Деева Е.В.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ РУССКОГО ЭТНОСА КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
г.Старый Оскол, Россия
deevakate2011@mail.ru
Мировоззрение как система взглядов человека на мир выражается в системе ценностей и жизненных смыслов. Важным этапов в формировании системы ценностных ориентаций и отношений личности является подростковый возраст.
Основатель культурно-исторической теории и основоположник отечественной научной психологии Л.С. Выготский указывает, что в период подросткового возраста происходят две крупные перемены в жизни: органическая – половое созревание и культурное – открытие своего Я, оформление личности и мировоззрения [1, c. 234].
Новообразование подросткового возраста, связанное с формирование мировоззрения, выделяет Г.А. Вайзер. Это смысл жизни, развивающийся на основе главного мотива, жизненной цели, выделения и формирования главной задачи, которая связана с отдаленным будущим. Как отмечает К. Обуховский, потребность осознать свою жизнь как цельный процесс, имеющий определенную направленность и смысл, является одной из важнейших ориентировочных потребностей личности [2, с. 37-39].
По мнению И.С. Кона, ранний юношеский возраст (от 14–15 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью.
Юность очень важный период в жизни человека. Вступив в юность подростком, юноши и девушки завершают этот период истинной взрослостью, когда они действительно сами определяют свою судьбу, путь своего духовного развития. Каждый человек сам планирует свое место среди людей, образ жизни, профессиональную деятельность.
В этот период наиболее интенсивно формируется мировоззрение личности, определяется жизненная позиция [3, с 43 – 44]. В настоящее время выбор жизненного пути, профессиональное самоопределение подростков происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с неприглядными сторонами жизни собственных родителей – постоянной усталостью, раздраженностью, переживанием своей беспомощности, тревоги за завтрашний день. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не смотря на юношеский оптимизм, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни [4, с.3].
Сегодня многие исследователи отмечают конфликт в сознании молодежи между юношеским оптимизмом и неверием в завтрашний день; романтикой жизни, характерной для этого возраста, и жестокой реальностью современного российского общества. Характерные для юношеского возраста становление нового уровня развития самосознания, выработка мировоззрения, определение собственной позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии [4, с.6].
Насущной оказалась проблема выхода из мировоззренческого и нравственного кризиса, воспитания молодых поколений на базе позитивных социокультурных ценностей. Поэтому для сохранения национальной идентичности российского общества, как нам представляется, в числе прочего необходимо восстановление значимости ценностей, связанных с идеей патриотизма или другими слова воспитание подростка на основе культурно-исторических традиций родного края.
Подросток живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Таким образом, этнопедагогический подход представляет единство интернационального, национального и индивидуального. В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур. К настоящему времени остро обнажилось противоречие между большими воспитательными возможностями национальных культур, в частности народной педагогики, и их недостаточным использованием.
В этой связи для нас представляется важной образовательно-воспитательная программа А.В.Камкина «Истоки», которая отражает накопленный опыт воспитания в социокультурных условиях. Обучающиеся поэтапно погружаются в мир ценностей русской цивилизации, определяют фундаментальные основы, жизненные смыслы и идеи русского этноса.
На первом этапе программы обучающегося вводят в ценности внешнего мира. Родной очаг представляется нам, как новое глубокое и очень ценное. Имя – семья – род, затем дом – деревня – город. Важно увидеть необычное в самом обычном. Выходим за пределы родного очага и переходим к родным просторам. Нива, поле, лес, река, море, путь, дорога – это те природные объекты, которые формировали российскую цивилизацию. Наши предки вышли впервые к самому суровому и холодному Белому морю. Море представлялось как окраина, за которой уже другое, неизведанное, отсюда и вытекает поговорка «Чудо заморское». Путь, дорога имеет для русской цивилизации самый глубокий смысл, который отражен в песнях, в картинах русских художников. Это особая часть русской культуры потому, что история России – это история страны, которая все время колонизуется, осваивает новые территории, расширяется. Русский земледелец, не будучи кочевником, не просто прошел огромные расстояния, а населил их и освоил. Нива и поле не столько природные объекты, а часть культуры, отражающие чувства, образы, эстетику и красоту души русского этноса.
Деятельностный аспект выражен в труде земном и труде душевном. Труд земной представляется теми ценностями, которые формировали российский образ жизни, определенные привычки, трудовую этику, виды массового и уникального труда - сев, жатва, братья меньшие, ткачихи-рукодельницы, мастера-плотники, кузнецы-умельцы, ярмарка. Труд души – слово, сказка, песня, книга, икона, храм. Праздник – это труд души, связанный с благодарением или общей радостью.
Ценности внутреннего мира представляют фундаментальные основы личности: интеллект - София, чувства - Любовь, воля - Надежда, иррациональное (духовное) – Вера. Вера представляет природное естественное качество человека, вера в чистые, добрые и светлые идеалы человека.
Традиция – это емкое понятие, которое не приравнивается к обычаям и обрядам, а проявляется через них. Традиция выступает как устойчивая установка, важнейшая черта ментальности, это та твердь, благодаря которой наш вековой жизненный опыт не умирает, а передается из поколения в поколение. Мы можем быть разными, но ценности традиции остаются объединяющими нас и неизменными. Если мы все традиции превратим в смакование и любование обрядами, то мы пойдем по ложному пути. Традиции образа, традиции слова, традиции души.
Присоединенные к идеалам, концептуальные ценности российской цивилизации. «Семь чудес России» - берутся памятники национальной культуры, крупные явления. Изучается памятник не ради информационного обеспечения, а в нем находится определенный знаковый смысл, в котором скрыта какая-то основополагающая идея этой цивилизации. Необходимо найти такие памятники, которые в наибольшей степени отражают ценности русской цивилизации. Через основной памятник мысль подводится к идее, которая переносится на другие объекты. Понятая единожды идея национального памятника не принадлежит только ему, она живет в пространстве русской цивилизации. Представим эти семь чудес:
Слово и образ родины, слово и образ Отечества, слово и образ малой родины, слово и образ времени. Каждая цивилизация по-своему организует пространство и время (это тоже ценности). Цвета Отечества, звуки Отечества, знаковые территории Отечества со своими образами. Пространство тоже говорит, способно сказать нечто важное и сформировать свои образы. Малая родина, город, улица, мост, дом, околица, - все это места особых отношений, особых встреч, переживания, памяти. Пространство говорит, закрепляет определенные ценности.
Многие педагогические коллективы провели пропедевтику программы, сумели адаптировать материалы для дошкольных и средне специальных образовательных учреждений. Например, редкостное вологодское училище, единственное в России, которое готовит кружевниц, мастеров росписи по дереву использует программу для того, чтобы ребята не только овладевали техникой, но и понимали глубину традиций, чувствовали духовное наполнение их дел и знали, что каждое ремесло имеет большой цивилизационный смысл. Ремесло дано человечеству не случайно, в нем есть смысл, оно имеет свое «слово» к людям [5, с. 43].
Рассматривая присвоение подростками ценности культурного наследия, целесообразно говорить о том, что, отражая объективное содержание данной ценности, подросток одновременно фиксирует и свое субъективное отношение к ней.
Применительно к конкретному подростку малая родина выступает ценностью, если имеет для него глубокий личностный смысл. Во-первых, в ценность непременно заложено личностное отношение к ней, во-вторых, личностная ценность формируются объективно в развертывании деятельности подростка в окружающей его среде, и наконец, в ценности, которая становятся ориентиром в жизни подростка, проявляется и его отношения к ней. Ставя перед собой вопрос о собственных ценностях, подросток составляет представление о том, что для него важно и значимо. Ценностное отношение подростка к истории малой родины, к своей стране в целом является неотъемлемой составляющей мировоззрения и реализуется в деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: