Сведения об образовательной организации

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Мурзина О.Б.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
заведующая кафедрой социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент
e-mail: murzina.olga@mail.ru

Шальнева Л.М.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
студентка кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства

В настоящее время деятельности клубных учреждений уделяется особое внимание, это связано, в первую очередь, с ростом потребностей современного общества в социально-культурном, культурно-творческом развитии. В связи с этим, культурно-досуговая деятельность, призванная удовлетворять запросы широкого круга аудитории, играет важную роль и в становлении личности подростка, являющейся уязвимой во многих отношениях и требует особого подхода в организации культурно-досуговой деятельности.

Проблема использования досугового времени подростками является сложной и противоречивой. Неорганизованность и неумение  распоряжаться свободным временем нередко приводит детей к социальным проблемам.

Проблема организации культурно-досуговой деятельности подростков в сельской местности заслуживает пристального внимания. В первую очередь потому, что «человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где не так много учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей»[1].

Досуг влияет на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний.

Современное общество требует новых технологий в деятельности культурно-досуговых учреждений, работающих с подростками, потому что в настоящее время проблема социальной и индивидуальной адаптации подростков принимает актуальное значение из-за быстро меняющихся условий жизни, обучения, воспитания и развития личности

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст - не просто один из этапов жизни - это возраст «второго рождения личности». Являясь зависимым от реальной социальной жизни, этот возраст очень хрупок и изменчив. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Культуре досуга  необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми, что способствует перениманию от взрослых их способа проведения свободного времени, причем не всегда положительного и соответствующего уровню развития подростка.

Усилия работников учреждений культуры, в том числе и социальных, должны быть направлены на то, чтобы научить подростков стремиться к богатой, разнообразной и свободной культуре, которая существует не только для того, чтобы познавать ее, но и, прежде всего, для воспитания и совершенствования себя в ней.

Человек становится личностью, лишь приобщаясь к духовным ценностям, которые обеспечивают его целостность, его гармонию, его включенность в социальные процессы. Работа культурно-досуговых учреждений направлена отстаивать ценности, спасающие человека от духовной нищеты и культурной ограниченности, помогая подросткам преодолевать трудности, приобщать их к культурно-творческой, социально-нравственной, патриотической жизни.

Деятельность учреждений культуры сложна, в связи с постоянным изменением ценностей, идеалов к которым следует стремиться. Зачастую предлагаемые в учреждениях культуры формы досуга нередко не отвечают потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям. Многие Дома культуры, особенно в сельской местности, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию культуры досуга.

Правильная организация досуга способствует формированию у подростка культуры общения, укреплению семейных связей, создает условия для самореализации и самовоспитания личности. В настоящее время, учреждения культуры имеют возможность эффективно организовывать культурно-досуговую деятельность, ориентируясь на формирование, развитие и самореализацию личности подростка. Понятно, что тенденция к снижению посещаемости подростками мероприятий, кружков, секций, развлекательных программ, играющих большую роль в формировании личности, связана с возможностью  современного подростка всему найти замену, порой негативно отражающуюся на развитии его как личности, развращают и уничтожают его будущую индивидуальность (например, компьютерные игры, просмотр телепередач и др.).

Следует отметить, что учреждения культуры имеют необходимый потенциал для эффективной организации досуга подростков. Главное грамотно выбрать основное направление реализации этого потенциала в системе организации досуга подростков.

Список использованных источников:

1. Серкова О.А. Особенности организации культурно-досуговой  деятельности подростков в условиях небольшого города [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.vevivi.ru

Разделы