Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Кляин Ю.В. 

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА НА КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

г. Могилев, Республика Беларусь
bobbyray
1237213@gmail.com 

Никто сегодня не будет спорить с утверждением, что Интернет – это явление. Явление состоявшееся, полезное, с одной стороны, и вредное с другой. Ресурсы Интернета включают данные в виде электронных документов разных типов – текстовые, аудио- и видеоматериалы, графические объекты, базы данных, программы и прочее. Как правило, цель представления информации в Интернете – довести ее до сведения других пользователей. Уникальность Интернета состоит в том, что можно в любое время дня и ночи, однократно или многократно знакомиться с материалами, размещенными в сети, копировать их, отсылать кому-нибудь при условии, что у вас есть выход в Интернет. И вот тут-то и возникает проблема – проблема защиты авторского права в сети Интернет.

Авторское право в соответствии с законодательством Республики Беларусь распространяется на произведения науки, искусства, литературы, находящиеся в какой-либо объективной форме, в том числе и на программное обеспечение и базы данных [2, ст.6]. Согласие на использование произведений, охраняемых авторским правом, оформляется авторскими договорами или лицензионными соглашениями, которые определяют объем передаваемых прав на произведения, в том числе прав на использование, изготовление копий и их распространение [2, ст.44-45].

Под компьютерным пиратством обычно понимается несанкционированное копирование, использование и распространение программного обеспечения. Компьютерное пиратство может принимать различные формы, однако можно выделить наиболее часто встречающиеся его разновидности:

  1. Распространение пиратских программных продуктов путем изготовления носителей с его копиями;
  2. продажа компьютерной техники с программным обеспечением, предустановленным с нарушением лицензионных соглашений, а также установка нелицензионного программного обеспечения по заказу пользователя;
  3. воспроизведение нелицензионного программного обеспечения на персональных компьютерах конечными пользователями, включая случаи установки большего числа копий, чем это предусмотрено условиями лицензионного соглашения;
  4. интернет-пиратство – предоставление доступа к нелегальным копиям программных продуктов с использованием Интернета [3].

Масштабы распространения пиратских материалов в Интернете огромны. Насколько это все актуально для Беларуси можно судить по отчету BSA(BusinessSoftwareAlliance - торговая ассоциация, созданная в 1988 году и представляющая интересы ряда крупнейших в мире разработчиков программного обеспечения). В рейтинге стран с самым высоким уровнем использования пиратского программного обеспечения Беларусь находится на восьмом месте. Его доля достигает 87% – это худший показатель среди стран СНГ. Для сравнения: в целом в Центральной и Восточной Европе она составляет 66%, в странах Центральной Азии и Африки – 59%, в Евросоюзе – 35%, в Северной Америке – 21%. Абсолютные цифры в мировом масштабе тоже впечатляют: доля пиратского программного обеспечения достигает 42%, а общий объем рынка контрафактного программного обеспечения в 2011 году оценивался в $64 миллиарда [4].

Статистические данные показывают, что до 87% используемых в Республике Беларусь программ являются пиратскими – то есть изготовленными, реализованными или используемыми без разрешения правообладателей и с нарушением их прав. Пользователи нелегального программного обеспечения могут быть привлечены к ответственности и в законодательстве Республики Беларусь для этого есть основания.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011г. №262-3, автору или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять определенные действия в отношении произведения, а также получать вознаграждение за каждый вид использования произведения. В данной статье Закон раскрывает пути использования произведения: воспроизведение, распространение, прокат, импорт, переделка и т.д.

За нарушение прав правообладатель может потребовать от нарушителя выплаты компенсации либо возмещения понесенных им убытков. Помимо этого, должностные лица юридического лица несут уголовную ответственность за нарушение авторских прав (ч.3 ст.201 Уголовного кодекса Республики Беларусь), а технический персонал, причастный к установке на компьютеры контрафактных программ или к их использованию, могут быть подвергнуты административному взысканию за нарушение авторских прав (ст.9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) [3].

В Республике Беларусь существуют юридические инструменты борьбы с распространением контрафактного программного обеспечения, однако с его применением могут возникнуть трудности - милиция не имеет навыков определения контрафактного продукта, экспертные организации не способны делать экспертизы. Уровень знаний судейского корпуса в сфере компьютерных-технологий находится на достаточно низком уровне, что существенно усложняет отстаивание своих интересов. Формирование правоприменительной практики – сложный и долгий процесс.

По моему мнению, в Республике Беларусь ни государственные органы, ни частные лица не понимают важности борьбы с пиратами. Для активизации борьбы с пиратством необходимо проведение последовательной государственной политики, которая в данный момент не проводится. Необходимо понимание того, что государство несет убытки во многих сферах – недополученные налоги за продажу программного обеспечения, снижение качества предлагаемых работ и услуг, вызванное использованием некачественного программного обеспечения и как следствие убытки в экономике; плюс штрафы за использование контрафактного программного обеспечения.

С моей точки зрения для борьбы с распространением контрафактного программного обеспечения необходимо проведение комплекса мер, который включает:

  1. Использование государственными органами только лицензионного программного обеспечения. В данный момент множество государственных органов и учреждений в своей деятельности используют пиратское программное обеспечение, одной из причин этого является устаревшее оборудование. Обновление компьютерного оборудования и покупка лицензионных программ требует огромных денежных ресурсов, однако нет сомнений в том, что в будущем эти инвестиции не только окупятся, но и принесут прибыль, так как используя лицензионный софт упрощается и ускоряется работа, что позволяет повысить её эффективность.
  2. Совершенствование административного и уголовного законодательства. Целесообразным видится установление более строгой ответственности за правонарушения, совершаемые в сети Интернет в отношении авторского права, введение административной преюдиции за присвоение авторства и принуждение к соавторству.
  3. Создание механизма отслеживания и выявление нарушителей в сети интернет. Каждый интернет-пользователь оставляет дигитальный след, так как у каждого подсоединения к сети Интернет есть свой адрес, так называемый номер IP. Зная этот номер, владелец авторских прав может с помощью органов внутренних дел возбудить уголовное дело и затребовать все персональные данные нарушителя для подачи гражданского иска. Необходимо разработать и внедрить программное обеспечение, которое фиксировало бы случаи нелегального размещения и скачивания файлов с интернет-обменников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Об авторском праве и смежных правах : Закон Респ. Беларусь, 17 мая 2011г., № 262-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.05.2011г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

2) Интеллектуальная собственность и компьютерное пиратство // ASBIS [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа : http://www.asbis.by/vendors/microsoft/intellect. – Дата доступа : 24.09.2014

3) BSA Global Software Piracy Study 2011 // Business Software Alliance [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа : http://portal.bsa.org/globalpiracy2011/. – Дата доступа : 24.09.2014.

4) Уголовный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г : текст Кодекса по состоянию на 12 июля 2013 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 304 с.

5) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г : текст Кодекса по состоянию на 11 июля 2014 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 273 с.

6) Доля пиратского программного обеспечения в Беларуси // Дело – бизнес журнал [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа : http://delo.by/news/~shownews/2011040806. – Дата доступа : 24.09.2014

7)                 Магазин Windows // Microsoft Store [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа : http://www.microsoftstore.com/store/msru/ru_RU/cat/Windows/categoryID.67033600. – Дата доступа : 24.09.2014

8)                 Электронная Беларусь // Википедия [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_Беларусь. – Дата доступа : 24.09.2014

Разделы