Гапеева Е.А.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОНИТОРИНГА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
г.Белгород, Россия
gea_bel@mail.ru
Рост потоков и источников информации в современном обществе усложняет работу по анализу, мониторингу и реагированию на имеющуюся информацию в средствах массовой коммуникации. Властные структуры нуждаются в актуальной оперативной информации, им необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность адекватно реагировать на вызовы внешней среды, поэтому применение в управленческой практике современных информационных и коммуникационных технологий способствует оперативности принятия и эффективности контроля исполнения принимаемых решений. Это требует от органов власти повышения профессионального уровня служб, в компетенцию которых входит организация информационного обмена, а также совершенствования коммуникативной компетентности управленческих кадров и развития у них навыков комплексного социально ориентированного планирования их деятельности, которое позволяет с учетом получаемых в ходе информационного обмена данных прогнозировать и устранять социальные риски.
Изучение информационного пространства является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Изучавшие данный вопрос Е.Е. Степанова и Н.В. Хмелевская определяют информационное обеспечение управленческой деятельности как «осуществление действий по предоставлению актуальной, достоверной и полной информации субъекту управления (руководителю) с заданной периодичностью» [1, с.14]. Е.А. Поворова отмечает, что оно представляет собой «целесообразную деятельность по удовлетворению конкретных общественных потребностей, призванную обслуживать не только производство, обмен, распределение и потребление, а также управление этими сферами» [2, с.30].
Для усовершенствования работы органов исполнительной власти необходимо создать условия для работы с информацией, выстроить систему мониторинга информационного пространства. Чтобы быть качественным и оперативным мониторинг должен быть обеспечен квалифицированными кадрами, четко организован и строго зарегламентирован.
Организация работы по мониторингу информационного пространства региона, как составляющая часть информационного обеспечения Белгородской области, опирается на показатели системности, технологичности, эффективности функционирования и кадровое обеспечение [3, с.95].
Остановимся подробнее на мониторинге средств массовой информации. Мониторинг СМИ осуществляется в целях составления формируемого ими «портрета» социально-экономической и общественно-политической ситуации в области, оценки общественного резонанса действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в целях информационного обеспечения руководителей органов исполнительной власти и руководителей государственных органов области для принятия управленческих решений.
Работа специалистов, ведущих работу по мониторингу СМИ, по своей специфике требует непрерывного процесса отслеживания информации, важно подчеркнуть именно «непрерывность и систематичность».
Актуальными на сегодняшний день остаются вопросы организационного и кадрового обеспечения работы по мониторингу информационного пространства области. Специалисты в данной сфере должны владеть как техническими, так и аналитическими навыками, важно умение проводить не только оперативную обработку информации, но и уметь систематизировать, анализировать и делать выводы по содержанию обрабатываемой информации. Творческая составляющая процесса мониторинга не только в разработке методик анализа материалов СМИ. Она и в профессиональной интуиции – умении «читать между строк» и находить важную информацию в потоке ненужной. Следовательно, необходимо осуществлять качественный подбор кадров и проводить систематическую работу по повышению их квалификации, создавать благоприятные условия для профессиональной деятельности.
К совершенствованию мониторинга можно подойти со стороны расширения перечня СМИ, на основе которых проводится мониторинг, и модернизации программного продукта, автоматизации работы. На данный период в перечень СМИ, включенных в мониторинг, входят областные, районные и федеральные печатные СМИ, телевидение, Интернет-сайты, Интернет-сообщества. Особое внимание следует уделить мониторингу блогосферы и социальных сетей, аудитория и активность которых в последние годы значительно возросла. Интернет активно включился в жизнь общества и за сравнительно небольшой срок оказался задействованным во всех его сферах. Выполняя функцию источника информации, блогосфера является определенной субкультурой и социальной сетью.
Заметим, что существуют два противоположных мнения насчет роли блогов в социальных процессах. Первое говорит о том, что участие в блогах ведёт к смягчению социальной напряженности, поскольку позволяет человеку самореализоваться наиболее безобидным образом, «спуская пар» в блогах. Второе утверждает, что блоги ведут к радикализации социальных процессов, поскольку доступность и неконтролируемость информации приводит к тому, что радикальные идеи распространяются по блогосфере стремительно [4].
Мониторинг блогов и социальных сетей имеет свои нюансы и сложности, связанные со специфичностью подачи информации, избранностью участников и ограниченностью доступа. Главная сложность мониторинга социальных медиа – переработка большого количества не структурируемой информации.
Главные преимущества блогов как источников информации заключаются в том, что они формируют определённое общественное мнение, и зачастую новости в них появляются оперативнее, нежели в официальных источниках. Блог может являться площадкой для общественных дискуссий. За счет того, что по блогосфере информация распространяется стремительно и неконтролируемо, ускоряется и реакция общественного мнения по различным вопросам. Возрастает также информационная роль блогов как своеобразной альтернативы официальным СМИ.
О возросшем значении данного средства коммуникации говорит и тот факт, что с 1 августа 2014 года вступил в силу так называемый закон о блогерах. Документ приравнивает к СМИ блогеров, страницы которых посещают более 3 тысяч пользователей в день. К популярным блогерам предъявляются такие же требования, как и к СМИ: они должны публиковать на своих страницах личные данные и воздерживаться от нецензурной лексики, а также материалов, пропагандирующих насилие. Закон вводит понятие «организатор распространения информации», которое трактуется широко – от персонального или коммерческого сайта до группы в социальной сети [5].
Еще одним подтверждением роста влияния блогосферы является то, что сегодня практически все политические, культурные и прочие деятели ведут свой блог.
Направления совершенствования мониторинга информационного пространства региона представляется возможным описать в их тесной связи с такими составляющими как методология и технология работы, техническое обеспечение, информационная база и структура службы, нормативно-правовое обеспечение, кадровое обеспечение, в также в связи с системой обратной связи, как одной из основ взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества.
Рассмотренные вопросы совершенствования системы мониторинга информационного пространства региона, позволяют сделать следующие выводы:
во-первых, совершенствование работы по мониторингу информационного пространства региона на сегодняшний день связаны с вопросами организационного обеспечения, владения как техническими, так и аналитическими навыками, умения проводить не только оперативную обработку информации, но и умением систематизировать, анализировать и делать выводы по содержанию обрабатываемой информации;
во-вторых, эффективной организации мониторинга способствует осуществление качественного подбора кадров и повышение квалификации уже работающих сотрудников, создание благоприятных условий для их профессиональной деятельности;
в-третьих, основные направления совершенствования мониторинга информационного пространства региона связаны с совершенствованием работы с Интернет-ресурсами, блогосферой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: