Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Жуликова О. В.

ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН[1]

г.Тамбов, Россия
oltamb@yandex.ru

Престиж — социокультурный феномен, возникающий в общественном сознании и проявляющийся в поведении и результате оценивания актуальности, значимости, социальной эффективности и соответствия различных видов деятельности (социальных институтов, групп, отдельных личностей) господствующим ценностям, нормам, социокультурным эталонам. Престиж показывает неизбежность и необходимость иерархизации общества; может функционировать на уровне общественного, группового и индивидуального сознания и отражает потребность людей в мифологической сопряженности их идеалов с некими социокультурными эталонами, усвоение которых происходит в ходе социализации индивидов.

Анализ и обобщение различных исследований позволяет выделить несколько подходов к пониманию природы и значения престижа: психодинамический, интеракционистский, стратификационный, социокультурный. Как правило, эти подходы определяют направления исследований престижа.

С точки зрения психодинамической теории, в основе стремления к престижу лежит подсознательная неуверенность в собственных безопасности и ценности. Чем глубже чувство неполноценности (вплоть до комплекса), тем сильнее стремление к превосходству и престижу. Взгляд на престиж как компенсацию неполноценности представлен в работах А. Адлера, А. Джорджа, Г. Лассуэла, 3. Фрейда, и др. Представители символического интеракционизма утверждают, что престиж обеспечивает уважение к себе, гарантированное уважение других, ибо другие - это "зеркало" человеческого "Я" (Дж. Мид). Среди современных российских ученых это направление представлено в исследовании Степанова О.В.

Социокультурные аспекты престижа отражены в работах Э. Дюркгеймом, Т. Парсонса (учение о роли ценностей в процессе выработки престижных оценок); П. Бурдье (учение о роли габитуса в идентификации с престижной группой); П. Сорокина (учение о роли нормо-ценностей в группах). Среди российских ученых это направление представлено работами В.Б. Моина, И.М.Поповой (выявили специфические черты общественного сознания, обусловливающие престижное отношение к действительности). Престиж как социокультурный феномен рассмотрен в работах Ю.Ф. Гизатулиной и Комлевой В.В.

Стратификационный подход, рассматривающий не столько сущность престижа, сколько его роль, наиболее часто встречается как в отечественной, так и в зарубежной социологии (К. Дэвис, У. Мур, Б. Барбер, А.Р. Редклиф-Браун, М. Вебер, 3. Савиньски, X. Доманьски и др.). Вопросы идентификации людей внутри престижного статуса рассматривались в работах К. Маркса (теория классового деления общества и идентификации "класса для себя"). В рамках теории социальной стратификации проводились эмпирические измерения показателей ранга положения и престижа (У.Л. Уорнер, Р. Кеннинг, К. Саваластога, Т. Гейгер, А. Холлинсхеад, Р.К. Хатт, А. Сарапата и др.); исследовались предпосылки и принципы функционирования феномена престижного потребления (Т. Веблен, Г. Зиммель, Г. Тард, Р. Кениг, В. Паккард, Р. Миллс, Э. Фромм, В. Зомбарт). Вопросы престижа органов власти наиболее глубоко исследованы в работах М.Вебера, который впервые определил престиж как меру социального статуса, и рассмотрел его как фактор иерархии общества его наряду с собственностью и властью. В отечественной социологии вопросы престижа МСУ практически не исследованы.

В российской социологии активно развивались исследования посвященные престижу профессий: В.Н. Шубкин (ввел понятие «престиж профессий» в российскую социологию), К.А. Перна, М.И. Тальюнайте, М.Х. Титма (исследовали иерархии престижа профессий в 70е годы XX в.; зависимости шкал престижа от социально-демографических и поселенческих факторов респондентов; уточняли содержание понятия «престиж профессий»); С. А. Войтович, В. Л. Оссовский, В.И. Паниотто, В.Ф. Черноволенко (создали целостную концепцию престижа профессий). Отдельные аспекты престижа разных профессий рассмотрены в работах Грунтовского И.И., Зиятдиновой Ф.Г., Флоринской С.А., Шеляга А.А.).

Всистему атрибутивных характеристик престижа профессии входят социальный статус, авторитет, уважением. Рассмотрим их подробнее.

Престиж и социальный статус. В западной социологии (а в последнее время и в отечественной) престиж уже давно утвердился как понятие, описывающее мобильность и расслоение общества в вертикальном отношении. Престиж определяется как своего рода моральный критерий, по которому группы и индивиды распределяются по статусам.

Известно, что одно из первых и популярных определений социального статуса принадлежит антропологу Р. Линтону. Его исследования «аскриптивного» и «достигаемого», «конкретного и «общего» статусов стали классическими в теории социальной стратификации. В социологии культуры и духовной жизни наиболее часто апеллируют к определению П. Сорокина, который в работе «Социальная мобильность» характеризовал статус, как совокупность прав и обязанностей, привилегий и ответственности, власти, благосостояния и образования. В соотношении с престижем описание статуса было дано в работах М. Вебера, который так же, как и П. Сорокин признает важность таких критериев статуса, как «статусная честь» («статусная репутация», «социальное уважение», «престиж») и «власть» («юридическое влияние»).

Подводя итоги анализа взаимосвязей престижа профессии и социального статуса, отметим: статус — это формальная, объективная характеристика положения представителей определенной профессиональной группы, а престиж — это неформальная характеристика статуса.

Понятия «престиж» и «авторитет» являются рядоположенными понятиями и в обыденном сознании нередко взаимозаменяют друг друга. Однако в научной литературе эти понятия отождествлять недопустимо. В Российской социологической энциклопедии (1998 г.) авторитет рассматривается как общепризнанное значение, влияние, или «вес», которыми пользуется человек, группа, общественная организация, институт, система взглядов, благодаря определенным своим качествам, достоинствам, заслугам.

Определяя авторитет как компетентность представителей определенной профессиональной группы в чем-то непонятном, но значимом для членов общества, мы выводим компетентность этих представителей на уровень характеристики одного из структуральных свойств престижа (кадрового потенциала) и на уровень критерия при оценке ее престижа.

Если рассматривать авторитет как есть значимость определенной профессиональной группы, то престиж есть результат сравнения этой значимости с другими социально-профессиональными статусами. Авторитет во многом является результатом личностных оценок и суждений о данной группе, влиянии ее представителей, а престиж - результат общественного мнения, сравнения поведения данных представителей и результатов их деятельности с общепринятой шкалой ценностей.

Престиж и уважение. Потребность человека в утверждении своего места в обществе, в престиже по субъективной значимости нисколько не уступает потребности в уважении. Наиболее аргументировано это доказали К.Дэвис и У.Мур.

Престиж является одобрением, которое относится к обладанию положением, то есть одобрением, сопровождающим данное положение, а не качество выполнения обязанностей, предписанных этому положению. Уважение — есть разновидность одобрения, которое относится к правильному выполнению обязанностей положения. Следовательно, престиж является стимулом достичь определенного положения, а уважение обеспечивает наличие мотивации для добросовестного выполнения требований, предъявляемых этим положением. Наличие престижа обеспечивает мобильность общества в отношении иерархии страт, а уважение - его устойчивость, статичность и вознаграждает деятельность и поведение человека на его действительном месте. Тем не менее, и престиж и уважение представляют собой общественное поощрение за соблюдение представителями определенной профессиональной группы норм и правил, поддерживающих установленный порядок, установленную систему социальных отношений, обеспечивающих стабильность общества. Несоответствие этим нормам понижает уровень общественного престижа и уважения. Иными словами, и престиж и уважение являются вознаграждением за конформность институциализированной норме и способствуют стабилизации общества.

В иерархической теории потребностей А. Маслоу престиж является одной из базисных, постоянных, неизменных потребностей, следующей за социальными потребностями (в привязанности, принадлежности, общении, заботе, внимании к себе и т.п.) и относится к «высшим» потребностям личности. Когда же она не удовлетворяется, человек испытывает психологический дискомфорт, который выражается в переживании неудовлетворенности, неполноценности, повышенной тревожности, нарастающей неуверенности в своих возможностях.

Таким образом, престиж - есть стимул достичь определенного положения, а уважение обеспечивает наличие мотивации для результативного выполнения требований, предъявляемых данным положением.


[1] Работа поддержана грантом РГНФ, проект № 14-13-68004

Разделы