Сведения об образовательной организации

11/11/2014 VII Международная научная интернет-конференция "Общество, общности, человек : в поисках "вечного мира"

Гапеева Е.А.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОНИТОРИНГА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 

г.Белгород, Россия
gea_bel@mail.ru
 

Рост потоков и источников информации в современном обществе усложняет работу по анализу, мониторингу и реагированию на имеющуюся информацию в средствах массовой коммуникации. Властные структуры нуждаются в актуальной оперативной информации, им необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность адекватно реагировать на вызовы внешней среды, поэтому применение в управленческой практике современных информационных и коммуникационных технологий способствует оперативности принятия и эффективности контроля исполнения принимаемых решений. Это требует от органов власти повышения профессионального уровня служб, в компетенцию которых входит организация информационного обмена, а также совершенствования коммуникативной компетентности управленческих кадров и развития у них навыков комплексного социально ориентированного планирования их деятельности, которое позволяет с учетом получаемых в ходе информационного обмена данных прогнозировать и устранять социальные риски.

Изучение информационного пространства является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Изучавшие данный вопрос Е.Е. Степанова и Н.В. Хмелевская определяют информационное обеспечение управленческой деятельности как «осуществление действий по предоставлению актуальной, достоверной и полной информации субъекту управления (руководителю) с заданной периодичностью» [1, с.14]. Е.А. Поворова отмечает, что оно представляет собой «целесообразную деятельность по удовлетворению конкретных общественных потребностей, призванную обслуживать не только производство, обмен, распределение и потребление, а также управление этими сферами» [2, с.30].

Для усовершенствования работы органов исполнительной власти необходимо создать условия для работы с информацией, выстроить систему мониторинга информационного пространства. Чтобы быть качественным и оперативным мониторинг должен быть обеспечен квалифицированными кадрами, четко организован и строго зарегламентирован.

Организация работы по мониторингу информационного пространства региона, как составляющая часть информационного обеспечения Белгородской области, опирается на показатели системности, технологичности, эффективности функционирования и кадровое обеспечение [3, с.95].

Остановимся подробнее на мониторинге средств массовой информации. Мониторинг СМИ осуществляется в целях составления формируемого ими «портрета» социально-экономической и общественно-политической ситуации в области, оценки общественного резонанса действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в целях информационного обеспечения руководителей органов исполнительной власти и руководителей государственных органов области для принятия управленческих решений.

Работа специалистов, ведущих работу по мониторингу СМИ, по своей специфике требует непрерывного процесса отслеживания информации, важно подчеркнуть именно «непрерывность и систематичность».

Актуальными на сегодняшний день остаются вопросы организационного и кадрового обеспечения работы по мониторингу информационного пространства области. Специалисты в данной сфере должны владеть как техническими, так и аналитическими навыками, важно умение проводить не только оперативную обработку информации, но и уметь систематизировать, анализировать и делать выводы по содержанию обрабатываемой информации. Творческая составляющая процесса мониторинга не только в разработке методик анализа материалов СМИ. Она и в профессиональной интуиции – умении «читать между строк» и находить важную информацию в потоке ненужной. Следовательно, необходимо осуществлять качественный подбор кадров и проводить систематическую работу по повышению их квалификации, создавать благоприятные условия для профессиональной деятельности.

К совершенствованию мониторинга можно подойти со стороны расширения перечня СМИ, на основе которых проводится мониторинг, и модернизации программного продукта, автоматизации работы. На данный период в перечень СМИ, включенных в мониторинг, входят областные, районные и федеральные печатные СМИ, телевидение, Интернет-сайты, Интернет-сообщества. Особое внимание следует уделить мониторингу блогосферы и социальных сетей, аудитория и активность которых в последние годы значительно возросла. Интернет активно включился в жизнь общества и за сравнительно небольшой срок оказался задействованным во всех его сферах. Выполняя функцию источника информации, блогосфера является определенной субкультурой и социальной сетью.

Заметим, что существуют два противоположных мнения насчет роли блогов в социальных процессах. Первое говорит о том, что участие в блогах ведёт к смягчению социальной напряженности, поскольку позволяет человеку самореализоваться наиболее безобидным образом, «спуская пар» в блогах. Второе утверждает, что блоги ведут к радикализации социальных процессов, поскольку доступность и неконтролируемость информации приводит к тому, что радикальные идеи распространяются по блогосфере стремительно [4].

Мониторинг блогов и социальных сетей имеет свои нюансы и сложности, связанные со специфичностью подачи информации, избранностью участников и ограниченностью доступа. Главная сложность мониторинга социальных медиа – переработка большого количества не структурируемой информации.

Главные преимущества блогов как источников информации заключаются в том, что они формируют определённое общественное мнение, и зачастую новости в них появляются оперативнее, нежели в официальных источниках. Блог может являться площадкой для общественных дискуссий. За счет того, что по блогосфере информация распространяется стремительно и неконтролируемо, ускоряется и реакция общественного мнения по различным вопросам. Возрастает также информационная роль блогов как своеобразной альтернативы официальным СМИ.

О возросшем значении данного средства коммуникации говорит и тот факт, что с 1 августа 2014 года вступил в силу так называемый закон о блогерах. Документ приравнивает к СМИ блогеров, страницы которых посещают более 3 тысяч пользователей в день. К популярным блогерам предъявляются такие же требования, как и к СМИ: они должны публиковать на своих страницах личные данные и воздерживаться от нецензурной лексики, а также материалов, пропагандирующих насилие. Закон вводит понятие «организатор распространения информации», которое трактуется широко – от персонального или коммерческого сайта до группы в социальной сети [5].

Еще одним подтверждением роста влияния блогосферы является то, что сегодня практически все политические, культурные и прочие деятели ведут свой блог.

Направления совершенствования мониторинга информационного пространства региона представляется возможным описать в их тесной связи с такими составляющими как методология и технология работы, техническое обеспечение, информационная база и структура службы, нормативно-правовое обеспечение, кадровое обеспечение, в также в связи с системой обратной связи, как одной из основ взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества.

Рассмотренные вопросы совершенствования системы мониторинга информационного пространства региона, позволяют сделать следующие выводы:

во-первых, совершенствование работы по мониторингу информационного пространства региона на сегодняшний день связаны с вопросами организационного обеспечения, владения как техническими, так и аналитическими навыками, умения проводить не только оперативную обработку информации, но и умением систематизировать, анализировать и делать выводы по содержанию обрабатываемой информации;

во-вторых, эффективной организации мониторинга способствует осуществление качественного подбора кадров и повышение квалификации уже работающих сотрудников, создание благоприятных условий для их профессиональной деятельности;

в-третьих, основные направления совершенствования мониторинга информационного пространства региона связаны с совершенствованием работы с Интернет-ресурсами, блогосферой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Степанова, Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности. [Текст] / Е.Е. Степанова, Н.В. Хмелевская. – М., 2010. – 192 с.
  2. Поворова, Е.А. Соотношение информационного обеспечения и информатизации органов исполнительной власти [Текст] / Е.А. Поворова // Законодательство и экономика. – 2007. – № 9. – С. 29-32.
  3. Бочарова, Т.А. Информационно-аналитическая работа в органах исполнительной власти региона [Текст] : дисс. … канд. социол. наук : 22.00.08 / Т.А. Бочарова. – Белгород, 2009. – 193 с.
  4. Бабина, К.И. Блоговое пространство в информационном поле региона [Электронный ресурс] / К.И. Бабина // Вопросы теории и практики журналистики : [сайт] / Байкальский государственный университет экономики и права. – Иркутск, 2012-2014. – Режим доступа: http://jq.isea. ru/reader/article.aspx?id=17994 (дата обращения: 04.11.2014).
  5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ. – Режим доступа: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165971 (дата обращения: 04.11.2014).
Разделы