Уточкин Н.А.
ПАТРИОТИЗМ КАК КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ОПТИМИЗМА
г. Тамбов, Россия
COLINS-9@yandex.ru
Однои? из тенденции? развития современнои? психологии является возрастающии? интерес к позитивным аспектам человеческого бытия: самоактуализации и самореализации, личностному росту, счастью, жизнестои?кости и т.д. Эта тенденция, впервые проявившаяся в середине XX века в идеях гуманистическои? психологии, привела в конце столетия к возникновению научного направления, получившего название позитивная психология. Одной из проблем новой психологической отрасли стал оптимизм.
Термин «оптимизм» возник относительно недавно, как и связанныи? с ним термин «пессимизм». В 18 веке Леи?бниц ввел это название для обозначения определенного способа мышления. Вольтер популяризировал это понятие в своем романе «Кандид, или оптимизм», вышедшем в свет в 1759 году [1]. Интересно, что слово «пессимизм» возникло столетием позже, когда оно было введено в философию независимо друг от друга Шопенгауэром и Калэриджем.
В настоящее время современная наука выделяет два наиболее авторитетных подхода к исследованию оптимизма: исследование диспозиционного оптимизма-пессимизма (Ч. Шеи?ер и М. Карвер) и исследование оптимизма-пессимизма как атрибутивного стиля (М. Селигман и К. Петерсон). Общеи? для двух этих концепций является идея, что ожидания человека существенно определяют его поведение. В каждой из этих теорий оптимизм рассматривается как ожидание положительного исхода, а пессимизм как ожидание отрицательного исхода.
В отечественной психологии пока недостаточно внимание уделено проблемам оптимизма. В советской психологии оптимизм изучался больше в рамках социологии ( В.А. Ядов, Ю.Р. Вишневский, П. Сорокин и др.). В психологии исследования оптимизма проводились К. Муздыбаевым в рамках социально-психологического контекста, опираясь на подход Ч. Карвера, М. Шейера.
Из более последних исследований в отечественной психологии, известны работы Д.А. Леонтьева. В частности, изучение автором оптимистического мышления как одной из составляющих личностного потенциала.
Проанализировав вышеописанные теоретические источники литературы, было проведено исследование, эмпирическую базу которого составили студенты колледжа и высших учебных заведений города Тамбова, в возрасте от 16 до 26 лет. В работе использовалась разработанная авторская анкета (Н.А. Коваль, Н.А. Уточкин) состоящая из 21 суждения, и тест на оптимизм Ч. Шейера и М. Карвера (LOT – Life orientation test), далее был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона. В полученных результатах мы выявили такие структурные компоненты оптимизма как:
1) Ясность прогноза;
2) Чувство уверенности;
3) Пример окружающих.
В результате факторного анализа, после вращения Varimax был выделен четвертый компонент в структуре оптимизма - «Патриотическое настроение» или патриотизм. Данный компонент включал в себя вопросы из авторской анкеты. Например, большинство испытуемых (70%) дали положительный ответ на суждение «Я горжусь делами своих соотечественников»; на утверждение «Флаг моей страны вызывает у меня чувство гордости» 64% ответили положительно; полностью согласны с утверждением «Я люблю свою Родину» 62% испытуемых.
Таким образом, компонент «Патриотическое настроение» состоит из утверждений, характеризующих отношение испытуемых к государственной символике, соотечественникам и государству в целом.
В итоге можно сделать вывод о том, что оптимизм представляет собой многоуровневую структуру, в которую входят несколько компонентов: ясность прогноза, чувство уверенности, пример окружающих, и включает в себя новый, выявленный в ходе эмпирического исследования компонент «патриотизм». Выявление патриотизма в структуре оптимизма на данный момент можно предположительно охарактеризовать сложившейся ситуацией в современном глобальном мире, а также тенденцией внешней и внутренней политики России в социально-экономическом плане, направленной на сплоченность российской нации. Патриотизм в дальнейшем интересен для более детального исследования как психологическое условие формирования оптимизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вольтер. Избранные сочинения / Вольтер. – М.: Рипол Классик, 1997.
2.Сычев О.А. Психология оптимизма. Учебно методическое пособие к спецкурсу. БПГУимени В.М. Шукшина. Бийск, 2008.
3. Зелигман М. Как научиться оптимизму. Советы на каждыи? день. М.: Вече, 1997.