Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Гузенина Е.О., Гузенина С.В.

ГОТИКА КАК СТИЛЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

г.Тамбов, Россия
gyzenina39@gmail.com

Готика (или готическая культура) как неотъемлемая часть мировой культуры и феномен духовной жизни родилась в  мировой культуре в недрах средневекового искусства Северной Европы изначально как художественный стиль, господствовавший в странах Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы между серединой XII в. и XV—XVI вв.  Наиболее яркими примерами готической культуры выступают:  готический собор,  готический роман, готический орнамент, готический стиль письма.

Название этого художественного стиля происходит от итальянских слов «маниера готика» — «готская манера» (от названия германского племени готов). Искусство средневековья долго пребывало скрытым, под тяжелым пластом непонимания. Красота готического искусства покорила сердца, уставшие от выхолощенных норм классицизма.  В готическом искусстве, сменившем романский стиль, отразились сложность формирования наций и национальных государств, усиление роли городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре.

Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота интерьера в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.

Устремление собора ввысь подчеркнуто  гигантскими ажурными башнями (высота башен собора в Кельне в Германии 157 м),  высокими стрельчатыми  арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»).  Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся ребрах - «нервюрах», а боковой распор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»). Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание (отражающее сложный драматизм жизни), устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов; в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей («химеры»). Разнообразна тематика цветных витражей — главного вида готической живописи.

Эти архитектурные формы, умело использованные римлянами, затем  легли в основу всего строительного искусства средневековой Европы, хотя изначально, еще до Рима, они появились в Иране, который, в свою очередь, унаследовал их от древних культур Двуречья. Возможно, к тем же источникам восходит и великое по своей оригинальности и значительности зодчество Армении, само географическое положение которой благоприятствовало такой преемственности. Уже в V — VII вв. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Но этого было  мало: армянские зодчие едва ли не первыми в мире стали возводить бесстолпные залы, перекрытые взаимоперекрещивающимися арками, положив этим начало нервюрной системе. Высказывались и иные гипотезы относительно происхождения этой системы (Древний Рим, Ломбардия, даже Англия).

Однако в позднем средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими зодчими, и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». В самом деле, готическая архитектура сменила впервые романскую именно во Франции, причем уже во второй половине XII в.

В силу особых местных условий, исторический процесс, происходивший тогда же в Италии, направлял художественное творчество к тому идеалу, которому, часто минуя готику, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса, или Возрождения. Во Франции же, с ее чисто средневековой культурной традицией, прогрессивные явления обусловили, благодаря своему быстрому нарастанию, скорый  переход от романского стиля к готическому.

Более трех столетий продержалась готика во Франции: 
- последняя треть XII и первая четверть XIII в; — ранняя готика; 
- с 20-х гг. до конца XIII в. - зрелая, или высокая готика; 
- XIV- XV вв. -  поздняя готика, сначала радостно сияющая своей декоративностью и потому иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение.

Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, или нервюрах, принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов — полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы — контрфорсы боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы, — все обогатило опорную систему, в этом и заключалась совершенная революция. Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратила определяющий характер в общей структуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. Так что все здание свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.

Замена в готических соборах глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве XI и XII вв. Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но полное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству.  Огромные поверхности окон заполняли витражные композиции, которые воспроизводили традиционные религиозные праздники, исторические события, сцены труда, литературные сюжеты. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Техника витража, позволяющая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям особую эмоциональность. Алые, желтые, зеленые, голубые стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма. Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности — дало краске наивысшую звучность чистого цвета. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, готический витраж воспринимался как источник света. Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора необычным светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало великолепный, незабываемый художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок.

В середине XIII в. в красочную гамму вводят сложные цвета, которые образуются путем дублирования стекол (Сент Шапель, 1250). Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы носили плоскостной характер.

Готический стиль проявляется также и в книжной миниатюре.  Высокого расцвета стиль достигает во Франции XIII-XIV вв. в искусстве книжной миниатюры, в которой проявляется светское начало.

В готической рукописи изменился вид страницы. В иллюстрации включаются реалистические детали, наряду с растительной орнаментикой — религиозные и бытовые сцены. Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы.

В целом, к общим чертам готической культуры и стиля относятся: сложность (многослойность, многофакторность); направленность на духовный мир личности и общества; необычность; эстетизм; идея «двуемирия»,  сфокусированность на потустороннем; мистицизм.

Сложность готики проявилась  не только в архитектуре и изобразительном искусстве. Элементы и черты готической культуры проникли и в литературу, проявились в появлении готического романа.

Готический роман основан на ужасе  читателя. Это романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (главными сюжетами чаще становились семейные проклятия, а героями -  привидения).  Н. Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр: «...ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика... даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу».

Развивался готический роман,  в основном, в англоязычной литературе. Действие таких романов часто разворачивается в готических замках. Однако, по предположению писательницы М. Дрэббл, термин Gothic изначально употреблялся в значении «средневековый», как в подзаголовке романа «Замок Отранто», действие которого происходит в Средние века [1].

В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе.  Первые антологии и сериалы готической литературы появились в самом начале XIX века. В 1806 году Анной Лемойн был опубликован первый сборник готических историй. В числе наиболее популярных следует отметить выходивший с 1847 года лондонский 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество».  Каждая глава этого произведения представляла собой отдельную книгу: обложка с яркой картинкой и восемь страниц печатного текста.

Британский критик Т. Уаттс-Дантон называл готику «ренессансом чудесного» в английской литературе. Но существовали и другие мнения: профессор Йельского университета  У. Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма» рассматривает готику как «синоним варварского, хаотичного и безвкусного» [1].

Описать такое явление как готика пытались многие литературоведы и учёные - М. Саммерс, Э. Биркхэд, Э.Райло, Э. Бёрк, Д. Варма. Обоснование готического стиля принадлежит Э. Бёрку, выпустившему в 1757 году книгу «Исследование наших представлений о возвышенном и прекрасном». Культовую популярность в этот же период приобретает писательница Энн Райс, автор вампирских новелл.

В эту эпоху сформировался и базис современной готической субкультуры, процесс формирования продолжался примерно до середины 90-х годов ХХ века. Стартовой точкой отсчета пиковой истории готической субкультуры считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла группы Bauhaus «Bela Lugosi’s Dead». По множеству причин эта песня (изначально написанная как шутка) стала причиной появления готической субкультуры в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. Вряд ли еще какая-нибудь песня, из написанных в этом веке, стала причиной появления целого движения. В композиции поется про Бэла Лугоши, культового актера венгерского происхождения, самой знаменитой ролью которого стал Дракула (1931 года), этот момент прочно связал готов с вампирами.

Следует отметить, что dark punks и ранние готические группы не называли себя готами - термин был придуман примерно в то же время, но группы не использовали его для описания своей музыки, да и её слушатели редко называли себя готами. Термин «гот» появился позднее, когда сформировались четкие представления о готическом мировоззрении. Ранние готические группы были быстро подхвачены волной популярности - о них писали все музыкальные издания того времени (как и о любом новом, модном музыкальном течении).

В конце 80-х годов ХХ века интерес масс-медиа к готической культуре утих, и по всем признакам культура должна была вообще исчезнуть. Тем не менее, она не умерла. Она просто «избрала» новый путь своего развития, благодаря чему, готика до сих пор остается одной из самых популярных культур во всем мире.

Популярность готики характеризует время, когда культура и искусство отражают особое  состояние общественной жизни: в такие эпохи устойчивые признаки моноистической культуры (национальной, региональной или цивилизационной) разрушаются в результате постепенного или быстрого распада её общественных оснований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Питер Хэйнинг П. Комната с призраком: английская демоническая повесть. Из истории готического романа http://booksonline.com. ua/view.php?book=105729&lang=

2. Портал Готическая музыка// www. music.gothic.ru

Разделы