Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Тимощук М.Г., Гузенина С.В.

КРАСОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Тамбов, Россия
fluffy687@rambler.ru
 

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Живя в неимоверно трудных условиях, народ создавал подлинные шедевры, стараясь украсить росписью, вышивкой, резьбой нехитрые предметы своего обихода. Однако понятие красоты, включающее в себя целый комплекс внешних и внутренних качеств человека, менялось с течением времени.

Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. Оно складывалось в соответствии с теми или иными климатическими условиями, политическими, экономическими и другими особенностями общественной жизни, в соответствии с которыми в коллективном сознании возникают стереотипные представления об этике и эстетике,  нравственности и морали, духовной жизни, и даже связана с обычаями, традициями и приметами, а также особенностями  быта различных народов, классов и сословий. По этой причине, как бы это не показалось странным, красота является не только эстетической, но, во многом, и социальной категорией. В течение столетий те или иные изменения идеалов красоты, формы и кроя одежды оставались социально-заданными, поскольку отражали эстетические требования элиты — небольшой привилегированной части общества. Характер одежды многие века строго соответствовал сословным различиям: дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне — для каждого сословия существовали определенные формы и виды одежды, тканей и украшений.

Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. В частности, Бодлер писал, что она состоит из двух элементов — одного вечного и неизменного, не поддающегося точному определению, а другого - относительного и временного, складывающегося из того, что дает данная эпоха, — мода, вкусы, страсти и господствующая мораль. Непременными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия, гармония, взаимное соответствие всех черт и пропорций, законченный целостный образ, чувство подлинной жизни[1].

Изменение эстетического идеала не исключает единого для всех главного качества в самых разных типах красоты — гармонии[2].

Как бы ни отличалась неповторимая египетская царица Нефертити от античной Венеры Милосской, прекрасная флорентийка Симонетта от таитянских красавиц Гогена или великолепные пышнотелые женщины, воспетые Рубенсом, от спортивного типа нашей современницы — все они предполагают в своем облике определенную гармонию, то есть такое взаимное соответствие всех черт и пропорций, которое создает законченный и целостный образ.

Каждое поколение определяет свой идеал красоты, и в первую очередь это касалось женщин, так как вопросам красоты мужчин всегда уделялось меньше внимания. Почти одновременно с появлением человека возникает косметика, сохраняющая красоту, подчеркивающая достоинства и маскирующая недостатки. Уже на самых ранних этапах своего развития человек стремится к чистоте и украшению тела, к избавлению с помощью различных средств от видимых недостатков внешности. Разумеется, это связано с желанием социальных контактов, причем успешных[3].

Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения «сонная одурь», которое затем получило название беладонны. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли:  к вискам подрисовывали толстые, длинные, брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.

О чистоте крови говорили также прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами.

Ассирийцы и вавилоняне чернили брови и ресницы, густо белили и румянили лицо, женщины покрывали свои лица особыми составами, которые, подсыхая, придавали лицу блеск и твердость эмали, красили волосы хной и басмой. Этикет предписывал мужчинам тот же грим, что и женщинам, мужчины носили густые парики, накладные усы и бороды.

Представители народа майя, населявшие полуостров Юкатан и другие области Центральной Америки, окрашивали тело красной мазью, в которую добавляли очень липкую и пахучую смолу — стирана. Этой смесью смазывали особый брусок, украшенный узорами, и натирали им грудь, руки, плечи, становясь, как им казалось, очень нарядными и приятно надушенными.

В древнем Китае идеалом красоты была маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Чтобы ножка оставалась маленькой, девочкам вскоре после рождения туго бинтовали стопу, добиваясь прекращения: ее роста. Женщины белили лица, румянили щеки, удлиняли брови, красили ногти в красный цвет. Мужчины отращивали длинные волосы и заплетали их в косу.

Особо красивыми считались у мужчин и женщин длинные ногти,  они являлись символом достоинства и богатства, подчеркивали высокий социальный статус [4.] За ногтями тщательно ухаживали и для сохранения их надевали специальные, украшенные «наперстки» из драгоценного металла или кости.

Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком. Идеальным считалось собирать волосы в высокий тяжелый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Чтобы спать с такой прической, под шею подкладывали специальные подушечки на деревянной подставке. Мужчины рисовали или наклеивали фальшивые усы и бакенбарды, выбривали себе лоб и затылок, а на макушке собирали волосы в красивый пучок, который завязывали эффектными шнурами. Японцы тщательно ухаживали за своим телом. Они мылись в необыкновенно горячей воде, смазывали тело специальными мазями, применяли паровые ванны.

В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла  физическая культура, естественным был культ тренированного тела. В основе идеала красоты грека лежит единство: гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Художники Греции нашли и оставили после себя меру прекрасного — так называемые каноны и модули.

Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Красоту лица определяли: прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором [5]. Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, перехваченные обручем. Взрослые мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы. В моде была красота строгая и благородная. Прежде всего, ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа.

В Древнем Риме был культ светлой кожи и белокурых волос. Апулей считал, что вряд ли Вулкан женился бы на Венере, а Марс влюбился в нее, если бы она не была златокудрой. Светлые вьющиеся волосы считались идеалом красоты, и римские парикмахеры придумывали самые разнообразные завивки. В моду входили то греческие прически, то египетские а-ля Клеопатра. В период империи их сменяют высокие прически на веерообразных каркасах, с накладками из искусственных волос. У мужчин прямые, начесанные на лоб короткие волосы, лицо бритое или небольшая завитая бородка. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная так по имени римского императора Тита Веспасиана.

С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира[6].

В средние века социальные условия изменили представления о красоте: земная красота считалась греховной, а наслаждение ею объявлялось недозволенным. Фигуру драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком её скрывали (ширина одежды к росту составляла 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы. Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария: удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.

Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII—XIII веков, когда культура приобретает более светский характер [7]. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти. В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза и кожу (подобную персику), губы (алее, чем вишня или роза летней поры). Женщину сравнивают с розой — она нежна, хрупка, изящна.

В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки — босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Грандиозные головные уборы.

В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин Флоренции. Великие поэты Данте, Боккаччо, Петрарка и другие прославляли белоснежную кожу. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. 

 

Позднее Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос — цвет, который позже стали называть «цветом Тициана». Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения. Плечи должны быть широкими. На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно. Именно такой тип красоты изображен на полотнах Тициана «Любовь земная и небесная», «Портрет дамы в белом» и портретах многих мастеров венецианской школы XVI века, в творениях Рубенса, Рембрандта, Гальса и других художников этого времени[8].

В конце XVI столетия (эпоха рококо) идеал красоты как выражение вкусов высшей аристократии отходит от строгих классических форм: прическа становится нарочито увеличенной формы. В моду входят парики, причем не только для женщин, они становятся обязательными и для мужчин. Главными признаками красоты считали белизну кожи и нежный румянец. Однако в связи с эпидемией оспы почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи. Для того чтобы скрыть эти дефекты и еще больше оттенить белизну лица, распространился обычай украшать лицо маленькими круглыми пластырьками—мушками.

В конце XVIII столетия складывается новый стиль, эстетические идеалы которого заимствованы из античного мира (стиль ампир). Одежда и прическа повторяют элементы античности, выходят из моды парики, румяна, мушки. Декоративная косметика приближается к естественным тонам и не становится самоцелью.

Не раз менялся идеал красоты в XIX веке. В целом мода XIX века тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность.

В 30-е годы XX века эталоном красоты становится романтическая женщина с кукольным лицом, маленьким, пухлым, ярким ртом, с мелкой завивкой [9]. И по-прежнему в моде высокая, худощавая фигура с довольно широкими плечами, тонкой талией и узкими бедрами. Надвигалась Вторая мировая война: в это время женщины почти не пользуются макияжем, лишь иногда подкрашивают ресницы тушью и красят губы. В моду входят короткие стрижки по типу мужских. С середины ХХ века красивая женщина должна быть похожая на популярную тогда модель Твигги – худая до болезненности, с короткой стрижкой и огромными глазами. С этого момента эталоном красоты считается фигура «недоедающего подростка»:  хрупкая, нежная девочка с маленькой грудью.

Даже сегодня идеал женской красоты продолжает испытывать влияние прошлого. Однако современные женщины озабочены правильным питанием и здоровым образом жизни, по этой причине «социальный заказ» рождает новый идеал женской красоты, который можно сформулировать так: подтянутая спортивная фигура, ровный цвет кожи, гармоничность в цветовой гамме, а главное – ухоженность [10].

Социальными атрибутами женской красоты, создающими завершённость образа современной женщины, становятся также: умение вести себя в обществе, вкус, чувство стиля, чувство меры, эрудиция, престижная профессия, чувственность и интуиция. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. - 309с.

2. Вахренева П. Е. Философия красоты К. Леонтьева/ П. Е. Вахренева // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - N 5. - С. 258-269. - Библиогр.:  269с.

3. Бычков В.,  Маньковская Н. Эстетика. Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 5. - М.: ИФРАН, 2012 - 192с.

4. Паке Д. История красоты / Доминик Паке; пер. с фр. Ю. Розенберг. - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 128c.

5. Кузнецова Т. В. Древние греки о красоте/ Т. В. Кузнецова //Вестник Российского философского общества. - 2006. - N 2. - С. 178-182

6. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1998. - 352с.

7. Свендсен Л. Философия моды. - М.: Университетская книга, 2010. - 254с.

8. Мода, вкус, красота / Н. М. Аршавская, Л. С. Щербакова. - М.: Профиздат, 1991. - 224 с.

9. Денисова Е. В поисках идеала/ Елена Денисова // Крестьянка. - 2007. - N 3. - С. 12-15.

10. Либина А.  Психология современной  женщины: и умная, и красивая, и счастливая... / А. Либина. - М.: ПЕРСЭ,  2011. - 528 с.

Разделы