Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Литвинович В.Г.

ВЗАИМОСВЯЗЬ  ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ МИРА В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

г.Минск, Беларусь
litvyn@yandex.ru

Анализ современной гуманитарной практики указывает на приоритет толерантной, гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической, миролюбивой личности, что находит подтверждение в документах ООН и ЮНЕСКО, в Законах об образовании Российской Федерации и Республики Беларусь, принципах государственной молодежной политики. Человек, не делящий мир на «свой» и «чужой» по национальному и культурному признакам, имеет большую возможность реализовать себя, участвовать в созидательных глобальных процессах во имя мира и прогресса, сопричастно относиться к проблемам других людей, принимать адекватные решения.

Исследование показывает, что современному обществу свойственны новые образовательные парадигмы. Одной из них является культура мира, выступающая как процесс, базирующийся на конкретных общечеловеческих ценно­стях, в том числе, гражданственности, патриотизме, интернациона­лизме, при отрицании шовинизма, национализма, космополитизма, классового подхода к воспитанию и развитию личности. Культура мира рассматривается нами как педагогика выживания социума в широком смысле.

Между тем ответ на вопрос о том, что ждет человеческую цивилизацию в XXI веке, зависит не от того, «что такое глобализация», а от того «какая это будет глобализация». Бесспорно, что культура мира усиливает интегративную парадигму. Уже сейчас теория базовых «человеческих потребностей» применительно к конфликтам Дж. Бертона близко смыкается с «теорией человеческих отношений» Э. Мэйо, идеолога социального партнерства и мира. Думается также, что культура мира создает условия для сближения этих двух парадигм, ибо в решении поставленных задач нужны «прорывы» на том и другом фланге науки. Вместе с тем конец эпохи классового противоборства создал впечатляющие возможности для утверждения общечеловеческих ценностей, получивших приоритетное, признание, и среди них - мира как абсолютной и высшей социальной ценности.. В последние десятилетия динамично формировались гуманистические взгляды и убеждения о неприемлемости политического экстремизма и революционаризма, агрессивного национализма, расизма, несправедливости и угнетения, росли антимилитаристские настроения. Фактором мирового общественного мнения все больше становилось осуждение рудиментов блоковой политики и идеологической конфронтации. Все ощутимее давали о себе знать признаки формирования ноосферы, когда разум, нравственность и воля интегрированного сообщества наций способны взять на себя ответственность за решение глобальных проблем человечества.

В соответствии с данным документом в качестве основных целей в области политики образования должны выступать понимание и уважения всех народов, их культур, цивилизаций, ценностей и образа жизни, включая местные этнические культуры и культуры других наций; осознание растущей глобальной взаимозависимости между народами и нациями; способность  общения  с другими понимание  необходимости  международной  солидарности  и  сотрудничества

Глобализация является одним из отличительных признаков современного этапа общественного развития. Этот факт отмечают практически все исследователи, которые подчёркивают, что историческая эпоха третьего тысячелетия  характеризуется прежде всего расширением и  углублением  глобализационных процессов..

Глобализация вызывает перемены не только в экономической, политической или правовой сфере жизни общества, но и самым непосредственным образом отражается на тех процессах, которые протекают в сфере культуры, в таких ее отраслях, как искусство, науки, образование, воспитание.

Глобализация узаконила существование определенного культурного стандарта, в соответствии с которым человек информационного общества должен владеть несколькими иностранными языками, уметь пользоваться персональным компьютером, осуществлять процесс коммуникации с представителями иных культурных миров, понимать тенденции развития современного искусства, литературы, философии, науки т.д.

На основании вышеизложенных аналитических материалах можно сделать следующие выводы:

В информационном обществе, обществе всеобщих связей, всеобщего обмена информацией нужны новые общечеловеческие ценности. Образование молодежи на этих ценностях представляет ту альтернативу, которой так не хватает современной педагогической аксиологии. Реализация идеи ориентации молодежи на общечеловеческие  ценности создает гуманистическую базу профес­сиональной подготовки  и воспитания студенчества.

Исследование показывает, что педагогика  культуры мира - это парадигма XXI века, выступающая в форме педагогической стратегии,  инновационной педагогики и имеет свои  социально-педагогические основы и предпо­сылки:

социокультурные, связанные с диалогом культур, сближением народов, экономической интеграцией, утверждением межсоциальных ценностей, преемственном развитии человечества;

этносоциальные и этнопедагогические, выраженные в общих ценностях, трудовой деятельности, среде обитания, взаимодействии людей, в размывании национальной замкнутости.

Однако признание общих образовательных ценностей  и мировых стандартов не исключает необходимости сохранения специфических национальных черт, особенностей, свойственных Республике Беларусь  в силу исторически сложившихся культурных традиций, обычаев, норм  жизни.         

Глобализация с ее противоречивыми явлениями выдвигает перед со­временным образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования уме­ний общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей. В настоя­щий момент человечество находится на том уровне, когда наличие и рост проявления многообразия культур требует перестройки образования в кон­тексте концепции поликультурности общества.

Культура мира должна принимать во внимание новый политический ландшафт. Преодолевая границы и сокращая расстояния, экономическая и технологическая глобализация вносит изменения в понятие «цивилизационная парадигма». Сегодня мы стоим на пороге нового глобального общества.

Ядром нового планетарного мышления должно стать демократическое единство глобального общества, основанное на уважении к культурным различиям. Этого можно достичь за счет баланса интересов на всех уровнях взаимодействия. Баланс интересов — это, по сути, разумный, просвещенный эготизм — мечта многих выдающихся мыслителей прошлого.           

С точки зрения политического поведения культура мира должна поощрять появление поколения лидеров и топ-менеджеров, придерживающихся умеренных взглядов, невзирая на их культурную, идеологическую, политическую или религиозную принадлежность. Для таких лидеров демократия сильна лишь до тех пор, пока она основывается на власти закона, представляет народ и гарантирует всем гражданам правильное понимание и реализацию их прав.             

Как свидетельствует опыт ООН, единственный способ создания культуры мира — продолжительное вовлечение в конструктивный диалог, сопровождающийся практическими действиями. Диалог должен, прежде всего, быть всеобъемлющим и охватывать все аспекты проблемы во всей системе координат. В вертикальной плоскости он должен проходить на всемирном, трансконтинентальном, региональном, локальном и семейном уровнях. В горизонтальной — между политиками, дипломатами, религиозными лидерами, внутри бизнес-сообщества и гражданского общества.          

Проведённый анализ международных и отечественных нормативно-правовых документов и научных публикаций позволяет рассматривать понятие культура мира  как приобретенное, принятое, стереотипизированное, гуманное, миролюбивое и толерантное поведение, отраженное в индивидуальных поступках личности, в технологии социальных организаций (экономических, политических, социальных, религиозных, образовательных, воспитательных и некоторых других), в идеях и верованиях.

Феномен культуры мира следует рассматривать в единстве и взаимосвязи, во-первых, двух его планов – объективного и субъективного, как многоэтапный процесс включения человека в сосуществование с «иными», признания «другого»; во-вторых, двух его аспектов – политического, связанного с конфликтами и поиском путей их прекращения, предотвращения, и философского, ориентированного на формирование мировоззренческих взглядов, миролюбивого поведения, ценностных установок, утверждающих уважение к жизни, людям и их правам, к иным культурным традициям, отказ от любых форм насилия.

Такое воспитание направлено на подготовку учащейся молодежи к жизни в условиях поликультурного мира, к осознанию всеми слоями общества глобальных проблем человечества и их ненасильственного разрешения. Следовательно, воспитание студентов в духе культуры мира предполагает формирование у них индивидуальной и коллективной ответственности за сохранение жизни и культурного достояния, за благополучие отдельного человека, переход во взаимодействии с людьми разных культур от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума, взаимного уважения, любви. Его содержание формируется и развивается в каждой стране в зависимости от сложившихся исторических традиций,  общественно-политических, экономических, социально-культурных условий, включает поликультурное образование, межкультурную коммуникацию, миротворческую деятельность.

Одной из основных задач воспитания студентов в этом контексте становится создание условий, способствующих преодолению стереотипов, утверждению и развитию межкультурной компетентности, опыта сотрудничества с разными людьми, сообществами и государствами на основе общечеловеческих ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Адамс Д. ЮНЕСКО и Культура мира: за всемирное движение / Д. Адамс. – Париж.: Изд-во ЮНЕСКО, 1995.
  2. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. –  Париж. 2002.
  3. Декларация тысячелетия Организаций Объединённых Наций // Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество. – Тверь: МАОО «МФО», 2001. – С. 95–105.
  4. Культура мира и демократии. – М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. – 419 с.
  5. Литвинович В.Г. Организационно-педагогические условия воспитания студентов университета в духе культуры мира: дис. … канд. пед. наук /В.Г.Литвинович. – Кострома, 2010. – 200 с. 
Разделы