Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Ежов С.Ю.

КВАЗИКОММУНИКАЦИЯ КАК ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННЫХ МАСС-МЕДИА

г.Тамбов, Россия
ezhovgaga
@mail.ru

Характерным атрибутом современных масс-медиа служит квазикоммуникация. С точки зрения тамбовского социолога И. А.Федорова и его теории «психоворота», квазикоммуникация имеет базовые признаки [1]. Приведем лишь некоторые из них:

- квазикоммуникация на этапе «якорения», закрепления образов «рекомендуемого поведения», не дает развиться духовной коммуникации;

- этап «якорения» применение идеалистических и духовных ценностей как средств достижения цели заказчика.

- квазикоммуникация в ходе развития образуют социальные символы, которые являются сущностью «якорения». Задачей этих социальных символов является «отвод глаз»  от прагматичной ориентации псевдокоммуникации;

-  несимметричность общения в псевдокоммуникации – один из важных аспектов, суггестор должен ввести партнера по коммуницированию в состояние «аптайма», легкой оглушенности сознания, но не попасть в него сам;

- квазикоммуникация не всегда выражает идеологию.

Таким образом, современные масс-медиа берут в основу квазикоммуникацию, для внушения в психику отдельных индивидов, и социума в целом - ряда поведенческих эталонов, клише, стандартов, нужной идеей суггестора. Квазикоммуникация в социуме берет новые вершины: реклама, политические выборы и дебаты, киноиндустрия, киберпространство, PR технологии. Но остановимся на современных масс-медиа.

Прежде всего, масс-медиа и ее квазикоммуникативная составляющая может дать широчайший спектр от положительных эмоций до отрицательных. Такие возможности открыл в своё время ещё В. М. Бехтерев, описавший воздействие определённых наборов сигналов и мелодий, открывающих « вход» в глубины человеческой психики [2,с.114].

Например, когда по радио играет мелодия, человек почти всегда, не задумываясь, слушает её. Музыка же, проникая в подсознание, «отключает» определённые контролируемые центры сознания. Далее следует открытый или зашифрованный месседж, который зависимо от  индивидуальных особенностей индивида с разной силой воздействия может быть  внедрен в психику. После внедрения – снова мелодия, которая уже «закрывает» вход в подсознание нежелательной внешней информации. Открытие В.М.Бехтерева находит ещё большее применение, благодаря возросшим техническим возможностям в телевидении, интернет-коммуникациях  и других СМИ.

С помощью умелой телевизионной съёмки и последующего искусного монтажа сегодня вполне возможно «создать» идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, то есть - превратить правду в ложь, ложь в правду. Например, часы перед программой «Время», различные фотографии с пейзажами, показываемые между передачами, неподвижный репортер, диктор, или активно перемещающийся по студии ведущий ток-шоу приковывают внимание к монитору. Складывается парадоксальная ситуация: телевидение в наибольшей степени создаёт «эффект присутствия». Однако на самом деле всё зависит от того, как показать то или иное явление, как поставить камеру, на чём сделать акцент.

Мы помним аварию на телебашне Останкино. После аварии пресса формулировала возникшее у миллионов людей состояние так: появилось ощущение, что жизнь в стране остановилась; отрезанность от мира рождает чувство страха; человек лишается своего второго «я». В психиатрии подобное явление известно под названием «феномена альтернирующей личности» или «синдром двойного сознания» [3,с.101].

Телевидение располагает огромным арсеналом способов введения в транс, и применяют они уже давно. Одним из особо действенных факторов является показ крупным планом лица человека. Дело в том, что глядя на человеческое лицо, телезритель сразу проникает к нему симпатией или отвращением, и, невольно останавливает внимание на телеэкране. Также применяются эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых разное возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот же метод можно наблюдать в различных рекламных и программных заставках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фёдоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. Спб.: Наука, 2008.

2. Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки. Обозрение психиатрии 1916 № 1-3. стр. 114. 

3. Воробьевский Ю., Соболева Е. Пятый Ангел вострубил. Масонство в современной России – М.: «Российский писатель», 2003. 

Разделы