Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Медведева О.В.

ПРАВОВАЯ БАЗА АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

г. Тамбов, Россия
movlad
2009@yandex.ru

Правовая база архивного дела в современной России включает систему законов и подзаконных актов, регулирующих различные аспекты архивного дела. По подсчетам специалистов, в стране действует более 150 законодательных документов, касающихся архивного дела. Из них по собственно архивному законодательству - несколько десятков актов, которые условно можно разделить на три группы:

1) фундаментальные, т.е. по всему комплексу вопросов архивной сферы;

2) по вопросам комплектования, хранения, учета и вывоза документов;

3) о доступе к архивным документам и их использовании [1, с. 4].

В первую группу входит принятый 22 октября 2004 г. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». Он является основным правовым актом, который регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ (АФ РФ) и архивных документов государственных и негосударственных учреждений, организаций и предприятий.

Так, в статье 4 закона прописаны полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области архивного дела; в статье 6 — состав АФ РФ и порядок включения в него архивных документов. Указано, что документы АФ РФ, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно в государственных архивах, музеях, библиотеках, временно (в течение установленных сроков) – в архивах государственных органов и организаций, а также в муниципальных архивах.

Согласно закону, государственное управление архивным делом в России осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. В субъектах федерации подобные функции возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Управление же архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют муниципальные органы власти. Статья о документах АФ РФ, находящихся в частной собственности, отражает, что собственник, заключивший договор об отнесении своих документов к АФ РФ, берет на себя определенные обязательства. В случае ненадлежащего исполнения их архивные документы могут быть по решению суда изъяты у собственника [2].

Вопросы комплектования, хранения, учета и вывоза документов регламентируются отчасти тем же законом: согласно ему государственные органы или органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение определенных сроков хранения. Также следует отметить, что документы АФ РФ не входят в состав имущества тех архивов и организаций, в которых они хранятся. Государственному учету подлежат все документы АФ РФ независимо от места их хранения. Уничтожение документов АФ РФ законом запрещается.

Источниками комплектования государственных и муниципальных архивов закон называет органы власти, организации и граждан, в процессе деятельности которых образуются архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы.

Однако ни данный закон, ни другие правовые акты не решают вопрос о месте хранения документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других федеральных организаций, расположенных на территории муниципальных образований. Муниципальные архивы  не имеют права хранить федеральные документы, но неясно, кто должен оплачивать хранение документов в случае их приема в государственные архивы. Что же касается негосударственных организаций, также не установлен порядок возмещения им расходов на осуществление отбора и передачи в государственные архивы документов, отнесенных к федеральной собственности [3, с. 36].

Среди правовых актов второй группы необходимо назвать также закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.). Он, в частности,  предполагает обязательную поставку в федеральные архивы любого аудиовизуального произведения. Важно отметить, что эта норма вызывает много вопросов и практически не выполняется, поскольку происходит столкновение авторских прав на информационный продукт и названного закона.

Особое место занимают акты о деятельности так называемых спецслужб и некоторых других министерств и ведомств об условиях функционирования их собственных архивов. Это, например,  ФЗ «О внешней разведке» (1996 г.), согласно статье 8 которого рассекреченные документы архивов органов внешней разведки РФ, представляющие историческую и научную ценность, передаются на постоянное хранение, а документы о кадровом составе хранятся в архивах органов внешней разведки Российской Федерации [4].

Вторую группу правовых актов дополняет ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993 г.), согласно которому вывозу из страны не подлежат культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках и других государственных хранилищах культурных ценностей. Согласно другому закону - «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории РФ» (1998 г.) - все перемещенные культурные ценности, в осуществление его права на компенсаторную реституцию ввезенные в СССР, являются достоянием России и находятся в федеральной собственности. Многие формулировки законов взяты из конвенций ЮНЕСКО «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (1954 г.) и «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1970 г.), т.е. российское законодательство согласовано с международным.

Здесь же следует упомянуть о вопросах создания электронных архивов. Практически во всех развитых странах приняты законы об электронной подписи, электронном документе, электронной коммерции. В России к настоящему времени принят только первый, и правовой базы создания электронных архивов практически не существует. Сегодня действует ряд законодательных актов, которые допускают использование электронных документов: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об электронной подписи», ФЗ «О бухгалтерском учете», Налоговый кодекс РФ и некоторые другие. Однако вопросы функционирования электронных архивов остаются открытыми.

Что же касается доступа и использования архивных документов, то эти вопросы связаны с понятием государственной, служебной, производственной, коммерческой и иных видов тайн. В качестве важнейших правовых актов данной тематики необходимо назвать законы «О персональных данных» и  «О государственной тайне», указ Президента РФ «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», постановление Верховного Совета РФ «О сроке доступа к архивным документам, относящимся к сфере деятельности внешней разведки»  и др.

Так, в статье 13 Закона РФ «О государственной тайне» предусмотрено, что срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет [5]. Здесь необходимо отметить, что срок засекречивания может быть продлен Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «О сроке доступа к архивным документам, относящимся к сфере деятельности внешней разведки» срок ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о сфере деятельности внешней разведки и составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, составляет 50 лет [6]. В соответствии с ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания документов. Но применение данной нормы является сложным по причине того, что в законодательстве отсутствует четкое определение понятия «личная и семейная тайна».

Итак, в настоящее время в федеральных законодательных актах отражены основные вопросы организации архивного дела в стране. Вместе с тем, пока еще юридически не закреплены четкие механизмы комплектования АФ РФ, не разработаны однозначные критерии доступа к архивной информации разного характера, не имеют правовой основы электронные архивы. Таким образом, архивное законодательство современного периода находится в стадии формирования и подлежит дальнейшему совершенствованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артизов А.Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // Отеч. архивы. 1996. № 4.  С. 4-5.

2. Об архивном деле в Российской Федерации: федеральный закон : принят 22 октября 2004 г. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

3. Храмцовская Н.А. Обязано ли ОАО заключать договор с госархивом? // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2009. № 6. С 35-38.

4. О внешней разведке: федеральный закон: принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

5. О государственной тайне: закон РФ:принят 21 июля 1993 г. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

6. О сроке доступа к архивным документам, относящимся к сфере деятельности внешней разведки: постановление Верховного Совета Российской Федерации : принято 23 июля 1993 г. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

Разделы