Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Соловьев Д.А.

О СПЕЦИФИКЕ ВНУТРИГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ (ПО ИТОГАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)  

г.Тамбов, Россия
sobstvenno_ja@mail.ru

Внутригрупповые процессы – одна из составляющих групповой динамики. Такие процессы протекают на основе множества групповых эффектов и обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности.

В разное время и с различным успехом изучением внутригрупповых процессов, взаимодействий и конфликтов занимались многие ученые, в том числе: автор теории обмена Дж. Хоманс, создатель теории поля Курт Левин, основатель социометрического метода Якоб Леви Морено. Теоретизация всевозможная, обширная и в последнее время все более практически применяемая.

Мы, же, в надежде, что даже само диагностирование специфики внутригрупповых процессов может укрепить структуру студенческой группы, провели следующие исследования по изучению указанных процессов в студенческих группах:

1) анкетирование на основе случайной выборки, которое производилось, весной 2014 года в г. Тамбове;

2) социометрический замер в студенческих группах 2 и 5 курсов направления подготовки «социология», ТГУ им. Г.Р. Державина (Количество выборов во всех вопросах было неограниченным. Всего было задано 5 вопросов, после чего полученные данные были сведены в социометрические матрицы);

3) 2 фокус-группы между студентами ТГУ им. Г.Р. Державина 1 и 5 курсов направления подготовки «социология»;

4) 3 эксперимента (проводились в 2 этапа:

(I) 22 мая 2014 года среди студентов 2 и 5 курса направления подготовки «социология», изъявивших желание поучаствовать в эксперименте;

(II) 6 сентября 2014 года - среди студентов 1 курса направления подготовки «социология»).

Следует отметить, что указанные выше студенческие группы выбраны нами не случайно: студенты 1 курса – еще не сложившийся коллектив; студенты 2 курса – только сложившийся коллектив, а студенты 5 курса – давно сложившийся коллектив. Этот метод классификации внутригрупповых отношений относительно времени совместного взаимодействия, является авторским решением и открыт для критики.

Проведенный нами ряд экспериментов красочен, очень динамичен и позволяет сплотить даже малознакомых людей.

Поскольку нам было необходимо выявить внутригрупповые неформальные связи в студенческой группе, мы применили социометрическую методику, с помощью которой, выяснили следующие особенности:

  • во-первых, абсолютно обособленных индивидов в группах выявлено не было (каждый хотя бы в одном из вопросов получал минимум 1 выбор);
  • во-вторых, во всех студенческих группах индексы групповой сплоченности достаточно низкие (например, в группе 5 курса I=0,045 при норме от 0,6 и выше);
  • и в-третьих, на основе социометрических данных можно говорить как о некоторых прошлых негативных событиях в группе, так и о некоторых положительных событиях относительно группы в будущем.

По результатам опроса, проблема несовпадения формального и неформального лидерства среди студентов отмечена в 50% случаев. Формальным лидером при этом, респонденты считают того, кто является лидером «де-юре», а неформальным – того, кто является лидером практически. Основное отличие заключается в том, что за неформальным лидером следуют охотней (они «друзья», «могут повести за собой людей») и их индикация в группе происходит сразу. Индикация формального лидера происходит постепенно: в качестве примера респонденты указывают нашего президента, который, прежде чем стать президентом страны - прошёл долгий профессиональный путь.

В результате исследования подтвердилось предположение о том, что пословица «Встречают по одежке, провожают по уму» действует и в студенческой среде.

Анализируя ответы на вопрос: «Какие признаки влияют на восприятие и принятие лидера группой?», наибольшее значимыми оказались такие категории как «общительность» (17%), «репутация» (16%), «речь» (16%) и «опыт» (13%).  Был задан и противоположный вопрос: «Какие признаки не влияют на восприятие и принятие лидера группой?». Респонденты отметили следующие вторичные факторы: «гендерные признаки» – 24%, «семейное положение» – 22%, «материальное положение» – 14%, каждый десятый отметил, что «одежда» не является значимой характеристикой.

По отзывам студентов, принявших участие в данном исследовании, отношения между ними несколько улучшились уже сразу после проведения этого эмпирического исследования.

По итогам опросов была подтверждена одна из базовых гипотез: группа, существующая долгое время, несмотря на имеющиеся конфликтные ситуации, все же, успешнее других справляется с поставленными задачами, поскольку имеет крепкие межличностные связи, а, следовательно, каждый знает свою роль в группе, место в статусной иерархии группы и  свои обязанности. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 1.  Холл К.С., Линдсей Г. Теория поля Курта Левина // Теории Личности, 1999, с.288-332.

2. Бендас Т.В. Методика выявления лидеров группы // Вестник практической психологии образования № 4(17) октябрь-декабрь 2008, с.113-117.

Разделы