Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Логвинова Т.В.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 

г. Тамбов, Россия
tasha
_liss007@mail.ru 

Осуществление эффективного государственного управления, направленного, прежде всего, на защиту прав и законных интересов граждан, повышение уровня социальной защиты населения и поддержку малого предпринимательства, развитие медицины и образования, а также ускорение темпа экономического развития страны является одной из важнейших задач современного государства. Именно поэтому руководство нашей страны особое внимание уделяет административной реформе, которая по своим масштабам и значимости занимает одно из ведущих мест в общем процессе модернизации Российского государства.

Административную реформу можно кратко определить как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства – государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности [1, с.3].

Сложилось два основных подхода отечественных исследователей и практиков к пониманию этой реформы. Первый, более узкий, сводит ее к преобразованиям внутри исполнительной ветви власти, ограничивая ее пересмотром функций и созданием адекватной им структуры правительства. Среди сторонников этой точки зрения отметим В.Д. Андрианова, В.С. Комаровского, А.Ф. Ноздрачева [2].

Второй, широкий, подход отражает понимание административной реформы как совокупности нескольких составляющих, которые варьируются у разных авторов. Помимо собственно реформы исполнительной власти в административную реформу включают реформу государственной службы, бюджетную реформу, реформу административно-территориального устройства государства, федеративную реформу, реформу местного самоуправления.

Однако важно отметить, что, по мнению В.Н. Лексина, объединение в составе административной реформы сходных и взаимосвязанных, но все же разных преобразований в отдельных сферах государственного управления чревато размыванием сущности административной реформы, превращением ее в не имеющий четких границ и целей процесс всеобщей модернизации государства [3, с.12].

В России такая реформа, в первую очередь, должна коренным образом изменить действующую систему исполнительной власти, которая до сих пор функционирует преимущественно на основе советских методов и форм государственного управления и в значительной степени укомплектована выходцами из советской партийно-хозяйственной номенклатуры. И одновременно вывести систему исполнительной власти на качественно новый уровень структурного и функционального построения, кадрового и технологического обеспечения, необходимый и достаточный для реализации современных методов и технологий государственного управления, построения в ближайшей перспективе полномасштабного «электронного правительства».

Подчеркнем, что административная реформа, проводимая в нашей стране, - не российское изобретение. В конце XX - начале XXI вв. в значительной части государств осуществлялись и продолжаются крупномасштабные реформы, направленные на преобразование систем государственного управления.

В России особенно внимательно изучается опыт Австралии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канады, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, США, Финляндии, Франции, Чили, Южной Кореи, Японии и др. Движущими мотивами большинства административных реформ в названных странах являлось осознание необходимости решить одну (или несколько) из следующих комплексных задач:

– повышение эффективности системы государственных органов;

– превращение государства в ответственного работодателя, способного привлечь достаточное количество служащих необходимой квалификации и в то же время контролировать издержки на их содержание;

– повышение доверия к государству со стороны населения и частного сектора.

Ключевыми областями административных реформ являются: роль государства в обществе; структура и функции органов государственного управления; повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата; управление государственной службой; реформа финансового управления; подотчетность и прозрачность государственного аппарата.

Несмотря на то, что в основе программ административных реформ лежат потребности правительств в решении самых разнообразных проблем, представляется правомерным обобщение, что конечная цель современных административных реформ состоит в совершенствовании способности государства реализовывать политику, предписанную законом. Такие реформы имеют своей целью устранить препятствия, с которыми сталкиваются правительства при попытке изменить направления социальной и отраслевой политики.

В некоторых странах (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия) программы административных реформ были сформулированы, приняты и реализованы политическими элитами и государственными службами. В других странах, хотя принципиальная основа административных реформ и разрабатывалась политической элитой и центральными государственными органами, многие мероприятия проводились снизу вверх путем экспериментов и разнообразных нововведений (некоторые аспекты административных реформ в США, Германии, Финляндии и др.). В Канаде, например, использовались оба подхода. Ключевыми факторами здесь являются структура государства, его политическая система и конституционный порядок.

Таким образом, административные реформы во всех странах основываются на принципах целесообразности, прагматизма и экономичности. Все мероприятия в рамках административных реформ призваны способствовать укреплению законности, развитию открытости и доступности информации о деятельности государственных органов. Их цель сделать государство социально более сплоченным и сильным, «приблизить» его к гражданину и обеспечить всеобъемлющую конкурентоспособность страны. «Ни одна из реформ, проводимых в России в последнее двадцатилетие, не была так плотно вписана в контекст зарубежной практики, как административная. Начав эту реформу с относительно малым отставанием от зарубежных стран (бум «западных» административных реформ пришелся на первую половину 90-х годов), и уже получив опыт проведения глубоких политических, экономических и социальных перестроек, приближающих общественное устройство к зарубежным образцам, Россия выбрала идеологию административного реформирования тех стран, в которых Public Administration зримо переходит в New Public Management («Новый государственный менеджмент»), и где в государственные институты активно привносятся принципы и технологии стандартного бизнес-управления» [4, с.2].

В общем случае состав российской административной реформы включает следующие компоненты:

– изменение места исполнительной власти в системе государственного управления;

– изменение соотношения централизации и децентрализации этой власти;

– перемены в структуре органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях;

– перераспределение полномочий и ресурсов для их исполнения по территориальным уровням власти;

– уточнение и унификацию содержания государственных услуг, их стандартизацию и изменение порядка предоставления;

– обновление внутренних регламентов деятельности различных органов власти;

– укрепление взаимодействия государства и бизнеса, государства и граждан.

Каждый из перечисленных компонентов затрагивает всю совокупность федеративных отношений в Российской Федерации, весь реформационный комплекс экономического «разгосударствления» и перераспределения собственности.

Необходимость проведения административной реформы в России была обусловлена нарастающим разрывом между потребностями современного российского общества и существовавшим уровнем эффективности функционирования системы исполнительной власти в стране.

Среди наиболее острых проблем государственного управления,  в первую очередь, можно было выделить следующие:

– избыточное количество административных функций, все в большей степени подменяющих создаваемые и активно развивающиеся способы рыночного регулирования экономических процессов, а также системы саморегулирования таких процессов;

– чрезмерное пересечение полномочий федеральных органов исполнительной власти и исполнительной власти субъектов Российской Федерации по одним и тем же предметам ведения;

– недостаточность государственных функций в тех сферах общественной жизни, где существует конституционная ответственность исполнительной власти, а логика современного развития страны не предполагает возникновения механизмов саморегулирования;

– дублирование функций органами исполнительной власти одного уровня.

Таким образом, отсутствие четкой концепции преобразования государственного управления, наличие государственной бюрократии, унаследовавшей прежнюю систему властных отношений, избыточное количество административных функций – все это являлось предпосылками для проведения полномасштабной административной реформы в Российской Федерации. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. - М., 2006. С.3.
  2. См.Андрианов В.Д. Административная реформа в современной России: цели и результаты / В.Д. Андрианов // Человеческий фактор: Общество и власть. 2008. № 3; Комаровский B.C. Кому в России нужна административная реформа? / B.C. Комаровский, Е.Г. Морозова // Власть. 2005.№ 4; Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: российский вариант / А.Ф. Ноздрачев // Законодательство и экономика. 2005. № 8. С.7-23.
  3. Лексин В.Н. Административная реформа: федеральный, региональный и местный уровни // Рос. экон. журн. 2006. № 4 С.12.
  4. Логунов А.Б. Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы реализации //Аналитический вестник.  2006. № 22(310). С.2.
Разделы