Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Власенко В.М.
НИУ «БелГУ», г.Белгород, Россия
e-mail: lika_080892@mail.ru

Россия ХХI века твердо обозначила позицию, исходящую из того, что наивысшей ценностью здорового общества является человек, его потребности, интересы и благополучие. Для демократического государства значим любой социальный институт, любой коллектив, но важнейшим, базисом этого, однозначно, является семья. Именно в этой ячейке общества происходит фактическое развитие и функционирование личности. В связи с этим центр создания культуры объективно перемещается из школы и трудового коллектива в семью. Но, для того, чтобы это не осталось лозунгом, сегодня важно, чтобы семья могла на практике, фактически выполнять свои социальные функции. В отличие от таких сфер, как: экономика, политика, образование, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие. Семья – ячейка социума, от уровня культуры которой на прямую зависит духовное богатство и благополучие общества, его возможность формирования креативной личности информационной эпохи; преодоление социальной пассивности, демографического кризиса, алкоголизма, наркомании; возможность утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга.

Огромный педагогический потенциал оптимизации семейного досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой важное место занимает художественное творчество, объединяющее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит увеличить эффективность нравственного развития ребенка, создать моральный климат в семье, обеспечивающий психологический комфорт, защиту и всестороннее развитие личности.

Проблемы семьи и ее нравственно-воспитательного потенциала были объектом научного анализа несколько столетий. Духовная жизнь семьи исследовалась Аристотелем, Гегелем, Кантом, Фихте, Энгельсом, изучалось Н.А.Бердяевым, И.А.Ильиным, А.Ф.Лосевым, В.В.Розановым, В.С.Соловьевым, С.Л.Франком и другими русскими философами.

Значимость семьи в процессе социализации индивида, нравственное развитие личности, вопросы семейной педагогики освещены в публикациях А.П.Азарова, И.В.Гребенникова, В.Я.Титаренко, Б.А.Титова.

Количество работ, способствовавших научному осмыслению нравственно-эстетического потенциала семьи и условий его реализации, как показывает анализ, впечатляет. Тем не менее, при всей широте и многообразии теоретического анализа и эмпирической фактографии духовного мира современной семьи ряд аспектов этой проблемы остаются еще за пределами педагогики и смежных наук. И действительно важным сегодня является вопрос обоснования эффективной методики использования сферы свободного времени для формирования культуры семейных отношений.

Для русского человека семья всегда была сосредоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования не только государственности, но и миропорядка. Семья – в русском народном сознании – особый союз, в основе которого заложена любовь. Любовь определяется как высшее чувство. Способность видеть в любимом существе не только телесное явление, но и «душу», стремление к единению, основанному на однородности духовных оценок и общности жизненной цели, взаимное доверие и уважение – вот тот «состав» любовного чувства, который позволяет считать духовный элемент любви преобладающим в русской культурной традиции.

Семья – один из многочисленных древнейших институтов человеческого общества. Она преодолела множество сложностей в развитии: от совместного проживания родом, племенем к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее стала нуклеарной семьей, состоящей лишь из родителей и детей. Современная семья, как правило, состоит лишь из 2-3 человек. Но именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. В этой связи центр формирования культуры объективно перемещается из школы и трудового коллектива в семью. Однако, для того, чтобы это не осталось лозунгом ныне необходимо создать условия, чтобы семья могла на практике реально осуществлять свои социальные функции [2, 37].

Важная роль в осуществлении педагогической функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая является частью свободного времени, используемого для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.

Семейный досуг – это часть свободного времени, которая подразумевает совместное и добровольное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на хранение, генерацию и развитие нравственных и культурных ценностей, образцов, норм поведения членов семьи.

Своевременность исследования социально-культурной деятельности, как средства повышения досуговой культуры семьи определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт, логикой развития педагогики досуга, а также креативным потенциалом социально- культурной деятельности. Реализация педагогических ресурсов социально- культурной деятельности чрезвычайно актуальна в условиях трансформации российского общества, а также в контексте современных тенденций развития педагогического знания [1, 82].

Можно выделить следующие условия реализации педагогического потенциала семейного досуга, способствующего развитию личности ребенка, его социализации и расширению сферы общения:

- целенаправленное включение в социально-культурную деятельность всей семьи как целостного субъекта социально-культурного творчества, воспитательный результат которого зависит от совместных усилий детей и родителей;

- оптимизация социально-психологической и духовно-нравственной атмосферы семейной жизнедеятельности семьи путем насыщения семейного досуга художественными видами деятельности;

- развитие досуговых форм семейного творчества путем постепенного усложнения их содержания и расширения проблемного радиуса;

- формирование у родителей ценностей семейного досуга, повышение их мотивации принимать активное и конструктивное участие в оптимизации межличностных отношений ребенка в неформальной группе, в создании благоприятного социально-психологического климата, способствующего социализации и самореализации личности ребенка;

- создание на базе учреждений социально-культурной и образовательной сферы системы организации семейного досуга, обеспечивающего мобильность и свободу выбора форм социально- культурной деятельности, способствующих формированию ролевой идентичности и максимально полной реализации творческих возможностей личности каждого члена семьи.

Анализ актуальных проблем формирования культуры семейного досуга, обнаружил неумение, неспособность членов семьи рационально организовывать свое свободное время. Открытия в области науки и техники дают возможность современным семьям усовершенствовать свой быт, повысить оснащенность различными предметами культурного назначения (радио, телевизоры, звукозаписывающие устройства, фото- и видеокамеры и т.д.). Но вместе с тем, возникает проблема разумного, рационального использования этой материальной базы. Мало иметь в доме пианино, нужно уметь играть на нем, надо не слушать музыку, а слышать ее.

Рациональное использование свободного времени для воспитания детей и организации досуга становится важной социальной функцией современной семьи. Поэтому первостепенное значение приобретают устранение элементов стихийности в досуге семьи, неуклонное повышение его культуры, ориентация на активные формы использования свободного времени. Сегодня необходимо уделить особое внимание педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, на выработку системы установок, умении и навыков рационального времяпрепровождения.

Таким образом, необходимо отметить, что сегодня не столь важно констатировать значимость формирования культуры досуга, гораздо важнее раскрыть механизм формирования этой культуры; обосновать технологию решения этой задачи, разработать методику выработки умения и навыков досуговой деятельности у разных членов семьи. В современных условиях, подтверждается значимость педагогического ресурса социально-культурной деятельности в процессе оптимизации воспитательных функций современной семьи за счет организации семейного досуга и повышения культуры межличностных отношений между родителями и детьми.

Список использованных источников:

1. Прокопьева, М.М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи: монография /М.М.Прокопьева. – М.: МПСИ. 2013. – 365 с.

2.  Ралаева, И.И. Основы самоорганизации семьи: монография /И.И. Ралаева. – Якутск: Бичик, 2000. – 112 с.

Разделы