Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Герасимов А.П.

Военно-музыкальные традиции в России являют собой образец самобытного, общественно-значимого и социально-востребованного явления, которое представляет ценность как особое направление в искусстве, образовании и повседневной жизни людей. Именно поэтому с позиций социально-культурного анализа особый интерес представляет анализ процесса зарождения и современного развития традиций военной музыки.

О труднейших и неблагоприятных обстоятельствах исторического развития русской культуры и, не смотря на них, о её величайших художественных достижениях писал А.М. Горький: "В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условии прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок". Истоки военного музыкального искусства также лежат в народном творчестве - инструментальная и вокальная музыка были известны русским славянам уже в глубокой древности. На это указывают многочисленные русские обрядовые песни, нередко сопровождаемые наигрышами на инструментах.

О существовании военной музыки на Руси свидетельствуют сохранившиеся летописи. Первое упоминание о боевых музыкальных инструментах встречается в летописном памятнике и в старинных песнях о походе князя Святослава в Болгарию:«..пойде полк по полцебьюще в бубны, и в трубы, и в сопели..». в сказании о «Мамаевом побоище» перед началом битвы «начаша гласы трубные от обоих стран сниматися»[1, с.7]. Как правило, количество боевых инструментов обычно зависело от численности войска.

При Иване IV, любившем песню и инструментальные наигрыши, в 1547 г. впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России. Сигнальная и дозорная службы стали важнейшими обязанностями военных музыкантов.

Военная музыка звучала и в мирные дни. На свадьбе Михаила Федоровича, как только «государь пошел в мыльню, во весь день и с вечера и в ночи на дворце играли в сурны и в трубы и били по накрам» [1, с.18].

Иван Грозный в период своего правления упорядочил систему комплектования и военную службу в поместном войске, организовал централизованное управление армией, создал постоянное стрелецкое войско, сформировал централизованную систему снабжения и наладил постоянную сторожевую службу.

Петр I придавал большое значение военной музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск. Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи.

Заботясь о прогрессивном развитии военно-оркестрового дела, Петр I во многом заимствовал достижения развитых западноевропейских стран. В частности 1705 г. он учредил при Адмиралтейской школе музыке музыкальное отделение, на котором музыканты-педагоги обучали игре на духовых инструментах русских подростков.

Анализируя время правления Петра I, необходимо подчеркнуть, что он: учредил российскую регулярную армию и флот, основанные на рекрутском наборе; ввел единую систему воинского обучения и воспитания, регламентированную первыми российскими уставами; централизовал военное управление, заменив приказы Военной и Адмиралтейств – коллегией; открыл военно-учебные заведения; широко культивировал различные формы досуга.

Во время правления императрицы Екатерины I был выписан из Константинополя турецкий военный оркестр, специфически воинственное, ударно-шумовое звучание которого оказало впоследствии влияние на русскую оперно-симфоническую музыку.

Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали наряду со знаменами и орденами награждать серебряными георгиевскими трубами как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии.

В период царствования Екатерины II (1762-1796) произошло увеличение штатов полковых оркестров, а также появляются в полках «хора военной музыки». Наряду с духовыми составами оркестра при полках появляются струнно-смычковые, исполнявшие военную музыку с турецким колоритом.

Военно-патриотическое и социально-культурное значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн. Выдающийся российский полководец А.В. Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил». А.В. Суворов видел в военных оркестрах не только организующее и дисциплинирующее начало, но и средство воодушевления солдат, повышения их морально-боевого духа.

Развитие музыкального искусства в начале XIX века во многом определилось событиями Отечественной войны 1812-1814 гг. Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. Патриотический порыв, рост национального самосознания, связанный с освободительной войной против Наполеона, ярко проявился в сфере военной музыки. Возникло множество героико-патриотических произведений и среди них марши О.А. Козловского, Н.А. Титова, К.А. Кавоса, Ф. Антонолини, А.А. Дерфельда и другие.

Во второй четверти XIX века в России в полосу расцвета вступают дарования А.С. Даргомыжского, М.И. Глинки, А.А. Алябьева и других композиторов. В это время делаются первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров. Сохранилось крылатое выражение того периода: «Военный оркестр – это визитная карточка полка».

Особое влияние на развитие военно-оркестровой музыки оказала деятельность Н.А. Римского-Корсакова на посту инспектора «военно-музыкальных хоров» Морского ведомства. Проводившиеся им на флоте преобразования составов военных оркестров и организация подготовки кадров для них послужили отличным примером для подражания при проведении подобных реформ в армии.

Послереволюционные годы XX века стали периодом стихийного возникновения военных оркестров, в большинстве своем не способных отвечать стоящим перед ними задачам. Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота.

Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом – Президентским оркестром России.

Увеличение численности Красной Армии в 1930-е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах. Поэтому в этот период значительно увеличилась сеть военно-учебных заведений, в числе которых был создан и военный факультет Московской государственной консерватории. В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.

В это время появляется уникальное учебное заведение Московское военно-музыкальное училище - единственное в Российских Вооруженных Силах образовательное учреждение среднего профессионального (музыкального) образования. Училище было образовано 1 апреля 1937 года совместным приказом Наркомов обороны и просвещения и формировалось из музыкально одаренных мальчиков детских домов, детей тех, кто геройски пал в боях за свободу и независимость нашей Родины. Перед школой была поставлена задача обучения и воспитания юных музыкантов для пополнения военных оркестров Красной Армии.

С 1938 года воспитанники принимают участие в парадах на Красной площади. В 1940 году барабанщикам и фанфаристам впервые оказано высокое доверие - открывать парады войск Московского гарнизона на Красной площади.

В 1956 году 2-я Московская школа военно-музыкантских воспитанников преобразуется в Московское суворовское военно-музыкантское училище.

На московское военно-музыкальное училище возложена важная миссия в пропаганде и популяризации отечественной военной музыки, в формирование патриотического и эстетического начала личности, в развитие культурного и творческого потенциала молодого поколения, уважение истории и традиции России.

В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши.

В послевоенные годы духовая музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры. Заметно расширился круг воинских ритуалов, повседневная исполнительская практика военных оркестров: музыкальное оформление торжественных мероприятий и парадов, боевая учеба войск, войсковые маневры и смотры. Стали традиционными конкурсы, праздники и фестивали военной музыки.

Начиная с 60-х гг. XX века армейские и флотские оркестры нашей страны становятся постоянными участниками международных фестивалей духовой музыки и начинают выезжать в зарубежные страны.

Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства.

В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу.

С 2005 г. по инициативе Президентского оркестра России в летний период проходят выступления духовых оркестров у грота в Александровском саду. Эту инициативу поддержало Правительство Москвы, многие культурно-массовые организации, и теперь у грота в Александровском саду выступают практически все известные в столице военно-музыкальные коллективы.

В настоящий момент военные оркестры, являясь носителями музыкальной культуры, сохраняют и приумножают славные традиции отечественной военной музыки. Очень важно, чтобы происходила интеграция социально-культурных технологий в военно-музыкальном образовании. Воплощались новые формы культурно-творческой деятельности в выступлениях оркестрах. Разрабатывались программы обучение в военно-музыкальных училищах по общим и специальным дисциплинам основываясь на дифференцированных подходах, учитывался творческий потенциал, была неразрывная связь с окружающей действительностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что путь, пройденный русской музыкой в течение длительного исторического периода - от древнейших времен до середины XIX века, - представляет собой закономерный процесс формирования, развития и неуклонного роста богатейшей музыкальной культуры великого народа. Рост этот совершался в обстановке острых социальных противоречий, вопреки многовековому и жестокому политическому и духовному угнетению народа. Он не прекращался даже в условиях тяжелой, героической борьбы народа за национальную независимость Родины и ее культурно-историческое наследие в периоды вражеских нашествий, для отражения которых потребовалось величайшее напряжение всех народных сил.

Список использованных источников:

1. Военная музыка России. - М.: Воениздат, 2007. - 247с.

Разделы