде, свидетельствуют о необходимости активизации государственной молодежной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Козлова О.Н. Социальные миры поколений // Социально гуманитарные знания. 2004. № 2.

2. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М., 2011.

3. Гривенная Т. Поколения и fashion-бизнес // Теория поколений. – URL: http://rugenerations.su/2012/09/17/%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-fashion- (дата обращения: 02.11.2014)

4. Шамис Е. В каких условиях растет поколение Милениум и Z и что станет их ценностями // Теория поколений в России. – URL: http://rugenerations.su/2009/05/21/%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%BA% (дата обращения: 02.11.2014)

Разделы