Маткина О.А.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
г.Минск, Беларусь
olgapolock@mail.ru
Проблема поликультурного образования в той или иной степени имела свое отражение в философских и педагогических взглядах мыслителей разных историко-культурных периодов: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А Дистервега, Вольтера, Л. Н. Толстого, Ш. А. Монтескье, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева и др.
Международный мир – арена межкультурных и межнациональных взаимодействий. Только в пределах Республики Беларусь проживают представители более 130 национальностей, которые исповедуют разные религии. Актуальность данной работы в рамках поликультурного образования обусловлена сложностями, которые имеют место быть в социальном взаимодействии людей разных национальностей. Все еще можно увидеть акты проявления бытового шовинизма, национализма и небрежного отношения к культурному своеобразию разных народов. Одной из главных причин всего этого является низкий уровень культуры межнациональных взаимоотношений, межкультурных коммуникаций, которые в свою очередь обусловлены отсутствием целенаправленной работы по поликультурному воспитанию и образованию. Другая причина – это то, что в воспитательной работе не учитываются национально-психологические особенности окружающей среды, где на повседневном уровне перекрещиваются различные культуры. Поэтому воспитание молодого поколения с учетом реалий сегодняшнего дня, формирование у нее готовности к социальному взаимодействию в условиях многонациональной и поликультурной среды является одним из приоритетных задач педагогической и психологической работы.
Поликультурное образование предполагает обучение межкультурному общению и взаимодействию, воспитание уважительного отношения к представителям других народов и наций, а также изучение многообразия культурных традиций и обычаев других народов. Все это предполагает успешную адаптацию в поликультурной среде.
Поликультурное образование – образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.
Содержание поликультурного образования ориентировано на создание условий для социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге и обеспечивает ее первичным опытом изучения культуры; на формирование представлений о культурно-этническом многообразии мира как в пространстве, так и во времени; на воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность; на оснащение учащегося понятийным аппаратом, который обеспечивает возможность наиболее полного описания поликультурной среды; на обучение учащихся технологиям реконструкции ценностей культурных общностей, участвующих в диалоге, что является первым шагом к пониманию мотивов, установок и предубеждений к критическому освоению поликультурной реальности.
Исследования показали, что среди важнейших национальных ценностей Беларуси как её культура и история, также высоко ценит дружбу, сотрудничество с молодёжью других стран. А интерес белорусской студенческой молодёжи к культурам разных стран выглядит следующим образом:
- к восточным культурам -56%;
- к европейским культурам – 34%;
- к американским культурам -3%;
- к африканским культурам – 4%.
На вопрос «каким образом Вы удовлетворяете свой интерес к культуре народа другой страны?», были получены следующие ответы:
- изучаю историю, культуру народа по литературным источникам, произведениям искусства – 76%;
- знакомлюсь с материалами интернет-сайтов и других СМИ – 48%;
- изучаю язык этого народа -36%;
- удовлетворяю свой интерес на занятиях по культурологи, социологии, страноведению, другим гуманитарным дисциплинам – 28%;
- посещаю эту страну – 12%;
- иным образом -16%.
Поликультурное образование является составной частью гражданского воспитания, поскольку нельзя представить истинного гражданина без воспитания в нем таких личностных качеств толерантность, доброжелательное отношение к другим людям, и, в частности, к представителям других национальностей. Истинный гражданин должен знать и уважать культуру и обычаи как своей страны, так и других, уметь взаимодействовать в поликультурной среде. Всему этому и способствует поликультурное образование.
Литература