Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Гузенина С.В.

К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ 

г. Тамбов, Россия
dialog
-lana@yandex.ru 

Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен,
движим и руководствован любовию к Отечеству.
Он должен любовью к Отечеству жить, вливать ее в своих подчиненных
и быть примером в ней всему государству.
Г.Р.Державин

В социально-гуманитарном знании существует и достаточно много концепций критики власти как аппарата насилия, однако весьма оригинальный подход в этом смысле отстаивают, по меньшей мере, два крупных теоретика ХХ века - А. Грамши и М.Фуко, каждый из которых полагает, что такая позиция изначально неверна. Их диагностика природы власти дана в позитивном для социальной системы ракурсе, поскольку с точки зрения мыслителей, основная задача власти - обеспечить стабильность и согласие, и в этом смысле идеология как раз и является гарантом такого согласия, поскольку выступает легитимным положением о сотрудничестве и взаимном доверии общества и власти. Кроме того, идеология (по мысли М.Фуко) – это всегда проект власти о будущем социума, что само по себе  говорит о силе власти, ее значимости; отсутствие же такого проекта – есть свидетельство слабости действующей власти.

Как поясняет С.В. Костарев, у М. Фуко «все объекты являются продуктами власти, создаются властью и составляют важнейший элемент в её конструкции. Власть постоянно подчиняет индивидов путём структурирования возможного поля их деятельности, но индивиды не являются “инертными и согласными на всё” объектами власти, они одновременно являются её двигателем» [1,с.62-118].

Сложность однозначного «отрицательного» или «положительного» отношения к идеологии определяется также тем, что при ее полном отсутствии, так или иначе, происходит потеря не только общих духовных основ, но и самих духовных  ориентиров, что ведет, в конечном итоге, к попыткам копирования чужих идеологических образцов (что и происходило, к примеру, в нашей стране в 90-е годы после объявления деидеологизации), когда российское общество, отказавшись от коммунистической идеологии, вынуждено было жить в состоянии аномии и двигаться в фарватере чуждых ему западных идеологий в поиске утраченных смыслов. 

Разумеется, в рамках перспективы создания Евроазиатского союза представляется важным теоретическое и практическое положение о том, что России предназначены как европейская цивилизованность, так и азиатская самобытность, а также и «открытость другим культурам, терпимость, стремление понять и принять инакодумающего и инаковерующего. Ужиться с ним. Симбиоз двух культурных регионов, постоянный диалог между ними в пределах одной страны определил лицо нашей культуры»[2,с.11]. Именно в  соответствии с таким пониманием исторически  выстраивался в Российском  государстве и идеологический образ Родины, сфокусированный на идею мирного сосуществования разных этносов и народностей.

При этом идеологическая артикуляция такого положения могла осуществляться в дефинициях советского периода в духе «пролетарского интернационализма», однако и сегодня оно наследуется (а значит, и осуществляется) в новой России через  важнейшие принципы мультикультурализма, веротерпимости  и толерантности.

Выделим, таким образом, наиболее общие функции идеологии в социальной системе:

- функция самопрезентации и декларации легитимации (добровольного признания всеми членами общества) действующей власти;

- функция идентификации, выражающая идейные и теоретические  основания коллективной психологии нации, этноса, народностей, этнических общностей, групп и диаспор, представленных в данном обществе, на основании которых формируется самосознание, реализованное в этнониме и сопереживании общего «мы»;

- функция консолидации, осуществляемая посредством обеспечения духовной интеграции всех социальных общностей, групп и коллективов, а также отдельных граждан, представляющих всю социальную структуру общества в единую номинальную общность, добровольно принимающую, в качестве граждан данного государства, теоретические положения о прошлом, настоящем и будущем государства и направления его общественного развития;

- функция целеполагания, раскрывающаяся в организации, специфике и  методах  функционирования всех общественных институтов  с целью обеспечения максимального оптимума в реализации жизнеспособности государства на мировой арене, с учетом обеспечения максимальной безопасности и качества жизни граждан;

- нормативная функция, выражающаяся в постулировании соблюдения определенных социальных норм и правил социального поведения, регламентированных в рамках осуществления декларируемых государством целей и одобрения существующей идеологической программы;

- гносеологическая функция, раскрывающаяся в определении смыслов и иерархии системы духовных ценностей, соответствующих историческому контексту, ментальным и национальным особенностям, культурным традициям всех граждан в границах геополитического пространства государства;

- прогностическая функция, выражающаяся в определении ближайших перспектив и отдаленных целей государства как во внутренней социальной, культурной, экономической политике и духовной жизни, так и в сфере внешней политики;

 - контролирующая функция, реализация которой осуществляется за счет институтов спецслужб, цензуры, карательных органов и соответствующих кадровых организаций;

- информационно-пропагандистская функция, суть которой раскрывается в целенаправленной трансляции и пропаганде в СМИ базовых положений и программных тезисов принятой идеологической платформы государства[3];

- воспитательная функция, направленная на отражение принимаемых идеологических программ во всей системе образования и воспитания с целью обеспечения необходимых духовных ориентаций у подрастающего поколения и формирования соответствующего мировоззрения;

- сигнально-диагностическая (отслеживание степени социальной напряженности населения и готовности коллективно и индивидуально действовать в соответствии с выдвинутыми целями, ценностями и приоритетами);

- регулирующая (регламентирует социальное поведение групп и коллективов, отдельных граждан в рамках декларируемых идейных положений);

- стабилизирующая (точечно воздействует на  очаги конфликтогенности: гасит межэтнические и гражданские конфликты и споры политических лидеров, не давая им перейти в открытую конфронтацию, посредством идеологем, в число  которых входит и  идеологический образ Родины);

- компенсаторная (выполняет функцию утешения и разъяснения).

Отметим, что отечественными обществоведами зачастую подчеркивается нетождественность западной идеологии и российской.

С точки зрения  исследователя В.Б.Пастухова, западная идеология чаще носит прагматический характер и призвана оправдать и обосновать определенную общественную практику, при этом, она предполагает «соответствующий образ политического действия»[4,с.54]. Соответственно, в рамках такого положения очевидно, что идеологический образ Родины  органично встроен в любое политическое действие, а потому не обосновывается детально.

Однако вполне достоверным и реалистичным, представляется  положение В.Б.Пастухова  о том, что идеология в России,  прежде всего, «призвана обеспечить целостность общественного сознания, не дать последнему расколоться на фрагменты»[4,с.55].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Костарев С.В. Проблема власти и политического взаимодействия // Введение в политологию: учебное пособие / коллектив авторов. – Омск, 2010. С.62-118.

2. Гулыга А. В.  Русская идея и ее творцы. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.

3.см., например: О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, [20.02.04, № 111] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. - № 35, 1/5358; Рэспубліка. – 2004. – 24 лютага. – С.2.

4. Пастухов В.Б. Конец русской идеологии. Новый курс или новый путь? // Полис. 2001. № 1.

Разделы