Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Задонская И.А.

РОЛЬ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

г.Тамбов, Россия
ir
-yar75@mail.ru

В современном обществе религия является основным фундаментальным социальным институтом. Обоснованность появления и бытия во всех без исключения обществах религии как раз и поясняет желание людей не только найти ответы на многие основные проблемы личной жизни, но и приобрести твердость и нравственную опору, утешение в религиозной деятельности.

Особенность социологического анализа религии заключается в том, что он рассматривает религию и как особый социальный феномен, и как социокультурный институт со своим кругом символов и ценностей, значений, относящихся к базовым аспектам человеческой жизни, а также социологический анализ предполагает рассмотрение взаимодействия социального института религии в другими социальными институтами общества.

Сегодня церковь все настойчивее пытается влиять на жизнь общества. В последние десятилетия проблемы религии очень активно поднимаются в СМИ, где появляются религиозные программы, а священнослужители привлекаются к участию в ток-шоу, религиозными сайтами заполнен Интернет.

Институт религии, с социологической точки зрения, сходно другим общественным организациям, представлен может быть как система философской верой двух взаимосвязанных уровней. Первый – ценностно-нормативный, который включает в себя совокупность символов, предписаний и верований, принадлежащих к установленному кругу предметов и явлений, являющиеся священными. Второй уровень представляет собой структуру поведенческих образцов, регулируемых и управляемых с помощью религиозных верований и норм.

Религия с помощью церкви, священнослужителей, прихода, приобретая свойство социального института, оказалась способной воспитывать человека в богоугодном духе, поддержать его в трудные минуты жизни, она смогла помочь человеку войти в мир божий, контролировать его поведение, благодаря религии, вере человек осмысливает конечные истины своего бытия. Соответственно, религия формирует базовые представления людей, составляет социокультурную духовную первооснову функционирования всех слоев общества [1].

Наличие цели деятельности, набор социальных позиций и ролей, выполнение определенных функций – все эти характеристики представляют религию как особый социальный институт общества. Что касается функции религии как социального института, то они носят многообразный характер, удовлетворяя разнообразного рода потребности людей и общественных структур.

В разных социологических теоретических школах, функции религии систематизируются неодинаково. Например, представители функционалистского направления считают, что религия представляет собой  универсальный фактор способствующий стабильности и интеграции общества в существенной мере, так как общество заблаговременно представляется как культурно-духовная система, в котором интеграция и стабильность могут быть обеспечены только с помощью выше указанных факторов и религиозных символов. Но тем самым возможность интеграции и стабильности общества на иной основе исключается, нежели той, что образует «моральную общность» (по Э. Дюркгейму), с помощью других социокультурных механизмов (показанных, например, Луманом). В современном развитом демократическом обществе интеграция в большей мере обеспечивается законодательством и системой права в целом [2].

Представители функционализма выделяют четыре типа функций, наиболее характерных для религии и определяющих ее социальный облик [3]: функция значения, или смыслополагания; функция принадлежности, или идентификации; функция социальной интеграции и стабильности; функция сакрализации культурных ценностей, главным образом этических.

Итак, на наш взгляд можно выделить следующие основные функции религии в обществе:

Мировоззренческая – по утверждениям верующих, религия заполняет их реальность неким особым смыслом и значением.

Психотерапевтическая или компенсаторная – смысл её заключается в возможности религии восполнять, возмещать человеку его зависимость от социальных и природных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, нелегкие переживания собственных невезений, тяжести и обид жизни, боязнь смерти.

Коммуникативная – взаимодействие верующих между собой, «общение» с ангелами (духами), богами, душами усопших, святыми, которые предстают как совершенные посредники в повседневной обыденный жизни и в общении между людьми. В том числе, общение осуществляется и в обрядовой деятельности.

Регулятивная – понимание человеком содержания обусловленных ценностных установок и нравственных норм, которые формируются в каждой религиозной традиции и представляют собой своеобразную программу поведения людей.

Интегративная функция представляет собой принятие предназначенной системы верований, символов. По мнению Э. Дюркгейма, данная функция включает человека в религиозную моральную общность и служит сплоченной силой, объединения людей в единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, а так же предоставляет человеку возможность самоопределиться в социальной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая –  лидеры разнообразных общностей и государств применяют религию для оправдания своих поступков, объединения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная функция состоит в том, что религия способствует трансляции культуры последующим поколениям.

Дезинтегрирующая – религия может быть применена для разобщения людей, для разжигания неприязни и даже войн между различными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии, как правило,  распространяется деструктивными последователями, преступающими главные заповеди своей религии25.

И.Т. Пархоменко выделяет и главные атрибутивные признаки религии как социального института, а именно: неизбежное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида); религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы; религия как каждый социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии; религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований – вероисповедание; религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов; большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести [1, с.52].

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно подчеркнуть, что религия как социальный институт представляет собой  организованное объединение людей, осуществляющих поставленные общественно-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения и в современном обществе религия на равнее с другими социальными институтами играет важную и значимую роль в жизни общества. 

Список литературы:

  1. Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт / Общественно- политический и научный журнал «Россия». – 2002. – № 2.
  2. Фролов С. С. Социология. – М., 1994.
  3. Яблоков И. Н. Социология религии. – М., 2002.
Разделы