Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Рябова С.И.

РОЛЬ БИБЛИОТЕК В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

г.Тамбов, Россия
balashova
_en@mail.ru

В современной общественно-культурной ситуации обострилось значение книги как средства воспитания, связи между культурами разных поколений. В этом отношении актуализировался вопрос общения посредством книги родителей и детей и особенно – матери и ребенка.

Подобное заключение исходит из признания особой роли матери в воспитании и образовании ребенка. Жизненная программа, сила и творчество ребенка во многом зависят от того, какими методами мать будет организовывать его духовное и интеллектуальное развитие. Как говорят современные специалисты, «мать является социогенетической основой становления духовного потенциала личности».

Чтение ребенку - развивающее, воспитательное образовательное средство существует естественная биосоциальная система «мать – дитя», а читательскую деятельность матери, направленную на социализацию ребенка и организацию ухода за ним, необходимо признают важной составляющей женской субкультуры.

Помимо этого, данное заключение обусловлено другими факторами:

• просветительные обязанности в отношении детей (именно мать передает и прививает детям те качества, которые Н. Заболоцкий назвал «грацией души»; в семье именно за ней «закрепляют» обязанность формировать у ребенка интерес к чтению, читать ему);

• значительным уровнем образования современных женщин

• большая личная читательская активность женщин

• изменением статуса материнства в современном российском обществе:

Сегодня в содержание материнского чтения как социально-культурного явления входят:

во-первых, собственно процесс чтения матери ребенку;

во-вторых, чтение женщиной-матерью педагогической, медицинской литературы для осуществления воспитания и ухода за ребенком;

в-третьих, деятельность матери по организации самостоятельного чтения ребенка (рекомендация ему книг, их приобретение, получение из библиотеки, беседы о прочитанном и др.).

В практическом содействии материнскому чтению в той или иной части его содержания в разной мере участвуют различные организации, деятельность которых имеет отношение к проблемам материнства и детства: дошкольные и школьные воспитательно-образовательные учреждения, специалисты сферы физического и психического здоровья детей, книгоиздательские и книготорговые учреждения, СМИ (телевидение, радио, в том числе – специализированные детские и женские проекты), библиотеки.

Сегодня в определенной мере существует внебиблиотечная информационная поддержка материнского чтения, которая складывается из издаваемых для матерей изданий для чтения ребенку и занятий с ним, рекомендаций по организации чтения ребенку и личного чтения женщины по развитию материнской культуры. Особо следует отметить активный интерес к этой проблеме периодических изданий для семьи и женщин, репертуар которых в последние годы многократно увеличился.

Однако универсального источника получения матерями информации о детской литературе и методике ее использования нет. Единственным источником, удовлетворяющим названным критериям, является библиотека.

Главной задачей библиотек в направлении поддержки материнского чтения является информационно-методическое обеспечение процесса чтения матери ребенку и содействие просвещению матери в исполнении ее обязанностей по воспитанию ребенка.

Главное же условие, обеспечивающее оказание библиотеками квалифицированного содействия материнскому чтению, – наличие специалистов-профессионалов в области детского чтения.

Во многих детских библиотеках страны сложилась традиция проведения различных «маминых» мероприятий. Учреждение в России в 1998 г. Дня матери активизировало эту работу. Именно к нему приурочивают огромное количество библиотечных мероприятий: «За все спасибо, мама», «Здравствуй, мама», «Загляните в мамины глаза», «Прекрасна женщина с ребенком на руках» и др. Особенно популярны подобные мероприятии в библиотеках семейного чтения.

Таким образом, традиционные «мамины» мероприятия в детских библиотеках имеют огромный педагогический потенциал для воспитания ребенка-читателя. Действующими факторами здесь являются: совместное участие матери и ребенка, информационное просвещение матери и ребенка, сотрудничество библиотеки и матери, стимулирование библиотекой материнского чтения и укрепление авторитета матери как руководителя

Библиотекарями сегодня осознано: чем раньше начнется приобщение ребенка к книге, тем успешнее будет осуществляться развитие малыша. Многие детские библиотеки воспринимают будущую маму как своего читателя и работают с ней.

Библиотекам, как наиболее заинтересованной организации в участии матерей в чтении детей, следует не только создавать для матерей положительную мотивацию этой деятельности, но и стимулировать ее (отмечать, награждать разными формами). Недостаточная развитость материнского чтения может и должна быть изменена только в случае его сознательного культивирования всеми возможными ресурсами и способами. Культивировать – значит создавать культ материнского чтения и бережно его взращивать.

Разделы